Рассказ о доработанной версии бронированного снегоболотохода ЗЗГТ-34039Б, одного из экспонатов форума «Армия-2024»
Военно-технические выставки являются отличным местом с точки зрения получения информации о том, куда именно двигается техническая мысль. Даже если образцы, которые представляются на них, не попадают в серийное производство, они всё равно оказываются весьма интересными. Частенько выставочные экземпляры не застывают в развитии, а проходят довольно длительный процесс эволюции, которая, в случае успеха, заканчивается серийным изделием. Особенно интересно после этого отмотать время назад и посмотреть, с чего же всё начиналось.
В 2023 году на международном военно-техническом форуме «Армия», Заволжский завод гусеничных тягачей представил новинку. Ей стал транспортер (снегоболотоход) ЗЗГТ-34039Б. Машина абсолютно новая, но при этом заводчане устали поправлять — нет, это не ГТ-МУ. Год прошел, а вместе с ним и череда испытаний, по итогам которых машина несколько изменилась. Не изменилось только то, что заводчане продолжают поправлять посетителей. На этот раз каждый второй спрашивал, что это за «Мотолыга». Можно констатировать, что выросло поколение, не знающее о существовании такой машины, как ГТ-МУ.
Надо сказать, что представители Заволжского заводе гусеничных тягачей нисколько не лукавят, когда говорят об оригинальности машины. В облике ЗЗГТ-34039Б действительно есть общие черты, но не более того. Новая машина построена с нуля, хотя платформа, если уж будем честными, является ровесником машины, которая послужила прототипом для новинки. ГАЗ-71 (ГТ-СМ) породил ГАЗ-73 (ГТ-МУ), и вот теперь история повторяется, но уже с учетом нынешних тенденций, а также допущенных ошибок.
В отличие от ГТ-СМ и МТ-ЛБ, которые живее всех живых, бронированный гусеничный транспортер-снегоболотоход ГТ-МУ имел не столь удачную судьбу. Встретить их можно, но гораздо реже. Так сложилось, что данная машина получилась меньше, чем ГТ-СМ, при этом она тяжелее и более тесная. Посему в народном хозяйстве не прижилась, по северам их валяется много. При этом ГТ-СМ и «Мотолыги» очень активно используются, на их базе строятся различные машины, прежде всего мирного назначения. Но нынешняя ситуация потребовала создания чисто военной машины.
В результате и появилось то, что посетители настойчиво пытаются назвать «Мотолыгой». Нет, не угадали, в основе данной машины находится снегоболотоход ЗЗГТ-34039, так теперь именуется ГТ-СМ в современном исполнении. Вообще заводчанам есть смысл машину назвать как-то иначе, ибо произносить индекс машины — еще та мука. Со стоящим рядом опытным образцом МГТ-ЛБ (а вот он как раз прямой конкурент «Мотолыги») у них явно получилось. Военные, в любом случае, дадут аппарату своё обозначение, лучше сразу сделать «нормальный» индекс, а не ждать, когда это сделают за них другие.
Идеологически это повторение ГТ-МУ, но на новом техническом уровне. И не только техническом, но и идеологическом. Машина довольно низкая, но всё относительно. Высота ЗЗГТ-34039 составляет 1980 мм, для сравнения, ГТ-МУ имеет высоту 1700 мм. Ныне слишком низкая машина сильно не нужна, современные средства наблюдения и дроны сделали этот показатель не особо важным. А вот удобство работы экипажа является совсем не лишним показателем. В какой-то момент у нас на удобство работы махнули рукой, что совсем не плюс. Начали исправляться.
В случае с ЗЗГТ-34039Б получилась довольно забавная история. Пока снимал машину, два шибко ретивых персонажа ползали по машинам и выдавали своё экспертное мнение. В том числе и по удобству залезания-вылезания. Была там еще смешная перепалка с заводчанами, которые сказали, что на испытаниях десантник спокойно поместился на месте мехвода. В какой-то момент они мне надоели (еще и постоянно лезли в кадр). Дождавшись, когда они с трудом вылезут через верхний люк, задержал их фразой «молодые люди, одну секунду внимания». И залез на место мехвода, через боковой люк, за 7 секунд. Со своим ростом метр 92.
Это всё к тому, что кому-то надо меньше есть и больше практиковаться в области попадания в машины, а не заниматься разговорным жанром. Бронированный транспортер — это не джип ни разу. Конечно, к ЗЗГТ-34039Б есть некоторые вопросы (там есть острые углы в салоне, в один из них хорошо засадил левую ногу), но говорить про неудобство и тесноту — это явно перебор. По удобству работы водителя новый транспортер явно лучше, чем ГТ-МУ, а про обзорность и говорить не приходится. На его фоне идейный предшественник просто слепой.
С компоновочной точки зрения сменщик ГТ-МУ его повторяет, но с рядом нюансов. Если ГАЗ-73 создавался на укороченной базе ГАЗ-71, то на этот раз шасси ЗЗГТ-34039 оставили как есть, то есть шестикатковым. Соответственно, машина получилась больше и тяжелее, чем предшественник, но это скорее плюс, чем минус. За счет этого грузоподъемность выросла до вполне приличных полутора тонн (ГТ-МУ тащил на себе тонну). Увеличилась и вместимость десантного отделения (с 8 до 10 человек). При этом подвижность сохранилась на уровне предшественника. Для гусеничного транспортера 55 км/ч вполне достаточно.
В принципе, существенных отличий машина конфигурации 2024 года от прошлогодней версии не имеет. Вместе с тем, результаты испытаний (а они вовсю идут) внесли определенные изменения в облик машины. Например, впереди появился внушительный «бампер», видимо, желание ломать деревья никуда не делись. Также появились различные изменения по мелочам, которые бросаются в глаза не так сильно. В любом случае, машина однозначно развивается, что уже хороший знак. Потребность в таком транспортере есть.
В прошлом году машина имела вооружение в виде пулемета, который располагался на вертлюге. Уже тогда было высказано предположение, что товарищи военные однозначно захотят поставить чего-то более внушительное. Так оно и случилось. В конфигурации 2024 года ЗЗГТ-34039Б получил боевой модуль от бронетранспортера БТР-80. Данный модуль — явный показатель, что изучается вопрос вооружения транспортера чем-то еще более мощным. Такие машины сейчас часто получают чего-то более существенное.
Будет интересно посмотреть, как дальше станет развиваться данная платформа. Ныне узкоспециализированные машины нужны постольку поскольку. Вспоминая ГТ-МУ, на этой базе можно сделать много чего полезного. Главное, чтобы заказчик определился, насколько ему нужна такая машина. Надо сказать, что сейчас ЗЗГТ-34039Б уже совсем не одинок. Появились новые платформы, например, «Пластун-2» находится в схожей весовой категории. Так что ждем конкурентной борьбы.
источник: https://dzen.ru/a/ZtVUpGs-DU0sQLdk