История Pz.Kpfw.IV, ставшего самым массовым и долгоиграющим немецким танком
Содержание:
В мировом танкостроении случаи, когда развитие бронетанковой техники пошло не совсем по плану, сплошь и рядом. За примерами далеко ходить не надо. Даже легендарная 34-ка, по планам, должна была уйти с конвейера во второй половине 1941 года, сдав пост Т-34М. Но далее началась война, а со сменщиками Т-34 всё никак не получалось. Похожая история была и с Medium Tank M4. В 1943 году он должен был уйти с конвейера, но его сменщики откровенно не получились. И так почти со всеми танками-долгожителями. Касалось это и немецкого танкостроения.
Обычно при упоминании немецких танков времен Второй мировой войны в голове рисуются образы «Тигров», либо «Пантеры». На самом деле самым массовым немецким танком является совсем другая боевая машина. Речь идет о Pz.Kpfw.IV, среднем танке, изначально созданном как средство огневой поддержки. В системе вооружения немецкой армии он занимал второстепенную роль, но так получилось, что на начало Второй мировой войны он был самым массовым немецким средним танком. Снова он стал таковым в 1943 году, оставаясь самым массовым до конца войны. Как получилось, и почему «четверка» так долго находилась в серийном производстве? Об этом и поговорим, тем более что 29 ноября исполнится 85 лет со дня сдачи первых танков данного типа.
Триумф под дамокловым мечом
Ситуация, когда у немцев производилось сразу два средних танка, образовалась отнюдь не случайно. Немецкие военные сами стали архитекторами проблемы, которую так и не смогли решить до конца войны. Изначально у них был только один средний танк — Großtraktor. Созданный под явным влиянием английской концепции скоростного танка-амфибии Medium Mark D, Großtraktor изначально имел массу проблем. Немецкие военные, в том числе и 6-е управление Департамента Вооружений, любили то, что по-научному можно назвать ректальным естествоиспытанием. То есть поиском приключений на пятую точку. Касалось это и применявшихся технических решений, и общего технического задания. Дикость ситуации заключалась в том, что у немецкой промышленности второй половины 20-х годов было всё, чтобы сделать хороший танк.
Для понимания, целый ряд компонентов Großtraktor было использовано при создании Т-28. Но почему-то у Советского Союза средний танк получился, а у немцев нет. Причем аж два раза. Немецкий Т-28, известный как Nb.Fz., отчасти повторил судьбу советской машины. Вместо 15 тонн получилось 23. Но если в случае с Т-28 рост массы случился по причине пересмотра характеристик машины (переход к 3-местной башне, усиление броневой защиты итд), то Nb.Fz. просто таким получился. И даже многобашенность получилась у немцев какой-то несуразной.
Пока шел мучительный процесс по созданию среднего танка, не менее интересно развивалась история немецкого легкого танка. В случае с Leichttraktor имелась извечная проблема под названием «перегруз». Вместо 6 тонн получилось больше 8, и это стало только началом. Военные часто не могут остановится, что приводит к забавным результатам. Часть межвоенных программ по созданию легких танков привела к тому, что получились средние танки. Вот и Leichttraktor, по итогам эволюции, превратился в средний танк Z.W., причем немцы оказались совсем не одиноки. Классический пример — семейство Char D, которое выросло из легкого танка Renault NC. Да и пример Т-46-1 вполне себе характерен. Замена 10-тонному Т-26 имела боевую массу 15 тонн. Прямо как Pz.Kpfw.III Ausf.A. Тут некоторые продолжают размышлять о Т-28 как лучшем среднем танке. Между тем, у нас был вполне себе шанс получить два средних танка — БТ-20 и Т-46. С учетом требований по броневой защите, тот же Т-46-3 вполне мог дойти до 18-19 тонн. Про Т-46-5,чья боевая масса превысила 30 тонн, и говорить не приходится.
Что не получилось у АБТУ КА, то получилось у 6-го отдела Департамента Вооружений. «Любимой женой» стал Z.W., а сменщику Nb.Fz. была уготована судьба «артиллерийского» танка. Тут немцы не были первооткрывателями. Классические танки поддержки создали англичане в 20-е годы. Другой вопрос, что никто, кроме немцев, не догадался делать отдельный танк поддержки. Обычно всё ограничивалось новой пушкой, максимум новой башней. Но отдельный танк… Исходно B.W. (Begleitwagen, или танк поддержки) создавался Rheinmetall-Borsig, а башню к нему разработали на Krupp. Но в Эссене смогли убедить немецких военных разрешить им создать собственный танк. В результате на свет появился B.W.(Kp), оказавшийся не в пример лучше детища Rheinmetall-Borsig. Больше того, на Krupp умудрились даже вписаться в проектную боевую массу. Для немцев это невероятное событие. Если Еву сотворили из ребра Адама, то Pz.Kpfw.IV сотворили из башни B.W.(Rh).
Не менее удивительными оказались и дальнейшие события. Уже после того, как B.W., он же Pz.Kpfw.IV, был одобрен к серийному производству, 6-й отдел Департамента Вооружений включил мозг. Там внезапно осознали, что в серию идут два очень похожих по ТТХ танка. И чем дальше шло их развитие, тем ближе становились их характеристики. Решение проблемы выглядело логичным — оставить в серии только один средний танк. Проблема заключалась в том, что 6-й отдел Департамента Вооружений и лично Книпкамп поставили не на тот средний танк. Если Z.W. рождался в муках, то B.W., появившийся из башни, с самого начала оказался вполне удачной боевой машиной. Но есть ощущение, что Книпкампа сотоварищи разум покинул. Обмотавшись баннером «жрали, жрем и будем жрать кактус!», они упорно пытались довести до ума Z.W. (Pz.Kpfw.III). При этом едва не оказался выкинут в корзину B.W. (Pz.Kpfw.IV). От него должна была остаться только башня. Только кошмарное состояние программы Z.W. дало Pz.Kpfw.IV отсрочку.
Дальше случилось то, что и должно было случиться. Z.W.38 (Pz.Kpfw.III Ausf.E) оказался сырым танком. Больше того, скорость под 70 км/ч оказалась достижимой очень короткое время. Ходовая часть недолго могла выдержать такую скорость. Кое-как приведя в порядок 10-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach Variorex, далее было решено вернуть 6-скоростную КПП ZF SSG 76. Это привело к тому, что реальная подвижность Pz.Kpfw.III оказалась равнозначной Pz.Kpfw.IV. Еще более интересными оказались итоги боевого применения немецких средних танков в 1939-40 годах. Лучшим танком войска назвали Pz.Kpfw.IV. Бронепробитие 75-мм пушки K.w.K. L/24 оказалось близко к 3,7 cm K.w.K., а вот по эффективности фугасного снаряда между ними была пропасть. 26 грамм ВВ у 37-мм снаряда и 680 грамм ВВ у 75-мм снаряда. На поле боя такая разница оказалась очевидной.
Смех ситуации в том, что немецкий генералитет не понимал, чего происходит. Там считали, что достаточно просто дать Pz.Kpfw.III новую пушку калибра 50 мм. Правда жизни заключалась в том, что 5 cm K.w.K. была полумерой. В серию ее запускали укороченной (внезапно для того, чтобы она не вылезала за габариты), так что бронепробитие вырастало не так уж и сильно. При этом 75-мм орудие так и оставалось с длиной ствола 24 калибра. Самое смешное, что длинноствольную 75-мм пушку создали еще во второй половине 30-х годов, но ставить… не захотели. Это к вопросу о разуме немецкого генералитета. Единственной причиной, почему немецкие танки всё же получили длинноствольные орудия, стала настойчивость одного ефрейтора. Да-да, того самого, которого в мемуарах любят выставлять дураком. Однако и 5 cm K.w.K.39 L/60, и 7,5 cm K.w.K. 40 L/43 появились исключительно благодаря настойчивости этого «дурака».
75-мм длинноствольную пушку пытались приладить к Pz.Kpw.III. Но в начале 1942 года стало понятно, что это не получится — возможности шасси Z.W. подошли к пределу. А вот Pz.Kpfw.IV эту пушку вполне спокойно принял на борт. Появление 7,5 cm K.w.K. сделало Pz.Kpfw.IV очень опасным противником. Теперь он мог поражать Т-34 и КВ-1 на средних дистанциях. Казалось бы, самое время резко взвинчивать темпы выпуска. Но… Отметку в 100 танков за месяц производство Pz.Kpfw.IV преодолело только в ноябре 1942 года, а 200 танков за месяц — в марте 1943 года. Наверху всё еще считали, что «четверка с длинной рукой» является скорее временной мерой. Ставка была сделана на переход к Pz.Kpfw.Panther, выросшего из программы VK20.01. Но немцы снова «смогли». Вместо 20, а затем 35 тонн получилось 45. Вместо среднего танка получился скорее тяжелый, по массе, но не по назначению.
Главными причинами, по которым Pz.Kpfw.IV стал самым массовым немецким танком, стали отнюдь не выдающиеся характеристики. Предел ресурсов развития танка был достигнут осенью 1942 года. Другой вопрос, что «Пантера» запускалась в серию с трудом, до ума сменщика Pz.Kpfw.III доводили где-то год. Больше того, и у Pz.Kpfw.Panhter отсутствовали резервы для развития. А в такой ситуации единственным способом получить большое количество танков стало… правильно, увеличение объемов выпуска Pz.Kpfw.IV. За счет тех заводов, которые не участвовали в выпуске Pz.Kpfw.Panhter. Прежде всего это касалось Niberlungenwerk. Именно австрийский завод стал, со второй половины 1943 года, главным производителем Pz.Kpfw.IV. В общей сложности в Санкт-Фалентине построили более 4800 одних только танков.
Смех ситуации в том, что только во время войны Pz.Kpfw.IV пытались снять с производства раза 4. Но так и не смогли. При этом Pz.Kpfw.Panhter, после окончания войны, очень быстро ушли в небытие. Довести танк до кондиции так и не смогли, а его эксплуатация превратилось в мучение. Совсем иная ситуация оказалась с Pz.Kpfw.IV. Танк умудрился прослужить три послевоенных десятилетия.
Поразительная недальновидность
Pz.Kpfw.IV редко уделяли много внимания в армиях других стран. Считалось, что технологически на более высоком уровне стоит Pz.Kpfw.III. Единственной страной, которая оценила «четверку», были США. Американские военные внимательно следили за происходящим в Европе. Так вот, в конце мая 1940 года появился доклад, где лучшим немецким танком назвали Pz.Kpfw.IV. Не просто так Medium Tank M3 получил 75-мм пушку. Да и Medium Tank M4 создавался скорее как аналог «четверки». С той разницей, что он подразумевался как «универсальный» танк, а не средство поддержки.
Был ли Pz.Kpfw.IV выдающимся танком? Если внимательно изучить его конструкцию, становится понятно, почему он не удостаивался пристального внимания других стран. Инженеры Krupp создали добротный танк. С адекватным отделением управления, полноценными люками (а не «форточками», как у Pz.Kfw.III), с вполне удачной компоновкой, большим боезапасом. Но… можно сказать, без изюминки. Это был просто добротный танк, без каких-то выдающихся технических решений. Поэтому он и не был интересен конструкторским школам других стран.
Между тем, именно его статус «рабочей лошадки» был главным преимуществом. Точно так же, как вполне себе рабочей лошадкой был и Medium Tank M4. Его шасси сформировалось еще во второй половине 30-х годов. Другой вопрос, что американские военные увидели (а главное захотели увидеть) потенциал своего танка. А немцы скорее нет. Куда больше они оказались мотивированы как-то избавиться от «четверки». Между тем, платформа Pz.Kpfw.IV была совсем не безнадежна. Достаточно вспомнить историю Pz.Sfl.IVc, выросшую из Pz.Kpfw.IV. За счет переделки ходовой части и более мощного мотора машина развивала скорость до 60 км/ч. При боевой массе, на всякий пожарный, 26 тонн, то есть уже за пределами возможностей базового шасси Pz.Kpfw.IV.
Могли ли немцы оперативно модернизировать шасси Pz.Kpfw.IV? Опыт Pz.Sfl.IVc показывает, что ответ на этот вопрос утвердительный. В чем-то концепция шасси Medium Tank M4 и Pz.Kpfw.IV схожие. В обоих случаях узлы подвески к корпусу прикручивались. То есть имелась возможность модернизации шасси без существенных переделок. Но если американцы это сделать захотели, то немцы нет. Они, откровенно говоря, витали в облаках, мечтая, когда, наконец, выкинут «четверку» на свалку истории. В итоге на свалку истории выкинули мечтателей.
Возможность заменить Pz.Kpw.IV на более совершенное шасси (B.W.40) имелась еще в 1940 году, но Книпкампу оказалось проще придушить проект Krupp. Потом был проект 9.Serie/B.W.., с переделкой корпуса и модернизацией ходовой части. Его также «утопили». Потом появился Pz.Kpfw.III/IV, еще более примитивный. Но и он оказался мертворожденным. Да и в начале 1944 года время уже вышло. Не говоря уже о том, что модернизация в виде Pz.Kpfw.III/IV выглядела довольно примитивной, особенно на фоне Medium Tank M4(76) и Т-34-85. Фатальная ошибка была совершена в конце 1942 года, дальше уже времени исправлять не осталось. Тем более что модернизировалось только шасси, усилить вооружение немцы так и не смогли.
По большому счету, ошибка была совершена гораздо раньше. Еще в 1938 году надо было принять простую истину и выкинуть несчастный Z.W. на свалку истории, расширяя выпуск Pz.Kpfw.IV. Но так никто бы делать не стал, тем более со своим проектом. Посему что случилось, то случилось. Учитывая тот факт, что проблемы создал сам себе наш главный противник, уж точно не стоит о чем-то жалеть. Если бы у немцев объем выпуска длинноствольных Pz.Kpw.IV в 1942 году был таким, как Pz.Kpfw.III, проблем могло оказаться куда больше. Так что тут стоит порадоваться за недальновидность немецких военных.
Список источников
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
- Panzer Tracts No.20-1 Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2001.
- PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- Фотоархив автора
источник: https://dzen.ru/a/Y33pXs60bxQOfuZB