Юрий Пашолок. Новое и хорошо забытое старое на «Армии-2021»

13
Юрий Пашолок. Новое и хорошо забытое старое на "Армии-2021"

Юрий Пашолок. Новое и хорошо забытое старое на «Армии-2021»

Международный военно-технический форум «Армия-2021» как пример пересечения перспективных наработок и истории военной техники

Военно-технические выставки традиционно привлекают немало внимания не только среди специалистов, но и среди самых обычных посетителей. Сфера интересов самая разная. Кто-то просто едет отдохнуть, вместе с детьми и знакомыми. Есть те, кто хочет прикоснуться к тем образцам, которые ранее видел только на фотографиях. Ну а кто-то интересуется новинками. Так уж повелось с древних времен, что именно продукция военного назначения является наиболее передовой с точки зрения технологий. Так было, есть и будет, как бы громко не кричали те, что надо всё взять и раздать пенсионерам. Необходимость захватить новые территории, либо отстоять собственную, продолжает толкать прогресс вперед. Никого же не смущает, что интернет, в котором мы сейчас сидим, изначально создавался как информационная сеть военного назначения. И уж если начать глубоко копать ряд чисто мирных разработок, вылезут весьма неожиданные подробности. Как-то внезапно выяснится, что она не столь и новая.

Шутка со стенда завода "Протон", лучшим образом показывающая состояние новых технологий

Шутка со стенда завода «Протон», лучшим образом показывающая состояние новых технологий

Разумеется, на выставки стараются притащить что-то совсем новое, порой даже масштабный макет, лишь бы заинтересовать потенциального заказчика. В этом и разница между мероприятиями, которые рассчитаны на массово зрителя, и специализированными выставками, предназначенными для особых посетителей. В нынешних реалиях те, кто больше рассчитывает заработать на обычных посетителях, часто свои мероприятия переносят, ибо просто не набирают необходимый кворум. Точнее, не имеют права набирать по санитарно-эпидемиологическим нормам. Ну а специализированным выставкам обычные посетители — не более чем хорошая прибавка к кассе. Главное — это потенциальные заказчики и журналисты, с остальным могут и потерпеть. Поэтому и стараются у нас не запрещать такие мероприятия.

Долгий поиск сменщика БРДМ-2, в итоге инициативно появляется БРДМ-2 нового поколения. И почему никто не удивлен?

Долгий поиск сменщика БРДМ-2, в итоге инициативно появляется БРДМ-2 нового поколения. И почему никто не удивлен?

Традиционно для военно-технических выставок, на «Армии-2021» можно было увидеть не только продукцию сегодняшнего дня, но и перспективные разработки. Некоторые в виде макетов, часть натурные образцы, некоторые из них даже действующие. При этом так сложилось, что говоря о будущем, как-то внезапно всплывает прошлое. Дело в том, что уважаемые люди периодически изобретают велосипед, создавая то, что порой придумали до них 80-85 лет назад. Больше того, периодически наступая ровно на те же грабли. Тут приходится грустно улыбаться, ибо фраза «история учит нас тому, что ничему не учит» начинает играть новыми красками. Вот и получается, что вроде изучаешь историю военной техники, а потом приходишь на военно-технический форум, и видишь то же самое как перспективную разработку. Об этом и пойдет разговор в данном материале. Сначала он планировался как четвертая часть репортажа с форума, в итоге получилось что-то другое.

Арктическая тема ныне модная. Хорошо забытое старое нашлось именно по этой тематике

Арктическая тема ныне модная. Хорошо забытое старое нашлось именно по этой тематике

Порой проблема заключается отнюдь не в том, что промышленность чего-то не может, или не хочет. В этом смысле показательна история со перспективной бронемашиной-разведчиком, которая стояла на стенде «ВПК». О ней я уже говорил, но стоит кое-то сказать дополнительно. Само по себе забавно то, что в итоге «ВПК» создала БРДМ-2, естественно, на новом техническом уровне, но тем не менее. Главный вопрос в другом. В ходе форума удалось понаблюдать за реакцией военных, в том числе и высокопоставленных. И вот тут слегка передернуло. Видите ли, в чем дело. История историей, а основные процессы особо не поменялись. Любая разработка начинается, внезапно, с тактико-технических требований. Уже под них работают конструкторские бюро и производители. Это что военная, что гражданская продукция, сначала вы должны определиться, чего хотите. А когда завод инициативно создает машину, после чего люди с большими звездами на погонах начинают радостно нарезать вокруг нее круги, это несколько настораживает. То есть раньше мы про то, что нет плавающего разведчика, не помнили? Очень напоминает историю с форсированием реки Свирь, когда в 1944 году пришлось собирать всё, что могло плавать. Да и то, про новый танк-разведчик вспомнили спустя 5 лет после тех событий. История имеет свойство повторяться, особенно когда про нее забывают. На всякий пожарный, БРДМ-2 в серию пошел 58 лет назад, а выпускать его прекратили 39 лет назад. При этом дальше в основном только и делали, что его усиливали по защите, зачастую лишая главной идеи — возможности плавать.

Главный шоу-стоппер Бауманки на "Армии-2021"

Главный шоу-стоппер Бауманки на «Армии-2021»

БРДМ, впрочем, все же дело сильно послевоенное, да и разработка инициативная. Давайте лучше поговорим про перспективу, которую задали военные, и решения, которые имеют военное, а порой даже довоенное происхождение. Существует несколько «модных» тем, под которые выдают финансирование. Первая — беспилотники, которые слегка вне темы данного канала, а вот вторая вполне себе с ним пересекается. Речь идет про «арктические» машины, ныне тема актуальная, под нее много чего делают. Неспроста под арктическую технику выделили отдельную экспозицию, правда, там новинок не было. Зато они были на выставочных площадях внутри КВЦ, а также рядом с ним. И по поводу некоторых ноу-хау возникало чувство дежавю.

Все смотрели на пулемет, а смотреть надо было на ходовую часть

Все смотрели на пулемет, а смотреть надо было на ходовую часть

Как раз такое чувство ощутил, когда оказался рядом со стендом МГТУ им. Баумана. Основную скрипку тут играла кафедра СМ-10 (колесные машины), а именно совместная разработка с «Русской Механикой». У последней довольно давно выпускается мотовездеход РМ-500 в различных вариациях. Видеть его можно было и несколько лет назад на Параде Победы в Москве. Почему-то над машиной посмеялись, но вообще-то зря. Вполне себе нужная нишевая машина. С некоторых пор идет работа над трехосной версией мотовездехода, причем с уклоном и на военное назначение. Как раз такой показали и в этот раз, на сей раз с макетом крупнокалиберного пулемета КПВ. На самом деле надо было смотреть не на пулемет, а что ниже.

В некотором смысле кафедра СМ-10 изобрела ВМ-НАТИ. Не грызут ли гребни резину, хороший вопрос

В некотором смысле кафедра СМ-10 изобрела ВМ-НАТИ. Не грызут ли гребни резину, хороший вопрос

С левой стороны мотовездеход, над которым работает кафедра СМ-10, получил гусеничный движитель, надеваемый на заднюю пару колес, а также лыжи на переднюю ось. Зачем, ответ вполне очевиден. Получается снегоход, необходимый для использования в заснеженной местности, особенно с большой глубиной снежного покрова. Разработка явно по «модной» теме, причем наличие пулемета скорее говорит не просто о мотовездеходе, а мобильной платформе.

За 85 лет прогресс сильно шагнул вперед, но кое-что остается на своих местах

За 85 лет прогресс сильно шагнул вперед, но кое-что остается на своих местах

Сама идея интересная, но как ее увидел, сразу возникло чувство дежа-вю. Дело в том, что СМ-10 изобрела полугусеничную машину, причем даже известно какую. В Москве есть такое профильное заведение, как НАМИ. Если кто про него забыл, мог видеть на улице скромный автомобиль Aurus, это тоже их работа. А еще с конца 20-х годов НАТИ, как тогда назывался институт, активно занимался полугусеничной темой. Среди многочисленных разработок существовал и такой автомобиль, как НАТИ-ВМ. Легковая штабная/грузопассажирская машина на базе ГАЗ-М1, сзади две оси. При движении по сложной местности на задние колеса надевались резинотканевые ленты, а в зимних условиях на передние колеса ставились лыжи. Концептуально то же самое. Естественно, НАТИ-ВМ тяжелее, да и шасси РМ-500 находится на ином техническом уровне, но проблемы вряд ли сильно отличаются.

Крепление лыж к передним колесам

Крепление лыж к передним колесам

По поводу НАТИ-ВМ обычно пишется, что имелся ряд существенных замечаний, после чего в 1938 году работы прекратили. Главный вопрос, что исследователи не раскрыли тему машины в полной мере. Так вот, подробности крайне интересные, причем сильно подозреваю, что они могут быть равнозначными для новинки форума. Итак, первая проблема НАТИ-ВМ, при движении по снежной целине, заключалась в повышенном режиме работы двигателя. Ехала машина на 1-й передаче. Вторая проблема имела прямое отношение к первой. Расход топлива на колесном ходу по шоссе расход топлива составлял 31,9 литр на 100 километров, при переходе на лыжи и гусеничный ход расход возрастал до 47,2 литров, а при езде по заснеженной целине, с лыжами и гусеничным ходом, расход возрастал до 104 литров на 100 километров. В это же время испытывался трехосный автомобиль ГАЗ-21, у него расход топлива оказался меньше, но не сильно. При этом на ГАЗ-21 использовались цепи «Оверолл», отличающиеся от резинотканевых лент.

ВМ-НАТИ просил передать привет кафедре колесных машин Бауманки

ВМ-НАТИ просил передать привет кафедре колесных машин Бауманки

Еще одной проблемой ВМ-НАТИ стало забивание лент снегом при небольшой температуре окружающего воздуха. Конечно, ленты у разработки кафедры СМ-10 несколько отличаются, но тут посему-то вспоминается другая полугусеничная машина — ЗИС-33. Ее траки любили жевать резину, а как раз на лентах новинки можно видеть хорошо развитые гребни. Они, конечно, пластиковые, но насколько они не будут «жевать» резину, вопрос. На вопрос, в курсе ли авторы насчет отечественных и зарубежных исследований по данной теме в 30-е и 40-е годы, прозвучал ответ в стиле «у нас хорошие инженеры». Вот не поверите, в НАТИ тоже были хорошие инженеры. Например, А.Ф. Андронов, который создал гусеничный движитель с принудительным зацеплением, тот самый, что пошел на ЗИС-42. В отличие от предыдущих конструкций, он работал куда лучше. Но есть подозрения, что ни работы НАТИ, ни исследования полугусов, особенно американских, не велись.

"Арктический" БТ-3Ф с уширителями траков

«Арктический» БТ-3Ф с уширителями траков

Еще одно дежавю пришлось испытать при взгляде на новинку, про которую уже рассказывал. Речь идет о плавающем бронетранспортере БТ-3Ф, который в этом году показали с модным «арктическим» камуфляжем. Главным, впрочем, был не он, и даже не беспилотник на штанге. Как и в случае с новинкой СМ-10, смотреть стоило на «ноги», и вот тут возникли некоторые интересные вопросы по поводу предложенной конструкции. Сейчас поймете, почему.

Конструкция оригинальная, хотя сам концепт явно американского происхождения

Конструкция оригинальная, хотя сам концепт явно американского происхождения

Итак, одним из необходимых требований для машин, использующихся в полярных широтах, является обеспечение низкого давления на грунт. У БМП-3 удельное давление на грунт составляет в районе 0,6 кг/см2. Для грязи хорошо, для снега многовато. Решение проблемы лежит на поверхности — уширители траков. Их, собственно говоря, и поставили. При этом возникло чувство, что уже это видел. Так и есть. Дело в том, что гусеничные траки того типа, что стоят на БМП-3, ведут свою родословную с американских траков. Про то, что разработал их Гарри Нокс, уже давно никто не вспоминает, да и вряд ли когда-то знал. Но факт остается фактом, система с соединителями-гребнями сейчас используется много где. Меньше людей вспоминает о том, что те же самые американцы придумали едва ли не самые удачные уширители среди применявшихся во Второй мировой войне.

Про результаты испытаний неизвестно, но вообще такая конструкция склонная к деформациям

Про результаты испытаний неизвестно, но вообще такая конструкция склонная к деформациям

Так вот, на БТ-3Ф обнаружилось что-то похожее. Конечно, соединитель-гребень 7055614 полностью не скопировали, но общие концептуальные черты очевидны. Для улучшения ситуации с удельным давлением на грунт поставлена еще и армированная резиновая лента, плюс конструкция уширителей всё же отличается. Но именно эти самые отличия и вызвали массу вопросов. Конструкция на БТ-3Ф заметно шире упомянутого уширителя, в связи с чем возникают некоторые вопросы насчет ее прочности и долговечности. На всякий пожарный, соединитель-гребень 7055614 делался для улучшения ситуации с ездой по мягким грунтам, причем это касалось отнюдь не снега. К тому же уширители ставились с двух сторон, поэтому их и сделали довольно короткими.

А вот это соединитель-гребень 7055614. Ну вы поняли

А вот это соединитель-гребень 7055614. Ну вы поняли

А вот для снега у американцев имелись уширители совсем иной конструкции. 37-дюймовые уширители показали себя вполне удачной разработкой, их даже запускали в серию, но на дворе был уже 1945 год, поэтому на фронт они не успели. Секретной эта разработка точно не является, про нее можно прочить, например, в работах Ричарда Ханникатта. Но это ведь читать надо. Возможно, и представленная конструкция сработает, но это не точно. Сами понимаете, про результаты испытаний мы узнаем нескоро, если вообще узнаем. Но историческая наука смотрит на уширители для БТ-3Ф с некоторым подозрением.

Так выглядели американские уширители для болот и снега. Сами американцы про них уже сами наверняка забыли

Так выглядели американские уширители для болот и снега. Сами американцы про них уже сами наверняка забыли

Это всего лишь два примера, таких, если хорошенько поскрести, можно найти еще. Примерно то же самое можно найти, если поставить себе такую цель, и за рубежом. Причем якобы на передовых разработках. Нет, это не конструкторы ленивые, или настойчиво идет попытка изобрести велосипед. Всё упирается в то, что хороших исследований по теме не проводится, либо дело ограничивается чем-то вроде отписок в виде двух картинок и двух абзацев текста. Что мы свою историю техники не знаем, что за рубежом, причем это должна быть беспристрастная оценка, а не «мы пахали». А по факту имеем то, что имеем. Особенно волшебным получился разговор в последний бизнес-день форума. Он и стал отправной точкой для данного материала. В одном из уголков выставки стоял некий субъект при машине. Немолодой, в «заводском» комбинезоне. Снимая рядом стоящую машину, случайно услышал, чего он курсантам рассказывает, и аж чуть не сел. А рассказывал этот «бывалый» про «кроватные сетки на танках в Берлине». Это те самые противокумулятивные сетчатые конструкции, которые изготовляли полевые мастерские под руководством структур БТ и МВ Красной Армии.

А давайте поможем Даше, то есть специалисту из НИИ-38, найти тут кроватные сетки

А давайте поможем Даше, то есть специалисту из НИИ-38, найти тут кроватные сетки

Поскольку для меня тема экранов военного периода является направлением глубокого исследования уже лет 15, не смог промолчать. Так вот, в ответ на вопрос «покажите мне тут кроватную сетку» вылился волшебный поток сознания. Персонаж однозначно полигонный, и вот он с высоты своих знаний пытался «утопить». Пришлось очень больно на него наступить, поскольку в ряде направлений по экранам Кубинка во время войны была вообще не при делах. Про фонд полигона в ЦАМО вполне известно, как и чем он занимался. Тот еще больше взвился, начал рассказывать про какие-то рассказы ветеранов. В общем, дальше этот бесплатный цирк наблюдать было весело, но бесполезно. А теперь внимание, сколько еще таких удивительных историй этот самородок с НИИ-38 может рассказать. Питаются такие персонажи сводными отчетами, где есть, в лучшем случае, процентов 10 тем. Какой КПД будет, если такого «исследователя» посадить делать НИР, догадаться несложно. Увы, медицинский факт. После этого не стоит удивляться, что потом наши (да и зарубежные тоже) КБ начинают изобретать велосипед. А затем вдруг случается внезапное «ой, что-то работает плохо». История нужна, в том числе, и для того, чтобы избегать ошибок прошлого. А если людям лениво залезть в периодику, не то, что в архивы и патентные базы, финал немного предсказуем. Так и живем.

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/novoe-i-horosho-zabytoe-staroe-na-armii2021-612e146e910e224f527e6ab6

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account