Опыты по установке 82-мм минометов в кузове ГАЗ-АА и ЗИС-5, проводившиеся в 1942 году на заводе Ташмельмаш им. Ворошилова
Автомобиль, как показывают многочисленные войны и локальные конфликты, становится кандидатом №1 на превращение в боевую единицу. Как только самобеглое средство передвижения достигло того уровня технического совершенства, которое позволило его мало-мальски использовать в военных целях, его тут же забрили на службу. И ладно бы речь шла о перевозке личного состава, либо использовании как командирской машины. Практически сразу начали реализовываться идеи о быстроходном колесном лафете. Сначала речь шла про пулеметы, а далее на автомобили стали монтировать и чего покрупнее. В 1902 году появились первые «блиндированные» автомобили. Бронемашины строили многие страны, впрочем, позже танки по объемам выпуска их догнали и быстро перегнали. Но появление броневиков отнюдь не отправило в небытие исходную концепцию вооруженного автомобиля. Часто бывали случаи, когда броня оказывалась не нужна. В лучшем случае что-то вроде стрелкового щита, остальное без защиты. Казалось бы, безумие, но нет. В ряде случаев броня чрезмерно утяжеляла машину, поэтому либо от нее отказывались вообще, либо оставляли локальную защиту.
В Красной Армии вооруженные автомобили с локальной броневой защитой, а порой вообще без нее, вполне существовали. За примерами далеко ходить не надо. Тут же вспоминается небезызвестный Курчевский и его СУ-4. Речь идет об установке 76-мм безоткатной пушки БПК на шасси ГАЗ-ТК (изначально их строили на переделанных шасси Ford-A). Вполне серийный аппарат, и вообще без брони. Нельзя не вспомнить и самоходные артиллерийские установки СУ-М и СУ-12 (СУ-1-12). В отличие от гусеничных САУ с 76-мм полковыми пушками, эти машины оказались серийными, а СУ-1-12 даже повоевали на Дальнем Востоке. Наконец, производились 76-мм зенитные самоходные артиллерийские установки 29-К на шасси ЯГ-10. Во второй половине 30-х годов активность по полубронированным и небронированным колесным машинам в Советском Союзе сошла на нет, поскольку требования изменились. Кроме того, имевшиеся на тот момент колесные шасси не обладали надлежащими характеристиками. Тем не менее, как только началась война, про колесные шасси тут же вспомнили.
Практически сразу после начала Великой Отечественной войны начались инициативные работы по созданию импровизированной военной техники. Наиболее известным, а заодно и по сути единственным санкционированным сверху образцом стал бронетрактор ХТЗ-16 (Т-16). Он даже прошел кратковременные испытания, где выявились его недостатки, имелся план по выпуску. Всё то, что обычно не делалось. Чаще всего об импровизированных образцах военной техники имелись минимальные сведения. Такая история случилась с полубронированными грузовиками ЗП на базе ГАЗ-АА и ПБ на шасси ЗИС-5. Их строили на Ижорском заводе в инициативном порядке. Также в Ленинграде строились самоходные минометы на базе всё того же ГАЗ-АА. Разработали эту конструкцию на ЛОНИТОМАШ (Ленинградское отделение Научного инженерно-технического общества машиностроителей). В 1941 году изготовили небольшую серию таких самоходных минометов. Создавались они, можно сказать, по наитию. Годом спустя было решено проверить, как же поведет себя грузовик в качестве самоходного лафета. Эти работы производились в Ташкенте, на заводе «Ташмельмаш» им. Ворошилова. В день 90-летия Полуторки стоит вспомнить этот эксперимент.
Судя по переписке, для завода «Ташсельмаш» тема была не совсем чтобы новой. Дело в том, что сюда из Ленинграда был эвакуирован Завод им. Карла Маркса НКОМ (Наркомат общего машиностроения). На все сто утверждать нельзя, но похоже что к этой теме завод, который до войны занимался текстильным машиностроением, вполне привлекался. Поэтому не стоит удивляться, что на новом месте эту работу снова поручили. Это точно не инициатива, задание спустили сверху, и по нему проводились научно-исследовательские работы. В их рамках и создали пару экспериментальных машин. Потенциально, конечно, СКБ завода (руководитель КБ — военинженер 2-го ранга Мартынов) считало, что разработанные машины могли быть изготовлены как минимум установочной партией, но по факту стоит относиться к ним как к экспериментальной разработке. Работы провели очень быстро: уже в начале 1942 года была готова опытная машина.
Самоходный миномет СКБ завода «Ташмельмаш» им. Ворошилова был предельно простым. Брался самый обычный грузовик, с односкатными задними колесами. По центру штатного кузова на болтах крепилось основание 82-мм миномета БМ-37. Для того, чтобы при стрельбе не проломило доски пола кузова, под плитой положили дополнительные брусья. Борта кузова переделали так, чтобы они находились в горизонтальном положении, образуя платформу для работы расчета. На бортовой секции кузова разместили две штатные плиты, поскольку также возился второй миномет — для стрельбы с грунта. Вот и все переделки. Проведенные испытания показали, что минометная установка обеспечивает устойчивую стрельбу на 360 градусов. Пробовали даже стрелять с хода, но получилось как-то не очень. Но это уже было как-то излишне. Главное, что установка получилась простая, устойчивая, причем грузовик мог, в случае демонтажа тела миномета, применяться по своему основному назначению.
Далее завод спроектировал и построил еще одну минометную установку, уже инициативную. На сей раз базой послужил ЗИС-5, кузов которого переделали аналогичным образом. Разница в том, что минометов поставили три. Таким образом получался почти самоходный минометный взвод. Минометы разместили по диагонали, чтобы расчеты не мешали друг другу. Правда, сектор обстрела у такой установки был явно не круговым, да и испытания не проводились — отсутствовали боеприпасы. Их проводить так и не стали, поскольку в июне 1942 года Артиллерийский Комитет ГАУ КА работы забраковал. Их не устроила сама платформа, то есть грузовик. Там посчитали, что проходимость у ГАЗ-АА недостаточная, плюс машина была слишком большой целью.
Надо сказать, что поначалу Артком ГАУ КА предлагал ГАЗ-АА доработать, поставив броневую защиту кабины. Фактически из их требований получался самоходный миномет ЛОНИТОМАШ. Но дальше и вовсе отказались. Причем нельзя сказать, что решение оказалось неправильным. Ленинградские самоходные минометы (о них стоит рассказать отдельно) особо ничем не отличились, а позже их переделали либо в обычные грузовики, либо бронетранспортеры. Тема советских самоходных минометов на грузовиках умерла в 1942 году, но не тема самоходных минометов в целом. Оптимальным средством механизации стал мотоцикл с коляской. Работы по этой теме начались еще в 1941 году, а позже они эволюционировали во вполне серийное изделие.
Список источников:
- ЦАМО РФ