История Pz.Kpfw.IV Ausf.J, последней, и самой массовой версии немецкого среднего танка Pz.Kpfw.IV
Содержание:
Один из самых ранних Pz.Kpfw.IV Ausf.J, танк минимально отличается от Ausf.H[/caption]Согласно планам немецкого командования, после того, как разворачивалось крупномасштабное производство Pz.Kpfw.Panther, выпуск Pz.Kpfw.IV постепенно прекращали. Но случилось совсем иначе. Так получилось, что самым массовым немецким танком в пределах одной версии стал Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Правда, данный рекорд случился в крайне неоднозначной ситуации. Происходило это на фоне постепенного упрощения танка и отсутствия перспектив его модернизации.
Сделано в Австрии
К началу 1944 года ситуация вокруг Pz.Kpfw.IV выглядела весьма неоднозначно. На Grusonwerk, изначально основном месте выпуска танка, его производство постепенно сворачивали. Связано это оказалось с тем, что с января 1944 года Grusonwerk приступила к выпуску StuG IV, поэтому выпускавшиеся на этом заводе шасси стали использоваться для производство САУ. Спустя месяц VOMAG начала производство схожей боевой машины — Jagdpanzer IV. Естественно, постепенно выпуск танков стал неуклонно снижаться.
Казалось бы, в такой ситуации Pz.Kpfw.IV должен был уйти со сцены, чего так долго добивались Книпкамп сотоварищи. Но как раз в начале 1944 года на полную мощность стал выходить завод Nibelungenwerk в Санкт-Фалентин. Построенный силами Steyr-Daimer-Puch, этот завод изначально строился специально для выпуска танков. В январе 1944 года завод сдал 170 танков и 50 шасси, последние ушли на Krupp для выпуска StuG IV. Месяц спустя Nibelungenwerk сдал 200 танков, а уже в марте их было 250. В таких объемах танки не выпускал ни один другой немецкий завод.
Можно сказать, что происходило это вопреки всему. Между тем, само появление танков 10-й серии (10.Serie/B.W.) было связано с постепенно надвигающимися проблемами. Судя по всему, они оказались связаны с переключением DKW на выпуск легких мотоциклов DKW NZ 350-1. Начали их производить в начале 1944 года, как раз в этот момент прекратился выпуск вспомогательных силовых установок для Pz.Kpfw.IV. Они обеспечивали питанием электромотор поворота башни. Случилось это не внезапно, 6-й отдел Департамента Вооружений изначально хотел поставить на танк гидравлический привод. Но вместо него не появилось ровно ничего.
С чем было связано данное решение, вопрос интересный. Возможно, предполагался скорый переход на истребители танков или Pz.Kpfw.Panther, как раз в феврале 1944 года шасси Pz.Kpfw.IV забраковали в качестве базы для Waffenträger. Так или иначе, но 15 февраля 1944 года вспомогательная силовая установка из танка исчезла, вместе с глушителем. Данные танки стали обозначать как Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Серийные номера менять не стали: для Nibelungenwerk первым танком новой версии стала машина с серийным номером 89531, а для VOMAG — танк с номером 86394. Взамен ВСУ Krupp запланировал установку дополнительного топливного бака. Это поднимало запас топлива с 470 до 680 литров.
Ликвидация вспомогательной силовой установки ничего хорошего не несло. Для того, чтобы повернуть башню на угол 120 градусов, требовалось 29,5 секунд. Или минимум полторы минуты на полный оборот башни. При условии, что слоники не устанут. Так что наводчик Pz.Kpfw.IV Ausf.J стал таким же страдальцем, как наводчик GMC M10. Естественно, от этого боевая эффективность совсем не улучшилась.
VOMAG выпускал Pz.Kpfw.IV Ausf.J недолго. За февраль 1944 завод в Плауэн сдал 52 танка, за март 60, в апреле 40 и последние 28 в мае, эти танки получили номера шасси 86394-86573. На этом он окончательно перешел к выпуску Jagdpanzer IV. Nibelungenwerk при этом постепенно наращивала выпуск машины. В апреле 1944 года сдали 259 танков и 21 шасси, в мае 274 танка и 26 шасси, а с июня их число достигло 300 штук. Теперь Pz.Kpfw.IV был чисто австрийским. Можно сказать, что австрийская промышленность выбилась в лидеры танкостроения. «Но есть нюанс».
Рост выпуска происходил на фоне того, что Pz.Kpfw.IV Ausf.J постепенно упрощали. Поскольку танки штатно оснащались бортовыми экранами, особого смысла в смотровых приборах боковых башенных люков не имелось. Об их удалении задумались в апреле 1944 года, а месяц спустя убрали. Впрочем, на деле смотровые лючки и порты на части створок продолжали ставить до самого конца войны, всё зависело от поставщика. А вот надмоторная плита в мае 1944 года была упрощена, и уже без «мигания» по поставщикам.
В июне 1944 года, начиная с танка с номером шасси 91501, стали ставить запланированный еще в феврале дополнительный топливный бак. Правда, с ним выявились проблемы, поэтому бак оказался «мигающим», то появлялся, то исчезал. Также несколько изменилась конструкция опорных катков, а с 10 июня танки должны были комплектоваться S-образными буксирными серьгами, более простыми по конструкции. Но приказы и реальность часто не пересекались друг с другом, так что C-образные серьги остались на своём месте. Зато появились крепления для установки стрелы 2-тонного крана.
Анекдотичность ситуации вокруг Pz.Kpfw.IV Ausf.J заключалась в том, что рост объемов выпуска происходил на фоне движений в стиле «ну вот теперь мы точно его с производства снимем!». В начале января 1944 года появился проект Pz.Kpfw.III/IV, который с ноября 1944 года должны были выпускать на Nibelungewerk. Но в марте Pz.Kpfw.III/IV приказал долго жить. 18 июля 1944 года Гитлер высказал идею прекратить выпуск Pz.Kpfw.IV Ausf.J и запустить, вместо него, истребитель танков. Последняя редакция заключалась в замене Pz.Kpfw.IV Ausf.J на Pz.Kpfw.Panther Ausf.F, но и этого не произошло. Собственно говоря, все эти шараханья и объясняют, почему танк только упрощали, а не улучшали.
Пока шли эти лихорадочные решения, Nibelungewerk выпустил за июль-август 1944 года еще по 300 танков. В июле 1944 года в крыше башни появилась установка казнозарядного миномёта. Исходно он планировался еще в январе 1944 года, но внедрение затянули. Поскольку миномет занимал место, пришлось менять конструкцию колпака вентилятора. Впрочем, окончательно их ввели в октябре 1944 года. С 1 августа часть корпусов полностью собиралась из гомогенной брони, поскольку Krupp в очередной раз бомбили, возникли проблемы с поставкой листов, имеющих поверхностную закалку. Более заметным изменением августа 1944 года стало внедрение прямоточных патрубков. В конце месяца ими заменили глушители.
Еще сильнее танк изменился в сентябре 1944 года. Во-первых, произошел отказ от циммерита, который себя не оправдал. Коварный противник так и не стал использовать магнитные мины. Во-вторых, произошло существенное изменение бортовых экранов. Еще в феврале 1944 года убрали вырезы на передних секций. Начиная с сентября внедрили новые экраны, с сетчатыми секциями. Такие экраны имели меньшую массу при том же уровне защиты. Соответственно, изменились и крепления экранов. Третьим изменением сентября 1944 года стало введение крепежа для стереотрубы, которую крепили в командирской башенке. Тем самым улучшили ситуацию с обзорностью с места командира. Наконец, упростили крепления поддерживающих катков.
Очередной поток изменений случился в октябре. Вместо сварных буксирных проушин стали использовать более простую и надежную конструкцию, являющуюся единым целым с бортами корпуса. Также ввели утолщенную до 16 мм крышу корпуса. Наконец, ввели новую командирскую башенку, у которой створка приподнималась и уходила по дуге вбок. Окончательно ее внедрили в ноябре 1944 года. Также с ноября окончательно убрали смотровой лючок в лобовой части башни, плюс добавили подогрев аккумуляторных батарей. Дополнительные изменения ввели в декабре 1944 года. Помимо изменения кормовых буксирных крюков, одним из внешних изменений стало сокращение поддерживающих катков до трёх на борт.
Происходили все эти изменения на фоне продолжавшихся попыток замены Pz.Kpfw.IV Ausf.J на что-то еще. Правда, больше корректив в производственную программу вносила союзная авиация, неоднократно бомбившая Nibelungenwerk. По этой причине в сентябре 1944 года объем выпуска упал до 180 танков, в октябре их сдали 187 штук, в ноябре 200 штук, и в декабре 195. С Nibelungenwerk продолжали заключать контракты на выпуск новых танков. После выпуска 1070 танков с номерами шасси 89531-90600 в работу пошли 1950 танков с номерами шасси 91300-93250. Хватило этого пула номеров до февраля 1945 года.
По планам, с января по май 1945 года Nibelungenwerk сдавал 650 танков, последние из них в мае. Дальше начинался выпуск Pz.Kpfw.Panther Ausf.F. Но есть подозрение, что это эти планы точно так же остались бы хотелками. Деградация танкового производства шла полным ходом. Это заметно и по доработкам Pz.Kpfw.IV Ausf.J 1945 года. С февраля убрали воздуховоды с лючков над тормозными механизмами, другие изменения также оказались связаны с упрощениями.
За январь 1945 года Nibelungenwerk сдал 170 танков, еще 160 в феврале, который стал последним месяцем крупномасштабного выпуска Pz.Kpfw.IV Ausf.J. 14 февраля Nibelungenwerk подвергся мощнейшей бомбардировке, после которой завод очень сильно пострадал. Кое-как за март сдали 55 танков, еще около 50 в апреле. А дальше всё, аллес капут. Итого с февраля 1944 по апрель 1945 года сдали 3160 Pz.Kpfw.IV Ausf.J, плюс 260 шасси. Это сделало Pz.Kpfw.IV Ausf.J самым массовым немецким танком в пределах одной версии.
По имеющимся данным, еще 28 танков данного типа сдали уже после войны, под советским надзором. 28 июля 1945 года было подписано постановление ГКО №9576 «О вывозе оборудования с танкового завода «Нибелунгенверке» фирмы «Штойер» в г.Санкт-Пельтен». Согласно постановлению, оборудование направлялось на восстановление Сталинградского Тракторного Завода. Не исключено, что «четверки» выпуска Nibelungenwerk в 1942 году участвовали в штурме СТЗ. Можно сказать, что вернулись, но с одним нюансом.
Стремительно устаревающая рабочая лошадка
Сама по себе ситуация вокруг Pz.Kpfw.IV иначе, как фарсом, именоваться не может. Еще осенью 1942 года было понятно, что ресурс танка по нагрузке подошел к пределу. Тогда же на свет появился 9./B.W., первая попытка модернизации. Ее забраковали, а далее случилось еще две попытки сделать сменщика данного танка. И если перспективы Mehrzweckpanzer выглядели сомнительными, то Pz.Kpfw.III/IV смотрелся вполне реальным решением. Но все эти прожекты так и ушли в стол.
Займись немецкие военные делом, они вполне могли сделать сменщика «четверки». Но у них в голове была мысль, что в любой непонятной ситуации надо делать «Пантеру». Затем появились StuG IV и Jagdpanzer IV, обе машины выглядели комично на фоне заявлений, что шасси Pz.Kpfw.IV «уже всё». Оно действительно «уже всё», вот только замены как не было, так всё и не появлялось. При том, что танк давно достиг предела боевой массы.
Могли ли немцы модернизировать шасси Pz.Kpfw.IV? Безусловно, конструкция подвески была такова, что аналогичная подвеске HVSS на Medium Tank M4 система вполне спокойно бы встала. Но то, что смогли американцы, немцы не смогли (или не захотели). Итогом стало то, что Pz.Kpfw.IV Ausf.J выглядел самым «унылым» средним танком в своей категории из тех, что выпускались в 1944-45 годах. Даже Cromwell выглядел куда более удачной машиной. Английский танк превосходил немецкий в обзорности, подвижности, маневренности огня. «Четверка» же застряла где-то в 1943 году.
В то время, когда немцы выдирали у танка мотор поворота башни, советские и американские инженеры ставили новые башни и орудия. В результате на свет появились Т-34-85 и Medium Tank M4(76) с башней Medium Tank T23. На их фоне «четверка» стала выглядеть откровенно уныло. Неспроста ее хотели заменить на истребитель танков. Но тут уже сложилась ситуация, когда немецкие военные стали заложниками ситуации. В 1943 году у них еще было время заменить танк, в 1944 году его уже не стало.
Результат не заставил себя долго ждать. Согласно немецким же данным, за период с июля по сентябрь 1944 года было безвозвратно потеряно 1546 Pz.Kpfw.IV, из них большинство — это Ausf.H и Ausf.J. Кстати, «Пантеры» в это время помирали в схожих объемах — 1355 штук за тот же период. Осенью 1944 года «Пантера» безоговорочно становится самым массовым танком в немецких частях. Впрочем, по объёмам выпуска превзойти «четверку» так и не удалось.
О том, что Pz.Kpfw.IV Ausf.J как танк был уже не очень, говорит его послевоенная судьба. В чистом виде эти танки чехословацкая армия брать не стала. T-40/75 N, чехословацкая модернизация, как правило подразумевала установку более ранних башен, у которых сохранился мотор поворота. В чистом же виде танк обладал слабой маневренностью огня. Безусловно, это лучше, чем ничего, но Pz.Kpfw.IV Ausf.J уже можно было называть эрзацем.
Список источников
- US NARA
- Bundesarchiv
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
- Panzer Tracts No.4-3 Panzerkampfwagen IV Ausf.H/Ausf.J, 1943 to 1945, Hilary Louis Doyle, Lukas Friedli, Thomas L. Jentz, 2016
- PzKpfw IV and its Variants 1935-1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- eBay
- Фотоархив автора
источник: https://dzen.ru/a/ZhUA7px-LSQHIedh