13

Юрий Пашолок. Несостоявшийся сменщик Т-29

История колесно-гусеничного танка прорыва Т-115, который разрабатывался на замену Т-28 и Т-29

Советский танк Т-28, средний по массе, является довольно любопытной боевой машиной. С одной стороны, это самый массовый средний танк 30-х годов. С другой стороны, именно средним он не являлся, если рассматривать его по назначению. Если изначально он действительно предлагался как типичный «маневренный» танк, аналогичный по назначению Medium Tank Mk.III, то в 1933 году ситуация изменилась. Фактически Т-28 выполнял роль танка прорыва, штатно их использовали в тяжелотанковых бригадах. Соответственно, и его сменщики рассматривались аналогичным образом.

Т-29, к лету 1937 года уже не удовлетворял требованиям на танк прорыва

Т-29, к лету 1937 года уже не удовлетворял требованиям на танк прорыва

Согласно планам, Т-28 должен был уступить своё место колесно-гусеничному танку Т-29. Аналогично Т-28, тот также рассматривался как танк прорыва. Между тем, в 1937 году ситуация существенно изменилась. По опыту боевых действий в Испании выяснилось, что требования на Т-29 явно устарели. Особенно это касалось броневой защиты. Летом 1937 года СКБ-2 Кировского завода начало работы по созданию Т-29ЦН, улучшенной версии танка с наклонными броневыми листами, доработанным вооружением и усилением толщины брони. Аналогичные работы запустили конкуренты с опытного завода №185. Так на свет появился проект (проекты) Т-115, который однозначно трактовался как танк прорыва.

При создании Т-115 учитывался опыт Т-46-5 (Т-111)

При создании Т-115 учитывался опыт Т-46-5 (Т-111)

Официально проекты замены Т-28 и Т-29 стартовали 21 июня 1937 года. Согласно переписке, одним из инициаторов работ по более защищенному танку прорыва стал нарком обороны К.Е. Ворошилов. Важным моментом являлось то, что с самого начала разработка Т-29ЦН и Т-115 (он же «115», он же, в паре мест, «Объект 115», а также «Проект 115») была конкурсной. Случилось это не на пустом месте. В отличие от Т-29, разработка которого шла на безальтернативной основе, теперь предполагалось выбрать лучший танк среди работ двух КБ. Причины надо искать в неудачах разработки целого ряда танков КБ завода №185. Вроде на вооружение приняли, а в серии их не появилось.

К вопросу, кто реально являлся автором проекта

К вопросу, кто реально являлся автором проекта

Надо сказать, что вокруг Т-115 имеется целый ряд неточностей, которые кочуют из одной публикации в другую. Для начала, А.Е. Попов, которого указывают в качестве ведущего инженера Т-115, указывается на эскизах, но не более того. На самом деле ведущим инженером машины был Э.Ш. Палей, который позже являлся ведущим инженером Т-100 и части машин на той же базе. Руководил работами по танку С.А. Россе, начальник КБ № 1 завода № 185. Кроме того, в Т-115 авторы публикаций записали Т-29ЦН, который не имел никакого отношения к заводу №185. Общим было техническое задание, которое предусматривало боевую массу 32-33 тонны, а также большие углы вертикальной наводки орудия главной башни и пулеметных башен.

Основной вариант танка

Основной вариант танка

Последний пункт появился совсем не на пустом месте. Опыт боевых действий в Испании показал, что нередко требовалось вести огонь по верхним этажам зданий. Результатом стало то, что во второй половине 1937 года появились увеличить углы вертикальной наводки танковых орудий до 65-70 градусов. Не исключено, что одним из тех, кто продвигал данную концепцию, являлся комкор Д.Г. Павлов. Кстати, и появление более защищенных вариантов танков прорыва вполне может быть его инициативой. Летом 1937 года Павлов стал заместителем начальника АБТУ КА, а в конце года возглавил Автобронетанковое Управление.

Наглядно, для чего были нужны такие углы возвышения орудия

Наглядно, для чего были нужны такие углы возвышения орудия

Эскизный проект «проекта танка тяжелого бронирования №115» был подготовлен 23 февраля 1938 года. Согласно объяснительной записке, колесно-гусеничный ход был спроектирован таким образом, что при спадании (сбитии) одной гусеничной ленты танк сохранял ход. Предполагалось, что будет создана система, которая синхронизировала бы работу ходовой части. Как уже говорилось, установка 76-мм пушки Л-10 обеспечивала высокие углы вертикальной наводки. На Т-115 изначально они достигали 70 градусов. Для наведения при таких углах должен был использоваться специальный прицел ТЗП. Также большие углы вертикальной наводки (до 80 градусов) предполагались для малых пулеметных башен.

Эксперименты по повышению углов наводки

Эксперименты по повышению углов наводкис

При разработке Т-115 учитывался опыт создания не только Т-29, но и Т-111, который проходил также как «малый танк тяжелого бронирования». Например, носовая часть корпуса Т-115 создавалась как своеобразный таран, такая же идея предполагалась на Т-111. Лобовая часть корпуса, имевшая рациональные углы наклона, достигала толщины 50 мм, это надежно защищало от огня 45-мм пушек. Борта должны были иметь толщину 40 (наклонные листы)-50 мм (вертикальные листы), схожая толщина предполагалась и для башни. Она, кстати, также создавалась с учетом работ по Т-111. Орудийная башня получала коническую форму, что увеличивало ее снарядостойкость.

Таким бы мог быть Т-115 по основному проекту

Таким бы мог быть Т-115 по основному проекту

Согласно исходному проекту, боевая масса Т-115 составляла 32-33 тонны. Предполагалось, что танк будет иметь меньшие, чем Т-29, габариты, с чем и связано небольшое увеличение боевой массы при значительном усилении броневой защиты. В отличие от Т-29, башня у Т-115 предполагалась трехместной, экипаж получался таким же, как у Т-28, то есть 6 человек. У башни предполагалось заметное увеличение диаметра погона (в районе 1800 мм), связано это было с добавлением третьего номера. Мотор у Т-115 был то же, что у Т-28/Т-29 — М-17Ф мощностью 500 лошадиных сил. Максимальная скорость ожидалась в районе 48-50 км/ч, причем одна была одинаковой и на гусеничном, и на колесном ходу. То есть колесный ход становился вспомогательным решением.

Второй вариант танка, с одной малой пушечной башней

Второй вариант танка, с одной малой пушечной башней

Данный вариант танка был основным, но не единственным. Судя по всему, на заводе №185 догадывались, что в дальнейшем произойдет объединение тем Т-28/Т-29 и Т-35. Два танка, которые выполняли, по сути одну роль, были не нужны. Поэтому появилась идея создания более тяжелых и вариантов Т-115. Они прорабатывались как запасные варианты, поэтому и не проходили в ряде документов. Зато их передали наверх, поэтому они и появились в публикациях. У них довольно странная очередность. Основная версия Т-115 проходила без каких-то приставок, вторая версия значилась как Т-115 вариант №1, а третья — как Т-115 вариант №2.

Третий вариант, самый тяжелый, все башни пушечные, а масса дошла до 40 тонн

Третий вариант, самый тяжелый, все башни пушечные, а масса дошла до 40 тонн

Общие очертания корпуса и этих танков были те же, но при этом усиливалось вооружение малых башен. Вариант №2 получал левую малую башню с 45-мм танковой пушкой и спареннным пулеметом ДТ. Судя по подписи, предполагалось механизировать заряжение 45-мм пушки. Боевая масса этого танка возрастала до 37-38 тонн, но если убирался колесный ход, то она снижалась до 35-36 тонн. Третий вариант танка имел две пушечно-пулеметные башни, соответственно, выросла и боевая масса — до 41-42 тонн в колесно-гусеничном варианте и 39-40 тонн в гусеничной версии. Поскольку эти танки получались тяжелее, вместо М-17Ф предполагалось ставить мотор АМ-34 мощностью 850 лошадиных сил.

Насколько выдержала бы всё это ходовая часть,вопрос интересный

Насколько выдержала бы всё это ходовая часть,вопрос интересный

С точки зрения конструктивных особенностей проекты завода №185 выглядели явно лучше Т-29ЦН, особенно это касалось броневой защиты. Впрочем, возникали сомнения, во-первых, насчет боевой массы, которая у Т-29ЦН выглядела более реалистичной. Скорее всего, даже базовая версия Т-115 получилась бы в районе 35 тонн. Во-вторых, есть огромные сомнения в том, что ходовая часть (прежде всего опорные катки) работали бы надежно. У Т-29 с этим уже возникали проблемы, а он был легче. Как бы повела ходовая часть что у Т-29ЦН, что у Т-115, вопрос открытый.

Т-100, могильщик Т-115. Его зенитная башенка, к слову, являлась развитием малой пулемётной башни Т-115. На ней же стояли зенитный прицел ТЗП

Т-100, могильщик Т-115. Его зенитная башенка, к слову, являлась развитием малой пулемётной башни Т-115. На ней же стояли зенитный прицел ТЗП

Впрочем, об этом уже никто не узнает. Было решено запустить работы над принципиально новыми танками прорыва, которые по концепции оказались ближе к Т-35. Речь идет о Т-100 и СМК-1, они соответствовали новой системе вооружения, за которой стоял Павлов. Таким образом, Т-115, как и Т-29ЦН, стали лебединой песней в истории Т-28/Т-29. Но затем концепция вернулась. «Тяжелый танк поменьше», в виде КВ, имел схожую с Т-115, по третьему варианту, боевую массу. Но уже без трех башен и пушкой с большими углами наводки. От этой идеи отказались еще весной 1938 года.

Автор выражает признательность Вадиму Антонову и Алексею Макарову (г. Москва) за помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы

Список источников:

      1. РГВА
      2. ЦГА СПб

источник: https://dzen.ru/a/Z0qjotikDwOTRAhv

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account