Юрий Пашолок. Несостоявшийся преемник 7TP
Одной из ключевых проблем, связанных с танкостроением, является необходимость постоянного развития. Особенно это было актуально в первые десятилетия, когда облик танка только формировался. Поэтому идеальных жизненный цикл танкового шасси составлял лет пять от силы. Дальше машина безнадежно устаревала. Часть стран отстала в этой гонке еще в 30-е годы. Среди них оказалась и Польша, которая неплохо начала в первой половине 30-х годов и явно стала запаздывать незадолго до начала Второй мировой войны.
Лучшим польским танком межвоенного периода стал 7TP. Идея взять за основу Vickers Mk.E была правильной, как и те компоненты, которые использовались в танке (включая дизельный двигатель). Вместе с тем, еще на момент запуска в серию однобашенной версии танк стал устаревать. Касалось это, прежде всего, броневой защиты. Естественно, про данную проблему польские военные знали, и даже имела место попытка модернизировать танк. Известна она как 9TP, хотя данного индекса не существовало. Реально танк обозначался как wzmocniony 7TP, или «улучшенный 7TP».
Надо сказать, что история вокруг этой боевой машины писана белыми нитками. Столкнулись с данным фактом польские исследователи, которые всерьёз занимаются архивной работой, а не переписывают публикации 30-летней давности. Выяснилось, то индекс 9TP, как и информация о якобы малой серии, являются творчеством историка Януша Магнуского. Откуда он всё это взял, уже лет 20 как спросить не получится. Так что если хотите иметь достоверную информацию, следите за публикациями современных польских исследователей.
История улучшенного 7TP оказалась напрямую связана с успехами польской сталелитейной промышленности. В 1938 году удалось добиться успешных результатов в сварке броневых листов толщиной 30-40 мм. Это было крайне актуально на фоне информации из Испании, что противопульная броня уже не является надежной защитой. Применение крупнокалиберных пулеметов потребовало повышения толщины брони до 25-30 мм. Именно от этого и отталкивалось конструкторское бюро BBT Br.Panc. (Biuro Badań Technicznych Broni Pancernych, или конструкторское бюро по разработке бронетанковой техники) во главе с Патриком О’Брайеном де Ласи.
Прекрасно понимая, что у шасси 7TP есть пределы развития, BBT Br.Panc. к апрелю 1939 года подготовило проект большой модернизации танка. Боевая масса машины, согласно проекту, составляла 9858 кг, отсюда и появился индекс 9TP (которого не существовало). Борьба за культуру веса привела к тому, что 30 мм брони было у центрального лобового листа корпуса, а 40 мм — у центрального щита подвижной бронировки орудийной маски. В основном же толщина брони не превышала 20 мм. Таким образом, с лобовой проекции модернизированный танк надежно защищался от огня малокалиберных автоматических пушек.
Рост массы, естественно, потребовал и замены двигателя. По проекту ми становился рядный 6-цилиндровый двигатель PZInż. 725 объемом 5,18 литра. Мотор вполне реальный, изначально его построили для танка-разведчика PZInż. 140, который иногда именую как 4TP (тоже творчество Магнуского). По проекту мотор развивал мощность 100 лошадиных сил, но на испытаниях получилось больше — 120 л.с. при 2800 об/мин. Получалась вполне приличная, для легкого танка сопровождения, подвижность.
Что было дальше, большой знак вопроса. Существует информация о двух опытных образцах, но совсем не факт, что их построили. Как минимум один корпус улучшенного 7TP построили, что было дальше, загадка. В любом случае, даже такая модернизация уже запаздывала. Главным противником танка стала противотанковая артиллерия, для которой 30 мм брони не являлось серьёзной преградой. Это прекрасно показала кампания сентября 1939 года, где немецкие танки с 30-мм броней легко поражались польской противотанковой артиллерией.
Автор благодарит за помощь Енджея Корбала, Польша
Список источников:
- derela.pl
- Czołg 7TP i wyposażenie cz.2, Jędrzej Korbal
источник: https://dzen.ru/b/Zf1qAVY9XFKOON_G