Юрий Пашолок. Первый советский бронетаракан
История Т-17, первой советской танкетки, созданной с использованием базы танка МС-1
Первая мировая война не только до основания разрушила существовавший до того мировой строй, но и самым кардинальным образом изменила сам принцип боевых действий. Как правило, Первую мировую войну вспоминают как время изматывающих позиционных баталий, но так было не везде. Кроме того, обе стороны изыскивали возможности для преодоления эшелонированных линий обороны. Так на свет появилось главное детище той войны — танки. Изначально создававшиеся как тяжелые машины прорыва, они стремительно эволюционировали. Итогом Первой мировой войны стало то, что от тихоходных «ромбов» постепенно отказывались. С подачи англичан (прежде всего Джона Фуллера) ориентиром стали средние танки, обладавшие более высокой подвижностью. Французы поставили на количество, создав самый массовый танк того периода — Renault FT. Французы же породили и еще один класс боевых машин — танкетки. Фактически подвижное пулеметное гнездо, максимально дешевое, с экипажем в 2 человека. По заказу французов был создан 3-тонный малый танк Ford M1918, его даже успели начать серийно выпускать, но на войну он не успел. Тем не менее, начало было положено.
Командование Красной Армии опыт Первой мировой войны изучало очень усердно. Знаменитое «учиться, учиться, и еще раз учиться» следует воспринимать не с иронией. У нас переводили и издавали практически любую военную литературу, до которой могли дотянуться. Издавали у нас и собственные книги, а также журналы, в том числе посвященные бронетанковой технике. В марте 1921 года вышел первый номер журнала «Броневое Дело», в котором весьма подробно освещалась тема танков и их применения. Между тем, еще в 1919 году начались работы по собственной бронетанковой технике. Среди этих проектов была и «Щитоноска» инженера Максимова. Таких проектов было тогда много. Идея одноместной боевой машины, где экипаж размещался лёжа, оказалась популярной. Она являлась развитием концепции подвижных броневых щитков, из которых танкетки отчасти и выросли. Впрочем, строить «Щитоноску» не стали, а первой советской танкеткой стала совсем другая боевая машина.
3 ноября 1929 года была сформирована новая структура — Управление Механизации и Моторизации Красной Армии. Ее наследницей является нынешнее Главное автобронетанковое управление Министерства обороны Российской Федерации (ГАБТУ МО РФ). Появилось УММ не на пустом месте: как показал опыт предыдущих лет, для разработки и внедрения современных образцов бронетанковой техники требуется независимая структура. До того бронетанковая техника находилась под колпаком у Артиллерийского Управления Красной Армии. К моменту образования УММ КА уже сформировалась система автобронетанкового вооружения. В нее входили тяжелый (большой) танк, который пока поставили на паузу, средний (маневренный), находившийся в стадии разработки, и легкий (малый), по которому ситуация выглядела наиболее благополучно. К 1929 году в серии находился танк Т-18 (МС-1). Наконец, четвертым типом выступала танкетка. По этой теме ко второй половине 1929 года уже имелся прогресс. Тем же КБ, которое создало Т-18, была создана первая советская танкетка — Т-17. О ней и пойдет речь.
Днем рождения советских танкеток можно назвать 2 июня 1926 года. В этот день РВС и ГУВП ВСНХ приняли 3-летнюю программу танкостроения, которая подразумевала и «танк-лилипут». Он же так же первоначально обозначался как «пулеметка сопровождения». Предполагалось изготовить 69 таких «лилипутов», шедших на комплектования пехотного батальона. Двухбатальонная структура предусматривала один батальон МС-1 и один «пулеметок». Предполагалось, что стоимость одной танкетки составит 6 тысяч рублей, это было в 3 раза меньше исходной цены за МС-1. При этом Технический отдел ГУВП (начальник отдела С.П. Шукалов, главный конструктор В.И. Заславский) прорабатывал 2 варианта машины — пушечный и пулеметный. Впрочем, в виду загруженности завода «Большевик», главного подрядчика Техотдела ГУВП по танкостроению, вплоть до весны 1927 года «танк-лилипут» завис в воздухе. Только 14 мая 1927 года, когда работы по опытному образцу МС-1 вышли на финальную стадию, «Большевику» передали задание на 2 варианта танкетки.
Изначальное задание действительно рисовало в голове «танк-лилипут». Судите сами: пустая масса первого, пулеметного варианта ожидалась в районе 750 кг (лоб 7 мм, борта 4 мм брони), а второго, пушечного (лоб 16 мм, борта 8 мм) — 1250 кг. Предполагалось ставить 20-сильный мотор, базировавшийся на конструкции двигателя МС-1, а максимальная скорость ожидалась в районе 20 км/ч. Вся техническая документация передавалась Техническим отделом ГУВП, стоимость машины определялась в 6000 рублей за штуку. Впрочем, попытка загрузить «Большевик» танкеткой, которая к осени 1927 года стала именоваться Т-17, поначалу не увенчалась успехом. Завод вовсю готовился к выпуску Т-18, поэтому ему было слегка не до того, хотя совместная работа по данному направлению велась. Окончательно соглашение с ГКБ ОАТ (так стал именовать Технический отдел ГУВП) было подписано 12-13 октября 1927 года. Работы по постройке образцов Т-17 возлагались на опытную мастерскую А-5. Сроком выпуска первой машины указывалось 31 августа 1928 года. Но уже в июне 1928 года значилась другая дата и другая сумма. Т-17 числился всего один, срок изготовления — 30 октября 1928 года. Стоила машина уже 25000 рублей, плюс 10000 за запасной «двигатель 21 HP», срок его изготовления — 31 декабря 1928 года.
Менялись не только сроки и ценник, но и вооружение. Изначально предполагалось вооружить Т-17 станковым пулеметом Максим, но по ходу проектирования появился «спаренный карабин Фёдорова». Этот тот самый пулемет, что ставился в Т-16 и Т-18 первой производственной серии. Кроме того, изначальные требования по массе явно оказались невыполнимые. Даже пулеметный вариант, единственный, который в итоге построили, имел боевую массу 1,9 тонн. Связано это оказалось и с тем, что толщину брони усилили до 14 мм по периметру. Пушечная версия машины получалась еще тяжелее — 2,25 тонн. По расчетам, 3-литровый 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения мощностью 20 лошадиных сил разгонял пушечную версию танкетки до 18 км/ч. Вопрос в том, что при этом удельная мощность даже в пулеметном варианте снижалась до чуть более 10 л.с. на тонну. Так что особо подвижной машина уже не получалась. Ходовая часть представляла собой копирование Т-18 с некоторыми доработками. При этом, пока Т-17 разрабатывалась, Т-18 уже прошел первую ступень эволюции, посему его ходовая часть была уже более совершенной.
Что еще хуже, загрузка «Большевика» по Т-18 привела к закономерному результату. На 1 января 1929 года работы по Т-17 шли, но очень медленно, например, закончить клепку корпуса предполагалась только в марте. По факту же машину собрали уже летом 1929 года. При этом на испытаниях очень быстро выявилась масса проблем, прежде всего связанных с концепцией одноместной боевой машины. С подвижностью у Т-17 также наблюдалась беда. Самое главное, что уже летом 1929 года Т-17 в принципе не пролезала в новые тактико-технические требования. Подвижность танкетки предполагалась в 2 раза выше, причем явно смотрели на колесно-гусеничные танкетки Carden-Loyd. Это, впрочем, не помешало еще некоторое время тему Т-17 двигать дальше. В конце 1929 года было дано задание на разработку «специальной гусеницы». Речь шла о резинотканевой гусеничной ленте по типу движителя Адольфа Кегресса. Это явно делалось под влиянием даже не французских, а немецких танков, но результаты оказались примерно такими же, как у «тракторов». Работы по этой теме шли почти 2 года и положительных результатов не дали. Поэтому больше резинотканевыми гусеничными лентами у нас не баловались.
К 1930 году появился проект танкетки Т-21, по сути то же самое, но уже с экипажем 2 человека и пулеметом ДТ. В него было решено переделать опытный образец Т-17, при этом сроки постоянно сдвигались. Сначала апрель 1930, потом 1 октября, потом 1 января 1931 года, потом март… В мае 1931 года осторожно была высказана мысль, что надо бы Т-21 отменить. Сделано это было в июне. Еще одна танкетка на базе Т-17, получившая обозначения Т-25, даже не дошла до стадии изготовления. По большому счету, это была скорее совсем другая машина, схожая только по габаритам. 2-местная боевая машина с 30-сильным мотором должна была развивать скорость до 35 км/ч.
Между тем, комиссия УММ под руководством его начальника И.А. Халепского закупила в Англии танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Уже в 1930 году было принято решение о том, что эти танкетку будут выпускаться в Советском Союзе. На фоне этой машины судорожные попытки ГКБ ОАТ и «Большевика» выпилить что-то из Т-17 выглядели пустой тратой времени. Это же касалось и танкеток на базе Т-18/Т-20, которые достойны отдельного рассказа. В любом случае, образование УММ имело явно положительный результат. Без решительного вмешательства независимой структуры у нас бы еще долго занимались танкеткой, лишенной перспектив.
Список источников:
- РГВА
- РГАЭ
- ЦГА СПб
- Архив Андрея Аксенова
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-sovetskii-bronetarakan-617f7e24a1b9e1203424bdf8