Юрий Пашолок. «Порезать танковую программу и привести в разумное русло»
К 75-летию создания Совета Военного Департамента по рассмотрению вооружений, более известного как «Совет Стилуэлла».
Вторая мировая война стала настоящим катализатором развитие вооружения и военной техники. Особенно это касается авиации и бронетанковой техники. Вместо, по большей части, легких танков с пушечно-пулеметным вооружением и противопульной броней, с которыми начинали войну, ее заканчивали бронированными монстрами, на фоне которых танки сентября 1939 года выглядели крайне бледно. При этом окончание Второй мировой войны совпало с новым этапом гонки вооружений. Но дальше как отрезало. Первые пять послевоенных лет дальше проектов, либо развития танков, которые начали разрабатывать еще в военный период, ничего не было. Эта ситуация разительно отличалась от того, что происходило после окончания Первой мировой войны. После ее окончания, конечно, поставка новой техники существенно снизилась (а в большей части стран и вовсе прекратилась), поскольку финансирование упало, но развитие бронетанковой техники шло семимильными шагами. При этом спустя пять лет после окончания войны в серию пошли танки, которые существенно превосходили по характеристикам боевые машины конца Первой мировой войны. Если же мы посмотрим на те танки, которые пошли в серию спустя пять после окончания Второй мировой войны, то уж какой-то огромной разницы не увидим. Самое же главное, что танки, с которыми заканчивали Вторую мировую войну, оставались на вооружении долгие десятилетия, причем многие из них проходили несколько волн модернизации. С танками Первой мировой войны такая ситуация была скорее исключением.
Сложившаяся в реальной жизни ситуация слегка так отличается от того, что обычно рисуют нам адепты всевозможных сценариев вроде «а если бы война продолжилась». Конечно, наблюдать за теми, кто обсуждает развитие тех же немецких танков серии E, довольно интересно, но воспринимать их всерьёз не получается. Дело в том, что единственной страной, которая хоть как-то тянет на такую гонку вооружений, был Советский Союз. У нас дальнейшую гонку вооружений во многом затормозила переориентация на мирную продукцию, которая началась еще летом 1945 года. По этой причине, например, так сильно затянулось внедрение Т-54, а разработка принципиально новых тяжелых танков и САУ на их базе и вовсе превратилась в тонкий ручеек. В остальных же странах имел место глубочайший кризис, который отчасти удалось преодолеть к концу 40-х годов. И ладно бы немцы, про развитие которых можно обсуждать только на уровне ситуации начала 1945 года (а там всё очень плохо). Те же англичане к концу 40-х допилили, наконец, свой Centurion, тот самый, что вышел на испытания еще в начале 1945 года. Самое интересное, что и у американцев, которые за годы войны совершили гигантский скачок в развитие собственной бронетехники, ситуация оказалась не намного лучше. Причем кризис там осознали гораздо раньше.
Не сильно разбирающемуся в теме человеку такая ситуация может показаться удивительной, и он даже может не поверить в кризис. Тем не менее, он имел место даже не в первые послевоенные годы, а уже к середине 1945 года. Кроме того, в американском Департаменте Вооружений о происходящем были прекрасно осведомлены, но пока шла война, иного пути, как массово выпускать хотя бы имеющиеся образы, не имелось. В условиях войны, ежемесячно пожирающей сотни и тысячи танков, более важным параметром являлся массовый выпуск текущих боевых машин с постепенным улучшением характеристик. Разумеется, как-то опытные работы шли, но большинство из них уперлось в разные проблемы. Наименее проблемным был сегмент легких танков, а также САУ на их базе, но и там назревал системный кризис, о чем Департамент Вооружений тоже был в курсе. Посему не стоит удивляться, что осенью 1945 года американский танкопром включил стоп-кран. Разумеется, главной причиной было резкое сокращение финансирования после окончания войны, но дело оказалось не только в этом. Находившиеся в производстве боевые машины уже не соответствовали требованиям 1945 года, о чем наверху прекрасно были осведомлены. Посему большинство контрактов по выпуску новых танков и САУ пошли под нож, а сохранившиеся оказались мизерными.
Дополнительным показателем того, что ситуация с американским танкостроением далека от идеальной, стало событие, случившееся 75 лет назад. 1 ноября 1945 года Департамент Вооружений утвердил создание специальной комиссии, задачей которой должен был стать анализ опыта применения вооружения и военной техники во Второй мировой войне и оценка имеющихся в работе проектов. Официально ее назвали Советом Военного Департамента по рассмотрению вооружений. По факту же ее назвали «Советом Стилуэлла», по имени генерала, возглавившего комиссию. Генерала армии Джозефа Уоррена Стилуэлла, который за свой характер еще в ранние годы службы получил прозвище «Уксусный Джо», сложно назвать большим специалистом по танкам. Да, он в своё время служил в Форт-Беннинг, колыбели американских танковых частей со стороны пехоты (там он своё прозвище и получил), но именно танкистом Стилуэлл не являлся. Да и его послужная карьера, вроде как, не была связана с танками. Но есть несколько моментов, которые однозначно говорят о том, что «Уксусный Джо» оказался на своём месте. Во-первых, «Совет Стилуэлла» занимался далеко не одними танками, его задачей была выработка стратегии по модернизации американской армии в целом. Во-вторых, генерал Стилуэлл в принципе был своеобразным кризисным менеджером, которого часто бросали на проблемные участки. Его методы нередко вызывали критику, но сложно обвинить «Уксусного Джо» в попытках решить вопрос, не вникая в суть дела. Как раз с этим дела обстояли очень хорошо.
Одной из основных задач «Совета Стилуэлла», в случае с танками, был анализ уже имеющихся танков и танковых программ. А вот тут дела обстояли весьма запущенно. Если кто-то думает, что стандартизация Heavy Tank T26E3 до уровня Heavy Tank M26, которая случилась 29 марта 1945 года, означала «нас всё устраивает», тот глубоко ошибается. Безусловно, на фоне Medium Tank M4 это был большой шаг вперед, но с массой подводных камней. Как показали боевые действия, броневая защита была недостаточной, вооружение неплохим, но не более того. Например, достичь дистанции пробития лба «Пантеры» до километра удалось за счет введения новых снарядов, уже по ходу боевых действий. Еще одним тонким моментом было то, что T26E3 приняли на вооружение как наиболее удачный с точки зрения надежности ходовой части и теплового режима двигателя, но не более того. Реально ремонтным подразделениям было чем заняться, помимо починки танков после получения боевых повреждений. Кроме того, удельная мощность мотора Ford GAF, которая на исходом Medium Tank T20 была выше 15 л.с. на тонну, по ходу роста вооружения и броневой защиты постепенно снижалась. Посему при любой модернизации M26, связанной что с ростом броневой защиты, что в ростом огневой мощи, получалось снижение удельной мощности, рост нагрузки на опорные катки (причем, в любом случае, на передние) и, разумеется, снижение надежности. Так что американские танковые войска оказались в патовой ситуации. Вроде бы танк неплохой, но дальше развивать его уже не получалось. Похожая ситуация была с Light Tank M24. Машина хорошая, но дальнейшее развитие невозможно, прежде всего в виду предела по силовой установке. Ну а с тяжелыми танками и вовсе беда. Попытка (точнее попытки) сделать из «Першинга» тяжелый танк, а также последовавшие с ним локальные драмы, были еще впереди, зато уже имелся печальный опыт программы Heavy Tank M6, а также на финале была сборка недоразумения под названием Super-Heavy Tank T28.
Еще более запущенно выглядели более дальние перспективы. Для их проработки 2 января 1945 года AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные войска) сформировала комиссию, название которой очень было похоже на «Совет Стилуэлла». Именовалась она Советом Армейских Сухопутных Войск по рассмотрению вооружений. По сути то же самое, но на уровне AGF и с задачей по разработке новой концепции по вооружению и военной технике. Сама по себе деятельность данной комиссии является отдельной темой, но само по себе то, кто ее возглавлял, говорит о многом. Фредерик С. Бреккет из лаборатории медицинских исследований бронетанковых войск известен как физик-спектроскопист, а во время войны занимался военными исследованиями в области оптики и спектроскопии. Местом его работы была лаборатории медицинских исследований бронетанковых войск. С таким послужным списком выбор Бреккета для подобных исследований выглядел несколько удивительно. По итогу предложения комиссии носили концептуальный характер, особо стоит отметить сверхтяжелый танк массой 136 тонн, имевший сочлененную конструкцию шасси. Крайне концептуально выглядело и вооружение, в основном состоявшее из «дыроколов» среднего калибра. Некоторая наивность выводов комиссии очевидна на фоне дальнейших работ по танковой артиллерии. Выяснилось, что даже 105-мм пушка, которую предлагали на сверхтяжелом танке, не способна пробить верхнюю лобовую деталь немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B.
Вот с таким багажом знаний и пришлось разбираться генералу Стилуэллу и его подчиненным. В отличие от ученых из лаборатории медицинских исследований бронетанковых войск, в «Совете Стилуэлла» сидели практики. Кроме того, появились первые данные об испытаниях Super-Heavy Tank T95, а также опытных образцов танков, имевших, как базу, Heavy Tank M26. Имелся и большой объем отчетов о боевом применении танков. На основании всех этих данных был составлен отчет, датированный 19 января 1946 года. По большому счету, этот документ стал основополагающим для развития американской бронетанковой техники во второй половине 40-х годов. Для начала, комиссия отчасти соглашалась с предложениями группы Бреккета о создании трех типов танков. Первым был легкий танк массой 25 коротких тонн (22,7 тонн) с 76-мм орудием, имевшим баллистику не хуже, чем 76-мм орудие M1. Это соответствовало опыту применения Light Tank M24, чья 75-мм пушка могла поражать немецкие танки нового типа разве что в борт. Принципиальное согласие было и по среднему танку, имевшему боевую массу 45 коротких тонн (40,8 метрических тонн), то есть по сути имевшему массу Heavy Tank M26, но более толстую броню (152 мм в лобовой части) и 76-мм длинноствольное орудие. Данное орудие даже разрабатывали (T98, испытывали его на Medium Tank M26E1), но при этом прорабатывались и альтернативы калибра 90 мм. Кстати говоря, отчасти концепты группы Бреккета пошли в работу, потому как блистеры на башнях Light Tank T37/T41 перекочевали как раз оттуда. В случае с тяжелым танком боевой массы 75 коротких тонн (68 метрических тонн) особой помощи не понадобилось, поскольку и так имелось несколько танков в работе. Нарисованные группой Бреккета 267 мм брони во лбу были не более чем хотелками людей, которые не очень понимали, как это вообще впихнуть в танк нужной массы. Даже Heavy Tank T29 имел массу 64 тонны, куда там было впихивать эту броню.
А вот дальше мнение двух комиссий расходилось. Для начала, сверхтяжелый танк признали бесполезной тратой времени. Такое решение было очевидным, никакого глубинного смысла в нем не имелось. А вот следующий пункт выглядел более интересным. Согласно выводам комиссии, нецелесообразным признали и дальнейшую разработку истребителей танков. Данное решение выглядит странным лишь на первый взгляд. С одной стороны, американские самоходные противотанковые дивизионы показали себя как эффективные подразделения. А вот с другой… Как раз к концу 1944 года случилось событие, которое и поставило дальнейшие работы по истребителям танков под сомнения. Вслед за GMC M36 на вооружение приняли и Heavy Tank T26E3, имевшие одну и ту же орудийную систему — 90-мм M3. Таким образом, танк и САУ сравнялись по вооружению, при этом GMC M36 порой использовали как танки, поскольку Heavy Tank T26E3 массово попали в войска очень поздно. А вот дальше случилась патовая ситуация. Дальше развивать GMC M36 уже было нельзя, а концепция скоростного истребителя танков, которую реализовали в виде GMC M18, оказалась скорее неудачной. Боевой опыт показывал, что что броня истребителю танков тоже нужна. По итогу получалось, что лучший истребитель танков — это сам танк. Посему сменщика GMC M36 уже не состоялось.
Между тем, согласившись на разработку легкого и среднего танка, на практике никакого нового среднего танка разрабатывать не стали. Дело в том, что «Совет Стилуэлла» потребовал, для начала, создать новую силовую установку. Как раз таковые и создавались для семейства тяжелых танков T29/T30/T34. Среди них был и специально разработанный танковый мотор Continental AV-1790 максимальной мощности 810 л.с. В отличие от других силовых установок, данный мотор имел воздушное охлаждение. Другой вопрос, что мотора пока не было, а силовая установка Ford GAC, которая имела схожие ТТХ, показала себя далеко не лучшим образом. С другой стороны, работы над новым легким танком стартовали уже в июле 1946 года. Речь идет по Light Tank T37, создававшийся под новый двигатель — Continental AOS-895. Точнее, под силовой блок, поскольку теперь трансмиссия находилась сзади. Тем не менее, по вполне понятным причинам раньше, чем мотор, танк появиться не мог. Ну а тяжелые танки, чья разработка началась еще в 1944 году, послужили не более чем испытательными стендами.
Джозефа Стилуэлла не стало 12 октября 1946 года. Еще раньше, в апреле 1946 года, в отставку подал Гладеон Барнс, который руководил в Департаменте Вооружение разработкой новых типов оружия. Одновременно Барнс был и главным идеологом концепции танков нового типа, разработка которых и привела к созданию Heavy Tank M26. Он же являлся и идеологом появления силового блока, которую реализовали еще на Combat Car T4. Тем не менее, эти два человека задали направление для дальнейшего развития американских танков. Проработав менее года, «Совет Стилуэлла» сыграл важную роль в истории американского танкостроения. Вместе с тем, реальные результаты принятых решений появились лишь с самом конце 40-х годов. Ну а принципиально новые танки пошли в серию и того позже — в начале 50-х. Первым из них стал потомок Light Tank T37, известный как Light Tank M41.
Источники
- US NARA
- Sheridan: A History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1995, ISBN 0-89141-570-X
- Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988
- Patton: A History of the American Main Battle Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1984