У нас на сайте масса материалов о Pz.Kpfw.IV — самом массовом немецком танке времён Второй мировой войны. Однако большое количество мифов и неточностей вокруг истории разработки четвёртого «панцера» сподвигло нас вернуться к этой теме ещё раз. По мнению авторитетного исследователя истории танкостроения Юрия Пашолока, обилие ошибок в «жизнеописаниях» танка связано с тем, что после войны очень многие авторы, в основном английские и американские, ориентировались на неточные данные собственных разведслужб. Сегодняшняя статья Юрия базируется на исследованиях ведущих историков Томаса Йентца и Вальтера Шпильбергера, которые посвятили свои жизни изучению истории немецкой бронетанковой техники.
В 1934 году на испытания вышел средний танк, который исходно назывался mittlerer Traktor (m.Tr., то есть средний трактор), а с 3 октября 1933 года стал использоваться более известный индекс Neubau Fahrzeug (Nb.Fz., то есть машина нового типа). Танк, являвшийся развитием темы Grosstraktor (Gr.Tr., то есть большой трактор), должен был стать немецким средним танком.
Впрочем, уже на момент выхода на испытания стало понятно, что немецкие военные снова переусердствовали. Если Grosstraktor, разрабатывавшийся тремя фирмами в течение пяти лет, переусложнили (достаточно сказать, что этот танк должен был быть одновременно и амфибией), то в случае с Nb.Fz. дело зашло в ещё больший тупик. Исходный проект, который разрабатывался компаниями Rheinmetall (шасси и башня) и Krupp (второй вариант башни), должен был иметь 15-тонный весовой класс. В итоге же аппетиты 6-го управления вооружений привели к тому, что на испытания выкатилась 23-тонная машина, сложная по конструкции и дорогая.
Помимо явных расхождений со спецификацией, имелись и концептуальные расхождения, выявившиеся уже по ходу разработки и испытаний. Во-первых, от идеи использования авиационного двигателя (на Gr.Tr. и Nb.Fz. стоял двигатель BMW V) решили отказаться, поскольку испытания показали чрезмерную тягу на оборотах в диапазоне 1400–1600 об/мин. Во-вторых, была признана неудачной схема с кормовым расположением трансмиссии и ведущих колёс. По итогам испытаний шасси будущего Pz.Kpfw I, скомпонованного по типу английского тягача Vickers-Carden-Loyd, стало ясно, что размещение трансмиссии и ведущих колёс впереди снижает риск спадания гусеничных лент и уменьшает общую длину машины. В-третьих, установку на Nb.Fz. двух пушек калибром 37 и 75 мм признали неправильным решением.
Согласно новой концепции, средние танки решили разделить на истребители и танки поддержки. В роли истребителя выступал танк 10-тонного класса, позже получивший индекс Zugführerwagen (будущий Pz.Kpfw.III). Спецификацию на Z.W. стали разрабатывать ещё в конце 1933 года, то есть ещё до постройки первого Nb.Fz. Что же касается Nb.Fz., то его будущее было решено уже осенью 1934 года. Первоначально новый танк носил в документах индекс verbesserten Nb.Fz., то есть улучшенный Nb.Fz. Впрочем, уже в переписке между Krupp и 6-м управлением вооружений от 14 ноября 1934 года прозвучал новый индекс, который и стал основным – B.W., то есть Begleitwagen, танк поддержки.
Стоит отметить, что в плане концепции немецкие военные ничего нового не изобрели. Разделение на танки-истребители и танки поддержки является ноу-хау англичан. Ещё в 20-х годах компанией Vickers были созданы Medium Tank Mk.I и Mk.II, которые выпускались в двух вариантах – с 47-мм пушкой, имеющей только бронебойные снаряды, и с 94-мм гаубицей, имевшей только осколочно-фугасные и дымовые снаряды. Занимались танками поддержки и в СССР (Д-38, Т-26-4, БТ-7 артиллерийский). В определённой степени танком поддержки был и Т-28, но установка длинноствольной пушки витала в опытных работах уже в момент его постановки в серийное производство. На тот момент единственным, кто поставил длинноствольную пушку среднего калибра в средний танк, был Эдвард Гроте (танк ТГ), но машина так и осталась опытной. Для борьбы с танками того периода вполне хватало пушек калибра 37–47 мм, а короткоствольные пушки и гаубицы предназначались для борьбы с лёгкими укреплениями.
По вполне очевидным причинам танки поддержки, выступавшие в роли помощников танков-истребителей, предполагалось выпускать в небольших количествах. Другое дело, что только немцы догадались сделать танк поддержки с нуля. Остальные вполне обоснованно делали танки поддержки модификациями уже имеющихся машин. В результате к концу 30-х годов немцы имели на вооружение два танка с очень похожей массой, бронированием, одинаковым двигателем, но совершенно разные по назначению. Кто в тот момент мог подумать, что узкоспециализированный B.W. переживёт танк, который он должен был поддерживать?
Согласно первоначальному плану, работы по Begleitwagen планировалось разделить так же, как и в случае с Nb.Fz. Rheinmetall выступал в качестве разработчика шасси, а Krupp отвечал за изготовление башни с подбашенной коробкой. Подобное разделение труда было абсолютно нормальным для немецкого танкостроения, достаточно сказать, что тот же Pz.Kpfw.III – это шасси Daimler-Benz и башня с подбашенной коробкой Krupp, а Pz.Kpfw.Tiger и Tiger II – это шасси Henschel с башней всё того же Krupp.
Концептуально новый танк, контракт №4167025/35 на разработку которого Rheinmetall получил 25 февраля 1935 года, возвращался к тому, с чего начинался Nb.Fz. Танк должен был иметь боевую массу 17–18 тонн. Предполагалось, что его вооружение будет состоять из 75-мм короткоствольной пушки со спаренным с ней пулемётом в основной башне, ещё один пулемёт предусматривался в пулемётной башне, расположенной в носовой части корпуса, справа от рубки механика-водителя. Экипаж составлял 6 человек: командир, наводчик, заряжающий, пулемётчик малой башни, радиооператор, механик-водитель.
Rheinmetall максимально использовал детали от своего предыдущего танка. Опорные и поддерживающие катки, подвеска и гусеничные траки вели свою родословную от Nb.Fz. С другой стороны, сам по себе танк получился совершенно не похожим на предшественника. Более плотная компоновка с носовым расположением трансмиссии и ведущих колёс позволила более чем на полметра сократить длину корпуса. При этом корпус B.W. стал ниже, чем Nb.Fz.
В качестве силовой установки использовался специально спроектированный танковый двигатель Maybach HL 100 TR. Этот V-образный 12-цилиндровый двигатель объёмом 10 литров развивал мощность 300 лошадиных сил — даже больше, чем предшествующий ему авиационный BMW Va. Этот же мотор предполагался и для установки в Z.W. Для удобства обслуживания трансмиссии фирмы ZF в центральном и верхнем лобовом листе корпуса имелись большие люки, которые, впрочем, явно не способствовали снарядостойкости.
Башня разработки Krupp не имела ничего общего с той, что была создана для Nb.Fz. Одной из задач, которая была поставлена её разработчикам, стала максимальная унификация с башней для танка Z.W. От башни, которую Krupp создавал для Z.W., были взяты командирская башенка и боковые люки, да и сама форма башни во многом напоминала аналогичную разработку. Первоначально в документах шла речь про 21-калиберную пушку, но в итоге её место заняла 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра, та же самая, что устанавливалась на Nb.Fz. Контракт №67941/35 на изготовление опытной башни из конструкционной стали был подписан 3 января 1936 года. В него входило и изготовление пулемётной башни, но её так и не построили. Что же касается основной башни, то её закончили в начале мая 1936 года.
Изначально Rheinmetall должен был построить два тестовых шасси B.W. из конструкционной стали, в реальности же к маю 1936 года была изготовлена только одна машина. Ни основной, ни пулемётной башни она так и не получила, вместо них поставили массо-габаритный макет. В ходе испытаний была переделана выхлопная система (выхлопные трубы переделали и перенесли с надгусеничных полок в корму), а также переделана ходовая часть с бортовым бронированием. Впрочем, все эти модификации носили, скорее, академический характер, поскольку 21 июля 1936 года единственным участником программы Begleitwagen совершенно внезапно стал Krupp.
Несмотря на то что по планам Krupp должен был заниматься только башней и подбашенной коробкой, оружейный гигант из Эссена не мог просто так закончить битву за столь жирный кусок военного заказа. О том, что разработка башни – это лишь малая часть возможностей Krupp, ещё в ноябре 1934 года говорилось в переписке между Риттером, одним из руководителей концерна, и 6-м управлением вооружений. 13 апреля 1935 года, спустя полтора месяца после начала работ Rheinmetall над B.W., Krupp представил своё видение такого танка. По вооружению и силовой установке танк должен был повторять машину Rheinmetall. Новый танк предлагался в двух вариантах исполнения, которые отличались друг от друга массой (17,2 и 18,5 тонн), бронированием (14–20 мм и 20–30 мм), количеством опорных катков (8 и 6 на борт) и рядом других деталей.
В итоге сдержать напор Krupp не удалось, и 13 июля 1935 года был подписан контракт №67096/36 о постройке одного прототипа B.W. I Kp из конструкционной стали. 14 октября того же года подписали контракт №67252 о постройке ещё одного прототипа, B.W. II Kp. Отличия между машинами оказались куда менее существенными, чем изначально предлагавшиеся проекты. Фактически, главным отличием стала ходовая часть. На B.W.I установили двухкатковые тележки с рессорной подвеской, а на B.W.II поставили 3 двухкатковые тележки с торсионной подвеской и катками большего диаметра.
Несмотря на то что работы над B.W. I Kp начались значительно позже, чем по машине Rheinmetall, опытный образец машины был готов уже к 30 апреля 1936 года, то есть даже чуть раньше конкурента. Ещё в процессе изготовления танк подвергся одной крайне существенной переделке. Вместо пулемётной башни была установлена шаровая установка, взятая от танка Z.W., а в подбашенной коробке предусмотрели место для пулемётчика. Такое решение позволило сократить экипаж с 6 до 5 человек, поскольку на пулемётчика одновременно возложили функцию радиооператора. На первый образец установили тестовую башню, а B.W.II Kp ездил, подобно машине Rheinmetall, с массо-габаритным макетом.
Летом 1936 года начались ходовые испытания, к 3 октября первый прототип накатал 2043 километра. В ходе испытаний в конструкцию вносились различные изменения, что вполне нормально для опытного образца, но уже первые заезды показали, что 6-е Управление Вооружений не ошиблось, дав Krupp возможность участия в программе B.W. Машина показала среднюю скорость 25 км/ч, и выглядела куда убедительнее не только конкурента от Rheinmetall, но и даже Z.W., работы по которому поначалу не задались. С B.W. II Kp, впрочем, ситуация была хуже. Схема торсионной подвески, которую выбрал Krupp, оказалась откровенно неудачной. Эти испытания стали причиной неприязни инженеров Krupp к торсионной подвеске в целом, хотя дело явно в том, какую схему они выбрали.
В декабре 1936 года был подписан контракт на изготовление 35 танков серии 1.Serie/B.W., машине дали зелёный свет. Впрочем, танк, получивший индекс Pz.Kpfw.IV Ausf.A, очень сильно отличался от предшественника. Значительным изменениям подвергся корпус и башня, заменили двигатель и коробку передач, была переработана ходовая часть. Тем не менее, базис, который был заложен в конструкции Begleitwagen, позволил запустить в серию машину, которая не подвергалась каким-то кардинальным переделкам в ходе производства.
Чего не скажешь о Pz.Kpfw.III, первые четыре модификации которого оказались, скорее, поиском правильных технических решений. Фактически, первой полноценной версией Pz.Kpfw.III стала Z.W.38, она же Pz.Kpfw.III Ausf.E. Даже в ней не удалось достичь желаемых характеристик (70 км/ч, которые будоражат умы многих любителей военной истории, танк мог развивать короткое время, дальше начиналось разрушение ходовой части), но, по крайней мере, удалось найти оптимум в плане ходовой части. К производству Pz.Kpfw.III Ausf.E подключили фирму MAN, но даже вместе с ней Daimler Benz смогла выпустить всего 96 танков. Всего же на 1 сентября 1939 года было выпущено 196 Pz.Kpfw.III — на всякий случай, именно этот танк считался основным. А Pz.Kpfw.IV, который являлся танком поддержки, к тому моменту выпустили 217 штук.
А что же прототипы? Первая машина, согласно документам, отправилась в декабре 1936 года в учебный центр, расположенный в Метцингене. На втором прототипе весной 1938 года обкатывали новую подбашенную коробку, которую поставили на Pz.Kpfw.IV Ausf.B (на ней шаровую установку заменили на пистолетный порт и убрали «ступеньку» на лобовом листе). В апреле 1938 года башню с B.W. I Kp поставили на второй прототип, с ней он прожил как минимум до ноября месяца (об этом чуть ниже). В 1939 году B.W. II Kp переделали в мостоукладчик. Что же касается первого прототипа, его также задействовали в испытаниях. Зимой 1939–1940 годов на него поставили новую ходовую часть.
В заключение стоит отметить, что, помимо Begleitwagen, на той же базе Krupp прорабатывал ещё более специфическую машину. Называться она должна была Rauchwagen (R.W.), то есть дымовая машина. Фактически, это был всё тот же B.W., но в башню устанавливалась 105-мм гаубица с длиной ствола 16 калибров. Впервые об этом танке заговорили в октябре 1935 года, ещё в тот момент, когда B.W. ещё разрабатывался. Помимо постановки завес, орудие потенциально имело большую пробивную способность, поскольку пробиваемость 7.5 cm KwK L/24 составляла всего 25 мм на дистанции 700 метров, в то время как французские танки имели броню толщиной 40 мм.
Согласно переписке, проект дошёл до практической фазы. Зимой 1938 года на Krupp доставили первую опытную башню, которую сняли с B.W. I Kp, и начали переделывать под новое орудие. В апреле 1938 года башню установили на B.W. II Kp, который к тому моменту получил подбашенную коробку от Pz.Kpfw.II Ausf.B. Согласно отчёту от 17 ноября 1938 года, башню с B.W. II Kp осенью демонтировали и поставили на специальный стенд для огневых испытаний, а танк отправился на переделку в мостоукладчик. На этом история «дымовой машины» закончилась. В последний раз о ней вспоминали в сентябре 1939 года.
Источник — https://warspot.ru/3800-uzkiy-spetsialist-shirokogo-profilya-eschyo-raz-o-razrabotke-panzer-iv