Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1

16

Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1

За те 20 лет, что прошло между Первой и Второй мировыми войнами, артиллерия прошла впечатляющий путь развития. Связано это оказалось с целым рядом факторов. Во-первых, подвижность артиллерии постепенно возрастала, поэтому колесный ход дорабатывали. Во-вторых, изменились и другие требования, что привело к изменению лафетов. Всё чаще использовались конструкции с раздвижными станинами. Данная система позволяла существенно увеличить углы горизонтальной наводки, а также упрощалась наводка по вертикали. Хотя были свои нюансы.

Среди советских орудийных систем, которые были созданы в 30-е годы, имелись те, что имели не самую удачную судьбу. Одной из таких систем стала 152-мм гаубица обр.1938 года (М-10), принятая на вооружение, запущенная в серийное производство, но в 1941 года с производства снятая. Самое интересное, что спустя 2 года появилось очень похожее орудие, но созданное уже с опытом боевого применения. Речь идет о 152-мм гаубице обр.1943 года (Д-1), принятой на вооружение Красной Армии 8 августа 1943 года. Сегодня исполнился 81 год с этого события, стоит немного поговорить о данной системе. А заодно и сравнить две системы.

Для своего времени М-10 оказалась передовой конструкцией. Правда, у нее с самого начала имелись некоторые вопросы, связанные с использованием. Для понимания сути проблемы, изначально М-10 именовалась как 152-мм дивизионная гаубица. Но к моменту принятия ее на вооружение слово «дивизионная» пропала. Да и в штат дивизионной артиллерии М-10 не шли.

Само орудие занимало несколько странную нишу в системе артиллерии. Для дивизионной артиллерии она получалась слишком тяжелой (боевая масса чуть больше 4 тонн), при этом она попадала в корпусную артиллерию. А там имелись 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. Они были более тяжелыми, но при этом обладали более высокими характеристиками с точки зрения дальности (да и по подвижным целям они действовали более эффективно).

Кроме того, процесс приведения М-10 в боевое положение и обратно получался слишком долгим. Была использована система с подкатным передком, без которого гаубицу возить было невозможно. То есть вы сначала собирали станины, потом подкатывали передок, вставляли его штырь в паз, опускали лафет, можно ехать. Минимум 3-4 минуты (а реально 5-7) на эту операцию точно потеряете, за это время позицию гаубицы могут уже накрыть. Для гаубиц-пушек это не так критично, а вот для артиллерии типа М-10 очень даже.

В этом смысла проект гаубицы Д-1, появившийся осенью 1942 года, выглядел гораздо интереснее. Ф.Ф. Петров продвигал данную тему еще в тот момент, когда был главным конструктором завода №8 . Надо сказать, что маневренность системы Петрова волновала во вторую очередь. Главной идеей стала унификация орудий по лафетам. Так вот, на лафет 122-мм гаубицы М-30 накладывались стволы орудий калибра 107 и 152 мм. И если реинкарнации 107-мм пушки М-60 не случилось, то наложение ствола М-10 на лафет М-30 заинтересовало.

В прошлом году на территории Музея отечественной военной истории проходила реэкспозиция артиллерии. В это время орудия приводили в походное положение и перевозили на временную площадку. Так вот, на перевод Д-1 в походное положение требовалось в несколько раз меньше времени, чем в случае с М-10. Надо было только сложить станины, подкатить трактор, зацепить — всё, можно ехать. В этом смысле Д-1 гораздо лучше подходила для задач, возлагаемых на мобильную артиллерию. Кстати, и масса в походном положении у нее совсем ненамного превышает показатели массы в боевом положении — 3640 и 3600 кг соответственно. М-10 в походном положении имеет массу 4550 кг, что заметно снижает ассортимент тягачей, которые могут ее таскать.

Поначалу, конечно, объем выпуска Д-1 был невысоким (реально массовый выпуск начался в 1945 году), но орудие успело неплохо повоевать. К слову, очень похожая гаубица у немцев (15 cm sFH 36) не прижилась, а вот у американской армии таковая имелась — 155 mm Howitzer M1, самая массовая в классе. Она получилась заметно тяжелее Д-1, но и с тягачами у американцев проблем оказалось меньше.

Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1 Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1 Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1 Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1 Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1 Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1 Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1 Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1 Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1 Юрий Пашолок. Особенности работы со 152-мм гаубицами М-10 и Д-1

источник: https://dzen.ru/b/ZqYBdV3lYm7dcpBZ

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account