Первые бронетранспортеры появились в годы Первой мировой войны, но поначалу они не получили большого распространения. Они получались либо слишком сложными, либо слишком тесными. Неудачей оказывалось и создание таких машин на танковых шасси. Оптимальным решением во второй половине 30-х годов стало использование полугусеничных шасси. Они обладали большей проходимостью, чем колесные, а также оказывались более подвижными, чем гусеничные шасси. Наиболее удачный образец такого шасси был создан под руководством Генриха Книпкампа.
В мае 1939 года было решено запускать в серию полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.251. Базировались они на шасси 3-тонных полугусеничных тягачей Sd.Kfz.11. Данная платформа оказалась оптимальной для подобной роли. Первые Sd.Kfz.251 сдали в июне 1939 ода, около 60 штук использовали в ходе польской кампании. Поначалу выпуск Sd.Kfz.251 шел в небольших объемах. Кроме того, машину сделали многоцелевой: на ее базе выпускали штабные машины, самоходные минометы, санитарные машины и даже системы залпового огня.
По-настоящему массовыми эти машины стали с версии Sd.Kfz.251 Ausf.C. Производить ее начали в 1941 году, при этом за 1939-41 год сдали 1308 штук (из них 305 с корпусами из конструкционной стали). Лишь в 1942 году машина стала массовой. За этот год их выпустили 1200 штук, а дальше производство только нарастало. Самой массовой версией стал Sd.Kfz.251 Ausf.D, выпускавшийся в 1943-45 годах. Производился он в более чем 20 вариантах. Sd.Kfz.251, который часто называют «Ганомагом», стал одним из наиболее известных образцов немецкой техники времен Второй мировой войны. Ныне они являются большой редкостью, но иногда их можно видеть сразу по несколько штук.
ссылка на видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/64ab91996ba4132c8fd821e0
Каждый май в голландском городке Оверлон проводится фестиваль Militracks. Здесь собираются любители немецкой техники, а также техники их союзников по Оси. Всегда можно видеть и бронетранспортеры Sd.Kfz.251. В данном случае можно видеть крайне редкое зрелище — сразу четыре БТР-а данного типа. Из них три относятся к разным вариантам Sd.Kfz.251 Ausf.D, еще один более редкий — версии Ausf.C.
источники:
- текст — https://yuripasholok.livejournal.com/14311762.html
- видео — https://www.youtube.com/watch?v=BSctXTadxdo
- видео — https://www.youtube.com/watch?v=FOv6zPrYArs
- видео — https://www.youtube.com/watch?v=LLD-8CPe8L0
- видео — https://www.youtube.com/watch?v=o8SOFteYUDw
- ссылка на видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/64ab91996ba4132c8fd821e0