Юрий Пашолок. Плод унификации с гаубицей М-30

1

Юрий Пашолок. Плод унификации с гаубицей М-30

Рассказ о 152-мм гаубице Д-1, одном из экспонатов Музея отечественной военной истории

Одна из тех вещей, которая является важной в военный период, становится унификация. Она может быть в самых разных областях, начиная с предметов снаряжения и заканчивая военной техникой. Такой подход не всегда верный, поскольку «единое» решение, чаще всего, означает упрощение задачи по выпуску, которое может снизить характеристики изделия. Но так бывает не всегда. Порой желание унификации оказывает благоприятное влияние на тот или иной образец вооружения или военной техники. Причем такое упрощение порождает образец, который потом долго эксплуатируется.

Нынешнее состояние орудие в музее

Нынешнее состояние орудие в музее

В годы Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии появилось не так много новых образцов артиллерии. Основная их масса являлась развитием систем, которые были созданы еще до войны. Такой подход стал залогом быстрого освоения новых образцов с точки зрения серийного производства. Кроме того, унификация помогла создать оптимальные орудия-долгожители. Помимо классического примера в виде 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3, есть еще 152-мм гаубица Д-1, первенец КБ завода №9. Система эта до сих пор воюет, ее можно часто встретить в музеях.

В ходе реэкспозиции

В ходе реэкспозиции

29 сентября 1939 года на вооружение Красной Армии принята 152-мм гаубица М-10. Созданное под руководством Ф.Ф. Петрова орудие должно было заменить 152-мм гаубицу обр.1909/30 гг, которая в то время производилась на заводе №172. Новая гаубица превосходила предшественницу во всём, кроме того, она рассчитывалась на перевозку за быстроходными тягачами со скоростью до 35 км/ч. Впрочем, были и минусы. Во-первых, боевая масса М-10 выросла до более чем 4 тонн. Во-вторых, перевозилась она исключительно с передком.

"Синий трактор едет к нам"

«Синий трактор едет к нам»

Надо сказать, что концепция гаубицы М-10 появилась не на пустом месте. Таким образом была выполнена гаубица НГ, немецкой разработки. Позже по схожей схеме была выполнена американская 155-мм гаубица M1, которая, кстати, сменила прямой аналог 152-мм гаубицы обр.1909/30 гг — 155-мм гаубицу M1918, она же Canon de 155 C modèle 1917 Schneider. Она, кстати, получилась тяжелее М-10, но «прижилась», став долгожителем. А вот еще один прямой аналог М-10, немецкая 15 cm sFH 36, выпускалась совсем недолго. Одним словом, концепция гаубицы калибром около 6 дюймов и длиной ствола около 25 калибров прижилась не везде.

Орудие проходило небольшую косметическую реставрацию

Орудие проходило небольшую косметическую реставрацию

Вот и с М-10 сложилась похожая ситуация. Судя по тому, что поначалу мелькало слово «дивизионная», а потом оно исчезло, не очень понятно, куда ее собирались встраивать. Очень похожая ситуация была со 107-мм пушкой М60, слишком тяжелой для дивизионной системы, и не очень нужной в корпусной артиллерии. В случае же с АРГК имелась гаубица-пушка МЛ-20, которая была тяжелее, но с ее задачами никаких вопросов не возникало. Одним словом, прекращение выпуска М-10 в 1941 года оказалось логичным шагом. Тем не менее, полностью тему орудий такого класса не забросили.

Впрочем, оно и так было вполне комплектным

Впрочем, оно и так было вполне комплектным

Осенью 1942 года Ф.Ф. Петров, в то время главный конструктор завода №8 (г. Свердловск), выдвинул идею создания унифицированных по лафетам орудий. По его мнению, оптимальным решением являлось использование лафетов 122-мм гаубицы М-30 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. В случае с лафетом М-30 предлагалось наложить него стволы с баллистикой 107-мм пушек (в двух вариантах), 122-мм корпусной пушки А-19 и 152-мм гаубицы М-30. Из этой концепции родилось три орудия — 107-мм пушка 9С-1, 122-мм корпусная пушка Д-2 и 152-мм гаубица Д-1.

Орудие стоит рядом с гаубицей М-30, которая послужила ее прародителем

Орудие стоит рядом с гаубицей М-30, которая послужила ее прародителем

Согласно предварительным прикидкам, боевая масса орудия, которое позже получило обозначение Д-1, составляла 3,5 тонны. Впрочем, боевая масса тут не главное. Во-первых, М-30 уже была в крупной серии, как раз на 1942-43 годы пришелся пик их выпуска. Во-вторых, с точки зрения работ по приведению в боевое положение и обратно, М-30 была удобнее в разы. Никаких хитрых передков для нее не требовалось, это приводило к тому, что М-30 обладала куда большей маневренностью на поле боя.

Идея унификации оказалась верной. Д-1 оказалась гаубицей-долгожителем

Идея унификации оказалась верной. Д-1 оказалась гаубицей-долгожителем

На этом фоне не стоит удивляться, что вопрос о серийном производстве Д-1 решился довольно оперативно. Постановление ГКО №3166сс «Об изготовлении опытного образца 152-мм гаубицы М-10 путем наложения ствола гаубицы М-10 на лафет 122-мм гаубицы М-30» было подписано 12 апреля 1943 года. Спустя менее чем полугода, 8 августа 1943 года, Д-1 приняли на вооружение Красной Армии. Данная гаубица стала не только первой разработкой завода №9, но и первой системой, где ее запустили в серийное производство.

Панорама ПГ-1 заняла место в штатной установке

Панорама ПГ-1 заняла место в штатной установке

Впрочем, принять на вооружение и запустить в крупную серию — это две большие разницы. Как уже говорилось выше, на 1942-43 год пришелся пик выпуска гаубиц М-30. Это привело к тому, что поначалу для Д-1 попросту не нашлось места. Единственным способом как-то исправить ситуацию было снижение объемов выпуска М-30, случилось данное событие в 1944 году. Правда, поначалу срезали выпуск совсем немного — всего на несколько сотен штук. Неудивительно, что за 1943-44 годы сдали всего 342 Д-1.

Обычно шкалы наводки закрашены зеленкой. Тут всё как положено

Обычно шкалы наводки закрашены зеленкой. Тут всё как положено

Реальный выпуск Д-1 начался только в 1945 году, когда сдали 750 орудий, тогда же и М-30 существенно срезали по объемам производства. Впрочем, на покой М-30 не собиралась, с точки зрения производства она заметно пережила 152-мм гаубицу. Д-1 перестали выпускать в 1949 году, а М-30 производили аж до 1955 года. Да и объёмы выпуска оказались сильно разными. Так или иначе, но Д-1 получилась совсем не мелкосерийной. Всего сдали 2827 таких гаубиц. Они вполне поучаствовали в боях Великой Отечественной войны, попадали и в кадры хроники.

Колесный ход обеспечивал скорость возки до 35 км/ч

Колесный ход обеспечивал скорость возки до 35 км/ч

Отчасти столь небольшой объём выпуска также можно объяснить тем, что Д-1 шла в на вооружение частей корпусной артиллерии и частей РГК. То есть туда же, куда шли МЛ-20. При том, что МЛ-20, как уже говорилось выше, заметно мощнее и тяжелее. И решала чуть больший спектр задач. В итоге получалась ситуация, что вполне удачная система оказалась не особо востребованной. Дважды она оказывалась не у дел в плане самоходной артиллерии. Если установка Д-1 (Д-15) в СУ-85 не продвинулась дальше эскизных проектов, то СУ-152Г вполне построили.

Затвор

Затвор

Тем не менее, на неудачную судьбу Д-1 точно не может пожаловаться. Орудие всё еще используется (не так давно их забирали с баз хранения), а по соотношению ТТХ получилась одной из лучших в своём классе. Чуть уступая в дальности стрельбы, Д-1 заметно превосходила одноклассниц по мобильности. Это самая легкая гаубица в своём классе. При этом она обладала вполне адекватной огневой мощью. В послевоенный период Д-1 проходили модернизацию, в частности, менялся колесный ход для повышения скорости возки.

Постепенно инструмент занимает своё место

Постепенно инструмент занимает своё место

Впрочем, основная масса Д-1, которые находятся в музеях — это вполне обычные гаубицы, которые минимально отличаются от орудий исходной конфигурации. Именно такая система находится в коллекции Музея отечественной военной истории. Это вполне типичная гаубица с хранения, как и остальные орудия, она стояла на открытой площадке. Прошлой весной проходила реэкспозиция, в ходе которой орудия перемещали на другую площадку. Можно было наглядно увидеть, насколько проще привести в походное/боевое положение Д-1 по сравнению с М-10.

Такая система станин, без установки передка, позволяла куда быстрее приводить гаубицу в боевое положение

Такая система станин, без установки передка, позволяла куда быстрее приводить гаубицу в боевое положение

После того, как в Музее отечественной военной истории появился Артиллерийский корпус, орудие переместилось в теплое и светлое помещение. Теперь, естественно, вокруг него просто так не походишь, но плюсов на порядок больше. В том числе что касается комплектации орудия. Сейчас, можно сказать, второй этап. Первый — это проведение минимальной косметической реставрации, второй — появление прицела и минимального инструмента. Далее орудие будет постепенно обвешиваться, с постепенным доведением до уровня «только что с завода».

Как и у М-20, на орудийном щите Д-1 находится короб для банника

Как и у М-20, на орудийном щите Д-1 находится короб для банника

Еще одним плюсом нахождение внутри экспозиции является то, что можно разместить боеприпасы, а также дополнительно оформить. Рядом с орудием занял своё место манекен в форме артиллериста, причем его поставили не просто так. Как уже говорилось выше, Д-1 засветились на фронтах Великой Отечественной войны. Один из таких кадров стал классическим. Снят он был в ходе операции «Багратион» летом 1944 года, на переднем плане командир батареи 110-го ГАП лейтенант В.С. Царапкин. Он и послужил прототипом для манекена.

Командир батареи, "модель и прототип"

Командир батареи, «модель и прототип»

Так сложилось, что Д-1 оказалась в тени более именитых орудий Победы, прежде всего гаубицы М-30. Тем не менее, первая принятая на вооружение система завода №9 также является орудием Победы. Она немало повоевала под конец Великой Отечественной войны, а ее послевоенная служба оказалась очень бурной. Не говоря уже о том, что унификация военного периода получилась гораздо более удачной, чем система, которая была ее предшественницей.

источник: https://dzen.ru/a/Z0hr6PGMKUaOURsh

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account