Юрий Пашолок. Последний из самых массовых огнеметных танков межвоенного периода

17
Юрий Пашолок. Последний из самых массовых огнеметных танков межвоенного периода

Юрий Пашолок. Последний из самых массовых огнеметных танков межвоенного периода

Рассказ о советском химическом танке ХТ-26 (БХМ-3), единственный образец которого ныне находится в коллекции Музея отечественной военной истории

Порой приходится слышать много всякого веселого насчет того, как у нас только и делали, как занимались копированием. Собственно говоря, обычно такое говорят про советские времена, скромно умалчивая, что и до того основная часть вооружения, еще РИА, была либо копией, либо вообще покупной, либо с участием зарубежных фирм. Не говоря уже о том, что копирование военных разработок происходило везде, главный вопрос, какие действия происходили далее. И если мы посмотрим на советский межвоенный период, в том числе и по танкам, то увидим типовые мировые тенденции. Это означает, что брался зарубежный аналог, и на его базе создавалось уже что-то своё. Далеко ходить не надо, достаточно посмотреть сначала на Renault FT, а потом на МС-1. Одно выросло из другого, но при этом настолько изменилось, что о копировании могут говорить только упертые, да слепые.

ХТ-26 в экспозиции Музея отечественной военной истории

ХТ-26 в экспозиции Музея отечественной военной истории

Очень похожая ситуация сложилась и в начале 30-х годов. Тогда стало понятно, что Шукалов сотоварищи явно не потянули развитие Т-18, та же ситуация сложилась и с танкетками, да и Т-24 еще до начала производства устарел. Руководство образованного 3 ноября 1929 года УММ КА (Управление Механизации и Моторизации Красной Армии) в начале 1930 года отправилось в тур по Европе и США. На замену Т-18 они привезли Vickers Mk.E, причем этот танк изначально отличался от базового Type A. В правой башне предполагалась установка 37-мм пушки Б-3, то есть машина была пушечно-пулеметной. Больше того, уже к весне 1932 года, когда началось массовое производство советского «Виккерса», принятого на вооружение Красной Армии как Т-26, он уже порядком изменился. За 2 года производства танк изменился настолько, что уже в 1933 году, когда в серию пошла однобашенная версия машины, она однозначно переплюнула прародителя. При этом, что не менее важно, одновременно шли работы по спецмашинам на новой базе.

На параде 9 мая 2019 года

На параде 9 мая 2019 года

В 1931 году начались практические опыты по созданию советских химических танков. Причем слово «химические» означало именно распыление отравляющих веществ. Таковым стал прибор ТДП-3, установленный на танке Т-18. В июне 1932 году свой проект представил Г.Е. Шмидт, адъюнкт ВАММ им. Сталина. Он предложил «специальный химический танк» на основе Т-26, с резервуарами на крыше боевого отделения. На основе этого проекта был разработан «универсальный» химизированный танк Т-26, как он изначально назывался. Разработка этой машины велась силами СКБ-3 завода «Компрессор». На испытания танк вышел в июне 1932 года, по их результатам приняли решение о выпуске установочной партии. Случилось это в июле 1932 года. В 1932 году, путем переделки двухбашенных Т-26, была изготовлена партия из 52 танков, получивших обозначение ХТ-26. Далее последовала основная партия. В 1933 году заказали 125 штук, из которых сдали 115, зато в 1934 году их сдали 430 вместо 300 запланированных. В 1935-36 годах сдали еще 17 штук, вероятнее всего, ремонтные машины, переделанные в «химиков». Таким образом, ХТ-26 стал самым массовым химическим танком межвоенного периода. Ныне единственный известный образец представлен в экспозиции Музея отечественной военной истории. О нем и поговорим.

Машина получила типовой "обвес" первой половины 30-х годов

Машина получила типовой «обвес» первой половины 30-х годов

В случае с ХТ-26 сложилась довольно занятная ситуация, связанная с объемом производства. Во многом по той причине, что официальный выпуск производился с 1933 по 1934 годы, это что проходит по документам завода №174. Да и в 1933 году ситуация выглядела весьма занятно. И завод №174, и Ижорский завод, который был смежником по корпусному производству, «химиков» не выделяли. Это означало, что в 1933 году, как и в случае с установочной партией 1932 года, речь шла о конверсии. Но это скорее в теории, поскольку на самом деле в 1933 году ХТ-26 делали с нуля. Кроме того, химические танки 1932 года выпуска отличались установкой вооружения. Фактически они имели обычную башню Т-26, а спаренную установку огнемета и пулемета ДТ утвердили в начале 1933 года. Тогда же появилась и башня с увеличенным лобовым щитком. Все эти изменения шли по линии завода «Компрессор», касалось оно и переделки крыши боевого отделения. В некотором смысле ХТ-26 был больше детищем «Компрессора», нежели завода №174. По итогу в истории самого массового довоенного «химика» белых пятен хватает.

Данный экземпляр относится к основной серии. Входе производства машина насколько менялась

Данный экземпляр относится к основной серии. Входе производства машина насколько менялась

Как и любые первенцы, ХТ-26 имели целый ряд недостатков. Во-первых, огнеметная установка КС-2 имела скромную дальность огнеметания. При попутном ветре огнесмесь летела на дистанцию 47 метров, а при боковом месте — 32 метра. Это означало, что подойти к цели надо вплотную, с учетом противопульной брони вдвойне опасно. Во-вторых, использование двухместной башни означало, что внутри боевого отделения было тесно. Очень тесно. Поэтому далее возникла идея ставить огнемет в «нормальную» танковую башню. Это привело к появлению ХТ-130, а затем ХТ-133. Также химическим предполагался и Т-46-1, «нормальный» танк с обычным вооружением. Тем не менее, ни один из этих танков так и не смог превзойти ХТ-26 по массовости.

Лева часть крыши подбашенной коробки на петлях, в случае необходимости ее можно откинуть

Левая часть крыши подбашенной коробки на петлях, в случае необходимости ее можно откинуть

Боевым дебютом ХТ-26 стали бои в районе реки Халхин-Гол. Там в полной мере проявились перечисленные выше недостатки, в результате химические танки понесли потери. Воевали они во время советско-финской войны, где тоже понесли потери. Это, впрочем, совсем не означало, что ХТ-26 (БХМ-3) стали убирать из частей. Они продолжали быть самыми массовыми «химиками» и на начало Великой Отечественной войны. Больше всего их было в Московском и Ленинградском военных округах. Большинство ХТ-26 погибло летом-осенью 1941 года. На 1 января 1942 года в 51-ОТБ 42-й армии числился 1 БХМ-3, он там продолжал находиться и в июне 1942 года. На конец 1945 года ХТ-26 числился на НИБТ Полигоне, увы, после войны единственным выжившим в Кубинке «химиком» оказался ТТ-26, который продолжают упорно называть ОТ-130. По итогам единственным известным ХТ-26 оказалась машина, являющаяся героем данного материала. Собрана она из фрагментов, но при этом удалось восстановить в полностью комплектном виде и с родными агрегатами. Встречались фото ХТ-26 в Монголии, но не факт, что эта машина еще жива.

Прибор дымопуска, по которому можно легко определить "химика"

Прибор дымопуска, по которому можно легко определить «химика»

Химическим ХТ-26 и его наследником называли не просто так. Несмотря на то, что разработка завода «Компрессор» создавалась с приоритетом использования как огнеметного танка, машина оставалась двойного назначения. То есть, в случае чего, огнесмесь меняли на отравляющие вещества. При этом распылять он их мог не только через башню. Как и на исходном проекте Шмидта, БХМ-3 получил прибор дымопуска. Располагался он в кормовой части корпуса. Помимо отравляющих веществ, он мог создавать и дымовую завесу.

Под ним также находится трубопровод для слива смеси

Под ним также находится трубопровод для слива смеси

При установке прибора дымопуска завод №174 ругался на то, что он создает некоторые удобства для обслуживания танка. Дело в том, что трубопровод от основного бака к прибору шел через моторное отделение, это усложняло доступ к двигателю. Также дополнительный трубопровод шел для слива огнесмеси. Тем не менее, очень похожая система продолжала использоваться и на последующих «химиках».

Еще одно место для слива находится на правом борту корпуса

Еще одно место для слива находится на правом борту корпуса

Еще один характерный элемент, который позволяет безошибочно определить «химика», находится на правом борту корпуса. Дело в том, что не использованную огнесмесь, либо отравляющие вещества надо куда-то сливать, а слив в корме решает вопрос частично. Поэтому есть специальное сливное устройство, выведенное вправо. Оно легко позволяет отличить корпус от обычного Т-26.

Башня очень похожа на "голову" двухбашенного Т-26, но это не совсем она

Башня очень похожа на «голову» двухбашенного Т-26, но это не совсем она

Когда Шмидт прорабатывал свою БХМ, он отлично осознавал, что внутри будет тесно. Именно поэтому в его проекте баллоны находились снаружи, а экипаж сидел внутри корпуса. Вот только такая идея не работала в случае с огнеметным танков. Посему КБ-3 завода «Компрессор», когда разрабатывало БХМ-3, было вынуждено использовать то, что есть. Новую башню им никто разрабатывать не стал бы, поэтому ХТ-26 и получился, какой есть. Впрочем, машина основной серии уже была не просто переделкой двухбашенного Т-26. Имелись отличия и по крыше подбашенной коробки, и по башне. В музее стоит машина основной серии, типовой ХТ-26 выглядел именно так.

Более широкая лобовая часть позволила разместить и огнемет, и спаренный пулемет ДТ

Более широкая лобовая часть позволила разместить и огнемет, и спаренный пулемет ДТ

Когда машину принимали на вооружение, изначально она получила самую обычную башню Т-26. Помимо ругани насчет тесноты, имелась другая проблема. Дело в том, что место нашлось только для огнемета КС-2, а нужно было чего-нибудь еще. А именно пулемет ДТ, необходимый для самообороны. Поначалу СКБ-3 завода «Компрессор» пыталось решить вопрос перемещением огнемета, либо шаровой установки ДТ по башне, но дальше появилась более интересная идея. А именно переделанная башня, которая позволила разместить в лобовой части и ДТ, и огнемет.

Огнемет КС-2 с открывающейся крышечкой

Огнемет КС-2 с открывающейся крышечкой

ХТ-26 комплектовался огнеметом КС-2, он же предполагался и на Т-46-1. Как и последующие огнеметные установки семейства КС, разработка завода «Компрессор». Интересной особенностью огнеметной установки была специальная крышечка, которая открывалась перед применением. Для ее открытия имелась специальная тяга.

В ходе комплектации удалось найти оригинальную трубу огнемета

В ходе комплектации удалось найти оригинальную трубу огнемета

С огнеметом, точнее его трубой, связана интересная история. Дело в том, что сама по себе огнеметная установка нашлась комплектной, но огнемет, увы, отгнил. Удалось найти заводские чертежи «дудки», ее полностью воссоздали, с ней танк откатал в День Победы-2019… А потом в лесу нашлась полностью комплектная настоящая «дудка». Так что теперь в башне стоит полностью оригинальная система.

Труба огнемета и ДТ соединены специальной перемычкой, благодаря которой двигались синхронно

Труба огнемета и ДТ соединены специальной перемычкой, благодаря которой двигались синхронно

Еще одной интересной особенностью ХТ-26 является специальная система, которая делает огнемет и пулемет ДТ спаренными. Снаружи на шаровую установку пулемета и огнемет поставлена специальная тяга. С ее помощью производится синхронная наводка и огнемета, и пулемета. Сама тяга была утрачена, но нашлась документация, по которой ее восстановили.

Внутри боевого еще теснее, чем в обычной башне Т-26

Внутри боевого еще теснее, чем в обычной башне Т-26

Если кто видел мой материал по двухбашенному Т-26, то вполне может себе представить ХТ-26 внутри. Так вот, если в Т-26 ощущаешь себя еще более-менее, то тут реально банка людей. Огнемет и его шланг занимают много места, ощущение, как будто в уменьшенный МС-1 попал. Стоять приходится между огнеметом и пулеметом. Спуск огнемета производится при помощи рычажка над ним. То есть вращать башню и вести огонь из огнемета можно, но сложно.

Бак для огнесмеси

Бак для огнесмеси

Место левой пулеметной башни занимает бак для огнесмеси (или ОВ, в зависимости от задачи). Полный объем 400 литров, рабочий 360, хватало его в среднем на 70 выстрелов. Жить в одном отделении с баком было еще той радостью, те же итальянцы предпочитали держать огнесмесь в прицепе. С другой стороны, безопасность была всё равно относительной, ибо огнеметчиков старались в плен не брать. Повелось еще с Первой мировой войны.

С правой стороны находятся баллоны для пневмосистемы

С правой стороны находятся баллоны для пневмосистемы

У правой стенки разместили баллоны (3 штуки по 13,5 литров каждый) для пневмосистемы КС-2. Пуск огнесмеси был пневматическим, чем и объяснялась небольшая дальность огнеметания. Как показало развитие танковых огнеметов, лучшим вариантом стали пороховые заряды, их применяли на советских огнеметах семействе АТО. Но до них дошли только к 1941 году, а так завод «Компрессор» продолжал совершенствовать пневматическую систему пуска.

Место механика-водителя

Место механика-водителя

Также стоит упомянуть место механика-водителя, точнее, приборные панели. Обычно с ними творится полный кавардак, как и с фарами, но в музее проводят большой объем работы с точки зрения приведения их к исходному виду. При этом выплывает целый ряд интересных нюансов. Изначально почти вся электрика была немецкая (Bosch), далее стали появляться американские приборы, наконец, их постепенно стали заменять приборы производства АТЭ. Всё это можно увидеть в случае с семейством Т-26.

Приборные щитки удалось укомплектовать почти полностью

Приборные щитки удалось укомплектовать почти полностью

В заключение стоит отметить, что в Музее отечественной военной истории представлена основная гамма танков линейки Т-26. За всеми модификациями музей не гонится, но наиболее массовые версии у него в коллекции. При этом почти все на ходу и с родными агрегатами. ХТ-26 занимает в этой линейке важное место, как одновременно и самый массовый образец химического танка Красной Армии, и как единственный сохранившийся экземпляр. А всего огнеметных машин на базе Т-26 сохранилось 3 штуки — ХТ-26, телетанк ТТ-26 в парке «Патриот», и ХТ-130 в Чите.

Автор благодарит Вадима Антонова (г. Москва) за помощь при создании данного материала

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/poslednii-iz-samyh-massovyh-ognemetnyh-tankov-mejvoennogo-perioda-61856f547aedfe2ef10bed71

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account