Рассказ о доработанной версии бронированного снегоболотохода ЗЗГТ-34039Б, одного из экспонатов форума «Армия-2024».
Военно-технические выставки представляют собой замечательное место для получения сведений о направлении развития технической мысли. Даже если представленные на них образцы не доходят до массового производства, они всё равно остаются крайне интересными. Часто выставочные экземпляры продолжают развиваться и проходят многолетнюю эволюцию, которая, при удачном раскладе, приводит к созданию серийного изделия. Особенно увлекательно позже взглянуть в прошлое и увидеть, с чего всё начиналось.
В 2023 году на международном форуме \»Армия\» Заволжский завод гусеничных тягачей презентовал новейшую модель техники — транспортер ЗЗГТ-34039Б, предназначенный для передвижения по снегу и болотам. Хотя эта машина совершенно новая, работники завода регулярно подчеркивали: это не ГТ-МУ. Прошел год, в течение которого проводились различные испытания, после чего машина немного изменилась. Однако, заводчанам так и продолжается приходить ограничивать посетителей, так как каждый второй интересуется, если это та самая \»Мотолыга\». Похоже, выросло новое поколение, которое не знакомо с техникой типа ГТ-МУ.
Следует отметить, что представители Заволжского завода гусеничных тягачей вовсе не преувеличивают, когда говорят о неповторимости этой машины. Внешний вид ЗЗГТ-34039Б действительно имеет определенные сходства, но на этом сходство заканчивается. Новая машина разработана с нуля, хотя платформа, если быть честными, по возрасту сопоставима с машиной, использованной в качестве прототипа для этой модели. ГАЗ-71 (ГТ-СМ) дал начало ГАЗ-73 (ГТ-МУ), и теперь история повторяется, но с учетом современных тенденций и прежних ошибок.
В отличие от ГТ-СМ и МТ-ЛБ, которые всё ещё в строю, бронированный гусеничный транспортер-снегоболотоход ГТ-МУ не имел такой удачной судьбы. Встретить его возможно, но значительно реже. Так получилось, что эта машина оказалась меньше, чем ГТ-СМ, но в то же время тяжелее и менее просторная. Поэтому в народном хозяйстве она не прижилась, и во многих северных районах их можно найти заброшенными. Между тем, ГТ-СМ и «Мотолыги» широко применяются и служат основой для создания различных машин, преимущественно для мирных целей. Однако современные условия потребовали разработки исключительно военного транспортного средства.
Как итог возникло то, что гости упорствуют называть «Мотолыгой». Однако, это ошибочное мнение: в основе данной техники лежит снегоболотоход современного производства ЗЗГТ-34039. Именно так сейчас обозначается модернизированная версия ГТ-СМ. Возможно, работникам завода стоит придумать для машины другое название, поскольку её серийный индекс довольно сложно произносить. С экспериментальной моделью МГТ-ЛБ, которая является прямым соперником «Мотолыги», у них это удалось. Впрочем, армия все равно придумает своё собственное обозначение для устройства, поэтому лучше сразу присвоить «нормальный» индекс, чем ждать, когда это сделают посторонние.
Идеологически это повторяет ГТ-МУ, но на новом уровне с точки зрения технологий. Более того, изменения происходят и в плане идеологии. Хотя машина достаточно низкая, всё относительно. Высота ЗЗГТ-34039 составляет 1980 мм, для сравнения: ГТ-МУ имеет высоту 1700 мм. Современные средства наблюдения и дроны уменьшили значение этого параметра, делая слишком низкую машину менее востребованной. Зато для удобства работы экипажа это чрезвычайно важно. В какой-то момент удобство работы стало казаться несущественным, что было ошибкой. Сейчас происходит исправление этой ситуации.
В случае с ЗЗГТ-34039Б получилась довольно забавная история. Пока снимал машину, два шибко ретивых персонажа ползали по машинам и выдавали своё экспертное мнение. В том числе и по удобству залезания-вылезания. Была там еще смешная перепалка с заводчанами, которые сказали, что на испытаниях десантник спокойно поместился на месте мехвода. В какой-то момент они мне надоели (еще и постоянно лезли в кадр). Дождавшись, когда они с трудом вылезут через верхний люк, задержал их фразой «молодые люди, одну секунду внимания». И залез на место мехвода, через боковой люк, за 7 секунд. Со своим ростом метр 92.
Это всё к тому, что кому-то надо меньше есть и больше практиковаться в области попадания в машины, а не заниматься разговорным жанром. Бронированный транспортер — это не джип ни разу. Конечно, к ЗЗГТ-34039Б есть некоторые вопросы (там есть острые углы в салоне, в один из них хорошо засадил левую ногу), но говорить про неудобство и тесноту — это явно перебор. По удобству работы водителя новый транспортер явно лучше, чем ГТ-МУ, а про обзорность и говорить не приходится. На его фоне идейный предшественник просто слепой.
С компоновочной точки зрения сменщик ГТ-МУ его повторяет, но с рядом нюансов. Если ГАЗ-73 создавался на укороченной базе ГАЗ-71, то на этот раз шасси ЗЗГТ-34039 оставили как есть, то есть шестикатковым. Соответственно, машина получилась больше и тяжелее, чем предшественник, но это скорее плюс, чем минус. За счет этого грузоподъемность выросла до вполне приличных полутора тонн (ГТ-МУ тащил на себе тонну). Увеличилась и вместимость десантного отделения (с 8 до 10 человек). При этом подвижность сохранилась на уровне предшественника. Для гусеничного транспортера 55 км/ч вполне достаточно.
В принципе, существенных отличий машина конфигурации 2024 года от прошлогодней версии не имеет. Вместе с тем, результаты испытаний (а они вовсю идут) внесли определенные изменения в облик машины. Например, впереди появился внушительный «бампер», видимо, желание ломать деревья никуда не делись. Также появились различные изменения по мелочам, которые бросаются в глаза не так сильно. В любом случае, машина однозначно развивается, что уже хороший знак. Потребность в таком транспортере есть.
В прошлом году машина имела вооружение в виде пулемета, который располагался на вертлюге. Уже тогда было высказано предположение, что товарищи военные однозначно захотят поставить чего-то более внушительное. Так оно и случилось. В конфигурации 2024 года ЗЗГТ-34039Б получил боевой модуль от бронетранспортера БТР-80. Данный модуль — явный показатель, что изучается вопрос вооружения транспортера чем-то еще более мощным. Такие машины сейчас часто получают чего-то более существенное.
Будет интересно посмотреть, как дальше станет развиваться данная платформа. Ныне узкоспециализированные машины нужны постольку поскольку. Вспоминая ГТ-МУ, на этой базе можно сделать много чего полезного. Главное, чтобы заказчик определился, насколько ему нужна такая машина. Надо сказать, что сейчас ЗЗГТ-34039Б уже совсем не одинок. Появились новые платформы, например, «Пластун-2» находится в схожей весовой категории. Так что ждем конкурентной борьбы.
источник: https://dzen.ru/a/ZtVUpGs-DU0sQLdk