Юрий Пашолок. Первый шаг к «Першингу»
История появления Medium Tank T20, первой попытки заменить Medium Tank M4
Начало Второй мировой войны застало американское танкостроение на этапе, когда оно перешло к стадии выпуска вполне приличных боевых машин. У американцев уже имелись не самые плохие легкие танки, немного странные, но вполне адекватные для своего театра военных действий. Не менее важным моментом стало то, что началось серийное производство Medium Tank M2. Тоже не самой обычной боевой машины, но это уже смотря как посмотреть. К началу Второй мировой войны добрая половина стран выпускала странные танки, на их фоне Medium Tank M2 выглядел вполне адекватно. Самое главное, что в лице этой машины образовалась оптимальная платформа для среднего танка, которая имела большой запас для развития. Вряд ли тогда в Департаменте Вооружений предполагали, что из Medium Tank M2 вырастет второй по массовости танк в истории.
Стремительно развивавшиеся события в Европе заставили американцев летом 1940 года форсировать события. Быстро осознав, что Medium Tank M2A1, который планировался для массового выпуска, стремительно устаревает, на его базе было решено создать новую боевую машину. Она получила обозначение Medium Tank M3. Часто эта боевая машина становится объектом насмешек и всяких небылиц, но достаточно просто посмотреть, как Medium Tank M3 повоевал, чтобы снисходительно улыбнуться. Да, это было временное решение, но далеко не такое плохое, как это обычно пишут. Пока налаживалось производство Medium Tank M3, шли работы по новому танку, который получил обозначение Medium Tank T6. Эта боевая машина уже была вполне привычной конструкции, но всё еще базировалась на технических решениях, имевших прямое отношение к Medium Tank M2. Medium Tank T6 стандартизировали 6 сентября 1941 года как Medium Tank M4, уже в феврале 1942 года началось серийное производство. Таким образом, к моменту полноценного вступления в полноценные боевые действия на суше американская армия имела один из лучших средних танков. И это совсем не случайность, а последовательно реализовавшийся план.
О замене Medium Tank M4 в Департаменте Вооружений задумались еще в конце 1941 года. Казалось бы, танк только приняли на вооружение, зачем думать о его замене. Но не всё так просто. Дело в том, что шасси, которое являлось базой для танка, имело предел развития. От Medium Tank T5 с массой 13,6 тонн, за несколько лет эволюция дошла до танка массой 30 тонн. Естественно, шасси постоянно дорабатывалось, но чудес не бывает. В какой-то момент появлялся предел развития. Кроме того, шасси Medium Tank M4 не было столь уж идеальным. У него имелись и недостатки, такие, как чрезмерная высота корпуса, нерациональное использование боевого отделения и уязвимые места в лобовой части. Поэтому в начале 1942 года стал формироваться облик нового танка, позже получившего обозначение Medium Tank T20. Его идеологом являлся генерал Гладеон Барнс, одна из ключевых фигур в разработке американских танков и артиллерии. Сегодня исполнилось 134 года со дня его рождения, в такую дату стоит вспомнить, с чего же начинался путь к знаменитому «Першингу».
Барнс более известен как автор артиллерийских систем, прежде всего 37-мм противотанковой пушки M3. Вместе с тем, танками занимался он довольно плотно. Началось это еще в первой половине 30-х годов, когда майор Барнс возглавлял Абердинский полигон. Он имел прямое отношение с Combat Car T4 и Medium Tank T4, успешно реализовав концепцию колесно-гусеничного танка, альтернативного разработкам Кристи. По итогам эти машины проиграли разработкам Гарри Нокса, но победа была не абсолютной. Во-первых, тогда дело уперлось в финансовый вопрос, по факту кавалерия скорее выбирала Combat Car T4E1, а не Combat Car T5. Во-вторых, на семействе T4 Барнс и работавший на том же полигоне Джозеф Колби реализовали ряд интересных технических решений. Включали они в себя и концепцию силового блока, то есть единый блок из мотора и элементов трансмиссии. Это позволяло их демонтировать одним куском, ускоряя процесс. Танки Барнса и Колби остались тупиковыми, но и у Нокса, если вспомнить, поначалу всякая ерунда получалась. Посему противостояние продолжилось, но уже позже. Собственно говоря, Medium Tank M3 и M4 уже отчасти являлись идеями Барнса, который продолжал подниматься по служебной лестнице. В 1940 году он дослужился до звания бригадного генерала, получив высокую руководящую должность в Департаменте Вооружений. Позже он стал начальником технического отдела Департамента вооружений. Примерно с того момента Барнс стал главной фигурой в разработке средних, а затем и тяжелых танков. Рос по служебной лестнице и Джозеф Колби. И вот ведь что интересно — как раз с того момента часть технических решений T4 снова оказалась на повестке дня. Вряд ли это совпадение.
Впервые тему силового блока и размещения трансмиссии сзади подняли при создании Heavy Tank T1. Да и далее эта машина, в которой влияние идей Барнса и Колби очевидна, являлась источником заимствования технических решений. Работы же по среднему танку нового поколения начались после того, как начался процесс серийного производства Medium Tank M4A1. Первые эскизы выглядели крайне осторожными, фактически речь шла о Medium Tank M4 с кормовым расположением трансмиссии. Но чем дальше шли работы, тем сильнее новый танк отдалялся от шасси предшественника. Фактически сохранялась только ходовая часть, которую тогда никто бы не позволил трогать. Во многом именно это позже стало источником больших проблем. Так или иначе, но весной работы по новой концепции форсировали, причем занималась ей новая структура — Танково-автомобильный центр. Организовали его в Детройте, а возглавил центр полковник Колби.
По итогам работ в мае 1942 года сформировалась крайне интересная боевая машина. При ее создании одним из важнейших требований было сохранение габаритов и боевой массы в пределах Medium Tank M4. Обычно танк с кормовым расположением трансмиссии получался длиннее, но Колби и его коллегам удалось почти вписаться в длину корпуса, фактически общие габариты шасси получились теми же. Зато танк получился существенно ниже, что позволило нарастить броневую защиту лобовой части корпуса до 64 мм при той же массе. Создавался танк под использования мотора Ford GAN. Этот V-образный 8-цилиндровый мотор водяного охлаждения объемом 18 литров и номинальной мощностью 450 лошадиных сил имел авиационные корни. С авиацией у Ford дела не задались, а вот с танками наоборот. Мощный мотор выглядел более адекватной альтернативой радиальному мотору Continental R975 с воздушным охлаждением. В паре с мотором работал трансмиссионный блок, создававшийся совместно с General Motors. В него входила планетарная коробка передач Alisson Torqmatic и гидротрансформатор. Также машина получала сдвоенное управление, вполне полезная вещь в бою. Если механика-водителя вывело из строя, его помощник сохранял возможность управлять машиной.
К концу мая 1942 года состоялась демонстрация полноразмерного деревянного макета танка. Согласно требованиям, он получил 76-мм пушку T9, которую изначально разработали для тяжелого танка T1. Благодаря этому орудию, которое имело баллистику 76-мм зенитной пушки, новый танк получал самое мощное вооружение в классе. По уровню пробития данная система лишь немного уступала 88-мм зенитной пушке Flak 18. Обратной стороной медали были менее мощные, чему 75-мм пушки M3, осколочно-фугасные боеприпасы, но об этом сначала не думали. Орудие установили в башню, созданную на основе конструкции Medium Tank M4. Орудийная установка при этом отличалась от танка-предшественника. По итогам получалась крайне интересная боевая машина, имеющая большие перспективы. 25 мая 1942 года Комитет по Вооружениям утвердил изготовление двух опытных образцов танка, получившего обозначение Medium Tank T20. Казалось бы, всё идет своим чередом, при ранее взятом темпе год спустя появлялись опытные образцы, а еще через полгода запускалась серия. Но что-то явно пошло не так.
Для начала, летом 1942 года начались брожения умов с точки зрения вооружения. Казалось бы, уже выбрано орудие, причем T9 уже стандартизировали как 76-мм систему M1. Но по ряду причин появились альтернативы. Во-первых, начались опытные работы по механизации заряжания, ставшие своеобразным продолжением истории 47-мм полуавтоматической пушки с магазинным питанием, которая испытывалась еще на Medium Tank T2. На сей раз калибр был более солидный — 75 мм. По ряду причин перевести орудие M1 на механизм заряжания не получалось, поэтому выбрали 75-мм орудие M3. На тот момент его мощи вполне хватало. Кроме того, появилась альтернатива в виде 76-мм пушки M7, которую разработали для истребителя танков GMC M10. Собственно говоря, на M7 посматривали еще в ходе проектирования Medium Tank T20, поскольку орудийная установка имела более надежную защиту, чем T79, куда ставилась M1. По итогам 26 августа 1942 года Комитет по Вооружениям утвердил 3 варианта танка: Medium Tank T20 с орудием M1, Medium Tank T20E1 с орудием M3 и механизмом заряжания, а также Medium Tank T20E2 с орудием M7. Окончательно это решение утвердили 12 сентября 1942 года.
На этом почкование отнюдь не закончилось. Дело в том, что в случае с семейством Heavy Tank T1 случило разделение на вариации с разными типами трансмиссии. Видимо, для подстраховки 3 сентября 1942 года Комитет по Вооружениям рекомендовал разработку варианта T20 с механической коробкой передач. Он получил обозначение Medium Tank T22, и также почковался на 3 варианта вооружения. Следом образовался и третий танк в списке — Medium Tank T23, причем это случилось практически в то же самое время. Утвержденный в районе 15 сентября 1942 года танк отличался электромеханической трансмиссией. За этой машиной явно стоял Барнс, ставший сторонником электромеханической трансмиссии после испытаний Heavy Tank T1E1. Да, такой тип трансмиссии получался более тяжелым и сложным в изготовлении, зато и управлять машиной получалось легче всего. Наконец, в октябре 1942 года появился еще и вариант E3. Он означал торсионную подвеску, над которой Танково-автомобильный центр работал с начала 1942 года.
По итогам всей этой котовасии образовалось, на всякий пожарный, 12 вариантов машин. На такое число прототипов Департамент Вооружений не подписывался, поэтому выпускали всего 6 танков. Из них 2 относилось к семейству T20 — один базовый, плюс один с торсионной подвеской. Вариант T20E2 вскоре «отвалился», поскольку интерес к 76-мм орудию M7 исчез. Что же касается Medium Tank T20, то с ним сложилась комичная ситуация. По всем правилам логики, именно этот танк должны были построить первым. Но нет, не угадали. Первым оказался сдан Medium Tank T23, случилось это в январе 1943 года. Что же касается единственного образца Medium Tank T20, то его сдали в мае 1943 года, он получил регистрационный номер U.S.A.W-30103302. Изготовили его на Fisher Tank Division, подразделении General Motors, перепрофилированном с производства автомобильных кузовов на выпуск танков. Надо сказать, что T20, T22 и T23 отличались не только начинкой, но и способом изготовления корпусов. В случае с T20 корпус был сварным с «комбинированной» носовой частью. Это означало, что там имелись и литые детали, например, установка курсового пулемета и крыша отделения управления.
В финальной конфигурации боевая масса танка составила 30617 кг, что ненамного больше Medium Tank M4A3 с таким же мотором. По ходовой части танк был максимально унифицирован с Medium Tank M4, что потенциально ускоряло внедрение в серию. Машина выгодно отличалась не только низким силуэтом, но и удобством обслуживания силовой установки. На МТО имелись откидные панели, благодаря чему можно было оперативно обслуживать мотор и систему охлаждения. Плюсом являлось и наличие сдвоенного управления, а также отсутствие впереди трансмиссионного блока.
Вполне удачным получилось и боевое отделение. Как и у Medium Tank M4, башня имела подбашенную корзину, но более удачную по конструкции. По крайней мере, она не превращала боевое отделение в мышеловку. Боекомплект, правда, был маловат (68 патронов к 76-мм орудию), но надо сказать, что у M4, оснащенных 76-мм орудиями, он был всего на 3 патрона больше. В отличие от башни Medium Tank M4, у T20 изначально имелось 2 башенных люка, а не 1. Правда, состояло боевое отделение не только из достоинств. Во-первых, есть некоторые вопросы насчет уравновешенности башни. Во-вторых, орудийная установка T79 имела массу уязвимых мест. Так или иначе, но всё равно получался вполне удачный сменщик Medium Tank M4, при условии, что машина пройдет испытания. А вот с этим как раз случилась беда.
Обычно опытные танки отправлялись на Абердинский полигон, но в случае с Medium Tank T20 было решено сначала проверить машину на полигоне General Motors в Милфорд, штат Мичиган. Здесь танк прошел первый этап испытаний, за которые преодолел примерно 480 километров. Выяснилось, что Барнс не просто так начал почковать проект. Трансмиссия страдала от перегрева и утечек масла, имелся целый ряд поломок. Также страдал перегревом и мотор, отмечались поломки вентиляторов системы охлаждения. Претензии имелись и к работе тормозов, а также к общему качеству сборки. Потребовалась полная переделка танка, поэтому его вернули на Fisher Tank Division.
Окончательно работы по доводке Medium Tank T20 были закончены в феврале 1944 года, после чего его направили на Абердинский полигон. Впрочем, к тому моменту интерес к машине пропал, поскольку запустили разработку более совершенной модели. Надо сказать, что не повезло всей троице. Слабым утешением стало то, что потенциально танк мог разгоняться до 56 км/ч. Другое дело, что требовался уже другой танк, более защищенный и технически совершенный. Тем не менее, пустой тратой времени Medium Tank T20 не стал. Как показали дальнейшие события, моторно-трансмиссионная группа T20 оказалась наиболее удачной. Позже ее использовали на Heavy Tank T26E1, который, в итоге, превратился в серийный Heavy Tank T26E3, он же M26 Pershing.
Список источников:
- US NARA
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-shag-k-pershingu-60c3b48db5821646975e8d7f