Юрий Пашолок. Первый командирский вариант Pz.Kpfw.III
Pz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.III
Ближе к середине 30-х годов немецкая система танкового вооружения выглядела весьма специфично. Если изначально предполагалось иметь только средний танк, а к концу 20-х годов уже имелись легкий и средний танк, то к 1935 году ситуация выглядела несколько комично. На место первому легкому танку пришел еще один, с тем же исходным названием, но с боевой массой 3 тонны. Впрочем, дальнейшее развитие второго по счету Kleinetraktor, который позже превратился в La.S., он же Pz.Kpfw.I, выявило невозможность постройки танка в исходной конфигурации. Ни экипажа из 3 человек, ни 20-мм автоматическую пушку, в него установить не удалось. Поэтому появился второй по счету легкий танк — La.S.100, с ожидаемой боевой массой 6 тонн. На самом же деле танк очень быстро дошел до массы в 7,5 тонн, а дальше быстро достиг отметки почти в 9 тонн. Для понимания всего происходящего, боевая масса Leichttraktor, который создавался как 6-тонный 4-местный легкий танк с пушечным вооружением, составляла 8 тонн. Не менее интересно развивалась ситуация со средними танками. К 1935 году Leichttraktor превратился в Z.W., изначально 12-тонный, но быстро набравший массу до 15 тонн. А появившийся тогда же B.W. имел массу всего на 2 тонны больше. Кроме того, развитие Z.W. быстро привело к тому, что масса двух танков сравнялась.
Согласно концепции, основным немецким средним танком должен был стать Z.W. (Zugführerwagen, машина командира взвода). На бумаге всё выглядело крайне интересно. Машина имела вооружение в виде 37-мм пушки, трехместную башню, хорошую обзорность, потенциально неплохую подвижность и удельную мощность 20 л.с. на тонну. Но это на бумаге, реальность оказалась другой. По ряду причин на Pz.Kpfw.III Ausf.A, первую версию танка, поставили менее мощный мотор Maybach HL 108 TR, а также 5-скоростную синхронизированную коробку передач ZF SSG 75. Коробка передач еще сильнее умерила прыть танка, который разгонялся не выше 35 км/ч. Что еще хуже, ходовая часть машины оказалась неудачной. Понимая проблему, в 6-м отделе Департамента Вооружений запустили работу по альтернативным вариантам ходовой части. Итого первые варианты танка оказались скорее пробными. Их выпуск не превышал 10-15 танков на модификацию. Самый востребованный танк оказался самым проблемным.
Из всех «пробных» вариантов среднего танка Z.W. наиболее удачным оказался Pz.Kpfw.III Ausf.D. Их изготовили аж 30 штук. Впрочем, к 1938 году, когда начался серийный выпуск на заводе Daimler-Benz werk 40 в Берлине, машина являлась устаревшей. Кроме того, в 6-м отделе Департамента Вооружений уже вовсю работали над его сменщиком — Z.W.38, будущим Pz.Kpfw.III Ausf.E. Правда, для начала требовалось доработать данный танк, а с ним тоже дела обстояли не очень хорошо. По этой причине выпуск Z.W.38 сорвался, а это означало, что и первые спецмашины на базе Pz.Kpfw.III предстоит делать на другом шасси. Альтернативы Pz.Kpfw.III Ausf.D, в сложившейся ситуации, не осталось. В результате на свет появилась промежуточная машина, которая сочетала в себе основные технические решения Pz.Kpfw.III Ausf.D, но при этом по броневой защите и боевой массе оказалась близка к Pz.Kpfw.III Ausf.E. С этого же танка отчасти позаимствовали и башню. По подвижности же она получилась чем-то промежуточным. Самое интересное, что же это была за спецмашина. Речь идет о Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 (Panzerbefehlswagen, командирский танк), специальной командирской машине, которая являлась одной из визитных карточек немецких танковых частей.
Сама по себе идея создания командирского танка на шасси Z.W. была сформулирована к концу октября 1935 года. Ей предшествовали испытания командирской версии Leichttraktor, получившей специальную рубку и набор радиооборудования. Немцы не являлись новаторами в данной области: первыми специальный радийный танк создали французы (Renault FT TSF), а полный аналог радийного Leichttraktor — это командирский Medium Tank Mk.II. Кроме того, сами же немцы в 1935 году построили первые Kleiner Panzerbefehlswagen на шасси Pz.Kpfw.I. У этих машин, впрочем, было два существенных недостатка. Во-первых, они получались очень маленькими, много оборудования там банально не разместить. Во-вторых, все упомянутые выше боевые машины слишком сильно выделялись в общем строю. Их выбивали бы (и выбивали) в первую очередь. Именно поэтому осенью 1935 года и сформировалась идея командирского танка на шасси Z.W.
Согласно концепции, сформированной 6-м отделом Департамента Вооружений, предполагалось получить три типа командирских танков. Отличались они друг от друга комплектацией оборудования. Первый тип, предназначенный для действия в составе танкового батальона, получал пару 20-ваттных передатчиков и столько же приемников, радиус их действия составлял 6 километров. Экипаж состоял из наводчика, механика-водителя, 2 радистов, плюс место под командира (офицера). Второй вариант был тем же самым, но существовал в двух модификациях, предназначалась она для работы на уровне танкового полка. Одна из них позволяла поддерживать связь на дистанции 6-12 километров. Вторая модификация имела пару 30-ватных передатчиков, что увеличивало дальность связи до 8-20 километров. Третий вариант, для действия в составе танковой бригады, по оборудованию был похож на полковую версию. Это касалось и наличия двух модификаций.
Работы по данным машинам, изначально именовавшимся как Befehls-Panzerkampfwagen, разделили между Daimler-Benz (шасси) и Krupp (башня). В октябре 1936 года появилось новое обозначение — Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen). Машина батальонного уровня получила сквозной индекс Sd.Kfz.266, полкового уровня — Sd.Kfz.267, и бригадного уровня — Sd.Kfz.268. Следует отметить, что речь изначально шла о полноценном танке, который сохранял вооружение, но сокращался боекомплект, а также размещалось дополнительное радиооборудование. Впрочем, к началу 1938 года, когда Daimler-Benz закончила проектирование Pz.Bef.Wg., выяснилось, что не всё так просто. Сделать одновременно и вращающуюся башню с полноценным вооружением, и радиооборудование, оказалось очень сложно. В результате было принято решение не совмещать одно с другим. Из вооружения танк сохранял только один из пулеметов в башне. Вместо курсового пулемета делали пистолетный порт, а орудие и один из спаренных пулеметов заменяли макетами. Надо сказать, что немцы были не одиноки. Сильно позже англичане таким же образом делали свои командирские танки.
К началу 1938 года, когда разработка Pz.Bef.Wg. подошла к финалу, выросли требования к броневой защите и подвижности. Поскольку Pz.Kpfw.III Ausf.D (3b./Z.W. Serie) уже были запущены в работу, их броневая защита и подвижность осталась на прежнем уровне. А вот с командирским танком случилась совсем другая история. Чтобы не путать, серию командирских танков обозначили как 3c./Z.W. Serie. Соответственно, вместо вполне логичного Pz.Bef.Wg. Ausf.D машина называлась иначе — Pz.Bef.Wg. Ausf.D1. Даже без учета радийного оборудования было и так понятно, почему индекс получился таким необычным. Дело в том, что подбашенную коробку, смотровые прибор и башню взяли от Pz.Kpfw.III Audf.E, который еще даже не сформировался. Имелся ряд отличий и по корпусу. Передние лючки доступа к тормозам убрали, а толщина лобовой части корпуса выросла до 30 мм. До той же толщины выросли показатели брони бортов и кормы. По итогам боевая масса Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 выросла до 18,2 тонн.
Казалось бы, при возросшей на 2 тонны массы машина должна быть медленнее, ведь на ней сохранился мотор Maybach HL 108 TR, а также 6-скоростная коробка передач ZF SSG 76. Но за счет изменения передаточных чисел и других переделок скорость даже выросла — до вполне приемлемых 39 км/ч. Естественно, ходовой части вряд ли понравился такой рост массы, но в целом она его перенесла стойко. Да и удельное давление на грунт еще оставалось вполне на нормальных показателях. Кроме того, ходовую часть переделали. Ведущие колёса использовались от Pz.Kpfw.III Ausf.E, а также появились новые ленивцы, да и подвеску усилили. Одним словом, шасси не идеальное, но более совершенное, нежели у базового танка.
Главные изменения, впрочем, касались радиооборудования. Командирский танк можно безошибочно отличить по двух штыревым антеннам, которые размещались по бортам корпуса. Еще одна, поручневая антенна, разместилась на надмоторной плите. Это стало еще одной причиной, почему башня теперь была неподвижной. Она попросту задевала бы антенну. Наконец, внутри боевого отделения находилась еще и телескопическая антенна. При необходимости открывался лючок в крыше башни, после чего антенную раскладывали. Надо сказать, что вместо трех вариантов Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 было решено выпускать два — Sd.Kfz.267 и Sd.Kfz.268. В первом случае внутри размещались радиостанции Fu 8 и Fu 6, а в первом — Fu 6 и Fu 7.
Помимо того, что выпускалось всего два варианта танка (полкового и бригадного уровня), чехарда была и с производством. Изначально выпуск Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 ожидался в период между октябрем 1937 и апрелем 1938 года. In 6 заказало нулевую серию из 30 машин, это оказалось равнозначно объему выпуска Pz.Kpfw.III Ausf.D. Впрочем, и базовая-то машина задержалась, а командирская только в феврале 1938 года окончательно сформировалась. Поэтому только с лета 1938 года данные танки стали сдаваться Daimler-Benz werk 40. За третий квартал 1938 года их сдали 12 штук, а за весь год 26 машин. Лишь в марте 1939 года сдали последние 4 командирских танка.
Еще медленнее шел процесс поступления командирских танков в войска. Только в октябре 1938 года первые две машины попали в части. Потребность в таких танках оказалась высокой: на 1 марта 1939 года требовалось 39 Sd.Kfz.266, 57 Sd.Kfz.267 и 10 Sd.Kfz.268. Между тем, из 30 Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 к версии Sd.Kfz.267 относилось 24 машин, а к Sd.Kfz.268 — еще 6. В июле 1939 года началась сдача Pz.Bef.Wg. Ausf.E, но к 1 сентября 1939 года в войсках находилось всего 32 командирских танков всех типов.
В виду острой необходимости в командирских танках их буквально поштучно распихивали по танковым полкам. Естественно, при такой ситуации машины могли лишь частично обеспечивать свои функции. Впрочем, некоторые итоги кампании показали положительные и отрицательные стороны машин. С одной стороны, машина была явно лучше Kleiner Panzerbefehlswagen. А вот с другой, сама по себе идея замаскировать танк сработала лишь отчасти. По итогам скоротечной польской кампании 13 машин записали в потери, из них оказались безвозвратными.
Несмотря на такую ситуацию, польская кампания для Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 стала отнюдь не последней. Командирских танков остро не хватало, поэтому, в отличие от линейных Pz.Kpfw.III Ausf.A-D, служба командирской машины продолжилась. Она воевала не только во Франции, но и на советско-германском фронте. Вместе с тем, еще во Франции выявилось, что идея танка с макетной пушкой получилась неудачной. Исходная концепция с командирским танком, имеющим пушечное вооружение, выглядела более разумной.
Увы, точных данных, до какого времени Pz.Bef.Wg. Ausf.D1 сохранялись в войсках, нет. Лишь по косвенным данным можно говорить — отдельные машины дожили как минимум до 1943 года. По крайней мере, одна такая битая машина фигурирует на снимках. С учетом, что это было промежуточным решением, вполне себе результат.
Список источников:
- US NARA
- Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2006
- Panzer Tracts No.3- Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010
- Фотоархив автора