Рассказ об английском танке «Тетрарх» (MK-VII в Красной Армии), находящемся в Техническом центре парка «Патриот»
В 30-е годы основой английских танковых соединений являлись легкие танки. Такая ситуация сложилась вынужденно, поскольку со средними танками дело долго не клеилось. Впрочем, и к легким танкам имелся ряд вопросов. Английские военные отказавшись от легких танков сопровождения типа Vickers Mk.E, поставили на быстроходные боевые машины массой около 5 тонн. Такие танки-разведчики в то время были «модным», причем эту моду ввели сами англичане. Другой вопрос, что первый же год Второй мировой войны показал их почти полную бесполезность. Об этом англичане догадывались еще до войны, поэтому запустили программу разработки легкого танка нового поколения.
Производство классических английских легких танков в годы Второй мировой войны продолжалось недолго. Последним более-менее крупносерийным из них стал Light Tank Mk.VII, он же Tetrarch I. Этот танк, несмотря на серию из всего 100 машин, успел повоевать, не только в английской, но и в Красной Армии. Из советских танков, которые обычно обозначались как МК-VII, сохранилась одна машина. Находится она в техническом центре парка «Патриот», сегодня речь пойдет об этом танке.
Ситуация вокруг Light Tank Mk.VII сама по себе выглядела весьма комично. Она прекрасно показывала, насколько английские военные отставали в своём развитии даже от американцев. Те в 1938 году пришли к выводу, что даже легкий танк требует как минимум защиту от крупнокалиберных пулеметов. В Англии же только дошли до мысли, что надо делать танк с пушечным вооружением, быстрый, и с новой ходовой частью. Таковую разработал Лесли Литтл, главный конструктор Vickers по танкостроению. Можно сказать, что на фоне Light Tank Mk.VI новая машина — уже достижение. Она хотя бы была похожа на нормальный танк, а не на танкетку-переросток.
К моменту, когда Light Tank Mk.VII пошел в серию, он уже выглядел, скажем так, слегка запаздывающим на поле боя. Его прямые одноклассники уже обзавелись броней толщиной минимум 25 мм, кроме того, появились первые сомнения в необходимости таких танков. Тем не менее, на фоне предшественников машина выглядела неплохо, да и ездила прилично. По крайней мере, по шоссе. Здесь мудреная система Лесли Литтла вполне работала, танк более плавно проходил повороты, нежели его собратья.
Главная проблема заключалась в том, что к 1941 года быстрая езда по шоссе этому танку не особо светила. А вот пески Сахары очень даже. Оператором данный танков стала 1-я бронетанковая дивизия, которая проходила перевооружение в метрополии. Далее состоялись войсковые испытания на Ближнем Востоке. И вот тут выяснилось, что у танка перегревается мотор, а его система с «поворотными» гусеницами плохо работает в условиях пустыни. Примерно в это время танк, получивший к концу сентября имя собственное Tetrarch I, лишился шансов на дальнейший выпуск. Произвели их всего 100 штук. Впрочем, и до того производство шло крайне неспешно.
Уже дальше была высадка на Мадагаскаре, скоротечное использование танков в Нормандии как авиадесантных. Но выглядело это уже как разовые акции, причем получились они скоротечными. При наличии «Стюартов» иных вариантов для Tetrarch I не осталось. В этом смысле не должно удивлять то, как спокойно англичане передали 20 танков Советскому Союзу. Прибыли они 27 декабря 1941 года в Иран, а в начале января 1942 года оказались в Баку. Они стали первыми танками, прибывшими в Советский Союз южным путем.
Присланные в Советский Союз Mk-VII, так эти танки называли у нас, можно сказать, собрали кучей. Тут были как б/у танки из 1-й бронетанковой дивизии, сохранившие старые маркировки, так и совсем новые машины. Герой данного материала, машина с регистрационным номером T.9328 (заводской номер M228), относилась к новым танкам. Этот танк изготовили на Metropolitan Cammell Carriage & Wagon Company (MCCW) в третьем квартале 1941 года.
Именно этой машине повоевать не пришлось, хотя и нельзя сказать, что она чисто «полигонная». Минимум два месяца она служила в 151-й танковой бригаде, которая занималась патрулированием границы. Что там происходило, вопрос открытый, но на катках есть вполне заметные пулевые отметины. Они видны и на снимках военного периода. Откуда они появились, вопрос открытый, но это явно не на полигоне обстреливали. Кроме того, машина прибыла на полигон весьма ушатанной. Вероятнее всего, в бригаде отдали на НИБТ Полигон то, что уже не жалко.
В общей сложности боевая карьера MK-VII в Красной Армии продолжалась больше года. По этому поводу есть отдельный материал, повторять его смысла нет. Но если кратко, то в 1941 году английская промышленность выпускала танк, близкий по ТТХ к Т-26. Гораздо более подвижный, но менее защищенный, с рядом нареканий по ходовой части и обслуживанию. Порой для выведения Tetrarch I из строя хватало взрыва гранаты, которая поражала танк в район днища. Неудивительно, что их выпустили всего 100 штук.
На НИБТ Полигоне заниматься танком не торопились, поскольку и без него хватало забот. Кратковременные испытания провели летом 1943 года, а 15 августа того же года был составлен отчет. Он оказался совсем небольшим, причем даже не напечатанным, а написанным от руки. Лишний раз продемонстрировав отсутствие большого интереса к творению Лесли Литтла. И нельзя сказать, что НИБТ Полигон оказался неправ. Танк, конечно, был интересный, но скорее бестолковый.
К моменту написания отчета на полигоне располагали докладами из 151-й танковой бригады, на основании которых уже можно было делать определенные выводы. Главный из них заключался в том, что Tetrarch I являлся, можно сказать, автострадным танком. То есть мог реализовать свои возможности при езде по дорогам. Как только начиналось бездорожье, проходимость резко снижалась, и даже высокая удельная мощность машину не спасала.
Проблемы начинались, впрочем, уже на грунтовке, где управляемость снижалась. По единодушному мнению, ставка создателей танка на рулевое управление и повороты по-автомобильному себя не оправдали на поле боя. В качестве резервной системы управления имелись рычаги, но эта система работала крайне специфично. Согласно поступавшим данным, при работе рычагами довольно быстро выходили из строя шестерни коробки передач.
Ничуть не меньше претензий имелось и к подвеске. Шасси МК-VII напоминало скорее не танк, а автомобиль, с двойными рычагами и телескопическими гидравлическими амортизаторами в качестве упругих элементов. Так вот, что полигонные испытатели, что танкисты из 151-й ТБр, что английские танкисты на эту подвеску жаловались. На хорошей дороге она работала надежно, а вот на плохой поверхности амортизаторы часто выходили из строя, после чего подвеска «складывалась». Интересный момент: на Harry Hopkins I и Alecto I использовали двойные пружины и амортизатор, то есть проблема именно в упругих элементах.
Не понравилась и довольно плотная компоновка моторно-трансмиссионного отделения, но тут создателям машины некуда было деваться. Жесткие требования по массе привели к тому, что на танке стоял оппозитный двигатель Meadows MAT H12, под которым располагалась коробка передач. Чтобы ее достать требовалось сначала снять двигатель. Кстати, мотор этот — собрат Meadows DAV, который стоял на небезызвестном крейсерском танке Covenanter. Так что перегрев — это у них семейное. Впрочем, именно на перегрев у нас не жаловались, проблема вылезала в Северной Африке.
Однозначной критике подверглась конструкция корпуса танка. В этом плане англичане безнадежно отставали основных танкостроительных держав. Собирался корпус на болтах и заклепках, причем противопульной можно называть только его лобовую часть. С бортов защита была скорее от пистолетной пули. Место механика-водителя было похоже на Cruiser Tank Mk.III/IV, с такой же квадратной рубкой и примитивными смотровыми приборами. Стеклоблоки есть, и на том спасибо. Внутри, кстати, довольно тесно, даже в Т-60 будет попросторнее.
Более удачной по конструкции оказалась башня, которая, к слову, пережила танк. Почти такая же башня ставилась на пушечную бронемашину Daimler Armoured Car. Оригинально оказался выполнен башенный люк, единый для экипажа и открывавшийся по хитрой траектории назад. Правда, у этого люка были уязвимые боковины, которые можно было поразить из стрелкового оружия.
Наши испытатели по поводу башни особо не высказывались, за исключения дымовых мортирок. Они были традиционными для английских танков того периода. Мортирки делались из обрезов винтовок Lee-Enfield, спуск осуществлялся шнурами из танка. Такая конструкция выглядела сомнительной, поскольку никакой возможности перезарядить мортирку не имелось. Поэтому далее на танках внедрили 2-дюймовые (51-мм) казнозарядные минометы, впервые примененные на пехотных танках Valentine. Вот они нашим военным понравились.
В принципе, с точки зрения боевого отделения танк был довольно неплохо проработан. Вместе с тем, простором его боевое отделение отнюдь не отличалось. «Тетрарх» весьма тесная машина, в Daimler Armoured Car, по ощущениям будет попросторнее. Хотя тут и не без приятных мелочей. Например, под ногами имелась вращающаяся секция пола, соединенная с башней. Как и у других легких танков того периода, никаких моторов поворота башни не имелось, только вручную.
После кратковременных испытаний танк было решено оставить на музейной площадке при НИБТ Полигоне. Там он благополучно дожил до появления в 1972 году полноценного музея. Там он занял место возле собратьев — Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank и Vickers-Carden-Loyd M1937. Поскольку танк весьма специфичен по конструкции, попыток привести его в ходовое состояние не предпринималось. По крайней мере, он не так пострадал, как Daimler Armoured Car Mk.II. Мелочь вроде фар и дымовых мортирок в него исчезла, вместо последних осталась имитация.
В ходе перемещения бронетехники на территорию музейной площадки №1 парка «Патриот» машину не тронули. Даже удивительно, с учетом того, что танк вполне себе послужил. С другой стороны, на старом месте он явно при деле. Благодаря наличию соседей можно проследить эволюцию легких танков разработки Vickers. По большому счету, она на «Тетрархе» и закончилась. Harry Hopkins I оказался не нужен, а вот его предшественник вполне себе повоевал. Хотя, стоит повторить, его боевая ценность выглядела сомнительной даже в 1941 году.
Напоследок следует сказать, что из двух «Тетрархов», доживших до наших дней, машина в Кубинке единственная, более-менее доступная для осмотра. Tetrarch I CS, находящийся в Танковом музее, Бовинтон, является частью мини-диорамы. Поэтому осмотреть его можно спереди и сзади. В Техническом центре парка «Патриот» вокруг него можно хоть хороводы водить.
источник: https://dzen.ru/a/ZfP9DkglqB4AUjj0