Почкование немецких истребителей танков в 1944 году
Одним из примеров сомнительных достижений советского танкостроения можно смело считать ситуацию, когда одновременно выпускалось три основных танка, очень похожих по характеристикам, но принципиально отличающихся по шасси и башням. Речь идет, разумеется, о Т-64, Т-72 и Т-80. Почему так получилось, это отдельный вопрос, но одной из ключевых причин стали производственные особенности. Далеко тут ходить не надо, достаточно вспомнить появление Т-80УД, а также то, какая именно там стояла силовая установка. И да, когда ругают наши три основных танка, французы с их тремя легкими танками усиленно делают вид, что их тут нет. Можно еще вспомнить Light Tank M3A3/M5A1, которые выпускались одновременно. Про калейдоскоп английских крейсерских танков и вовсе говорить не приходится.
Немцы, с точки зрения одновременного выпуска танков примерно одной категории, обогнали всех. В первой половине 1943 года у них заканчивался выпуск Pz.Kpfw.III, начиналось освоение Pz.Kpfw.Panther, а также наращивался выпуск Pz.Kpfw.IV. Впрочем, более любопытная ситуация разворачивалась вокруг истребителей танков. В 1944 году немецкая промышленность умудрилась создать целый выводок истребителей танков, причем такое разнообразие образовалось чисто по производственным причинам. Естественно, про него как-то обычно не упоминают. Но раз уж у нас есть любители потыкать палочкой в три советских основных танка, то почему бы не вытащить этот веселый выводок на свет.
В случае с самоходной артиллерией у немцев в принципе был еще тот зоопарк. И особенно в случае с истребителями танков. Даже если не упоминать тот паноптикум, который плодился под руководством Альфреда Беккера, то там будет те же самые три базовые машины — Marder I (шасси Lorraine 37 L), Marder II (шасси Pz.Kpfw.II) и Marder III (шасси Pz.Kpfw.38(t)). И если французская машина снабжения ушла с с горизонта довольно быстро, то Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.38(t) никуда не девались. Собственно говоря, деваться немецкой промышленности было некуда. 6-й отдел Депаратмента Вооружений имел свои резоны, как использовать производственные базы. В это время где-то улыбнулась СУ-76 и руководство НКТП. Почему-то в СССР догадались сделать шасси на агрегатах легкого танка, а вот немцы не смогли.
Впрочем, было еще одно шасси, которое вроде бы находилось немного в стороне, но на самом деле являлось примерно тем же. Речь идет о StuG 40, варианте StuG (StuG III) с длинноствольным орудием StuK 40. Данная машина стала едва ли не лучшим (и уж точно самым массовым) немецким истребителем танков. Если вы посмотрите на список немецких асов, то там вы обнаружите немало тех, что воевал именно на таких машинах. Даже если традиционно урезать осетра с точки зрения реальных побед, всё равно показательно. Как и цифра в примерно 13 тысяч подбитых, либо уничтоженных танков противника, указанная в переписке начала февраля 1944 года. Да и сами немцы ставили StuG явно выше «Мардеров». Последние не только имели противопульную броню, но еще и оказались слишком высокими.
Казалось бы, чего проще, переводи StuG в истребители танков и комплектуй ими соответствующие дивизионы. Но нет. StuG, которая так и не стала Jagdpanzer, официально подчинялась артиллерии. Даже форма штуговодов была серой, а не черной, как у экипажей истребителей танков. Поэтому летом 1943 года появилась концепция истребителя танков на базе доработанного шасси Pz.Kpfw.IV. Результатом стало создание Jagdpanzer IV, весьма удачного истребителя танков. Машина имела более удачную конструкцию лобовой части корпуса и рубки, имея ту же боевую массу, что и StuG 40 Ausf.G. При этом она была еще и ниже, и орудийная установка более удачной.
Казалось бы, вот та машина, которая нужна дивизионам истребителей танков. Но примерно в то же время, что и Jagdpanzer IV Ausf.F, на свет появилась еще одна САУ, которая базировалась на шасси Pz.Kpfw.IV. Речь идет о StuG IV. Появилась она по одной лишь причине. В конце ноября 1943 года Alkett, основной производитель StuG, подвергся бомбардировке авиацией союзников. Выпуск StuG 40 Ausf.G просел, понадобилась еще одна площадка. Ей стал Krupp, где освоили выпуск гибридов — шасси Pz.Kpfw.IV и рубки StuG 40 Ausf.G. Машина была явно хуже Jagdpanzer IV Ausf.F, но это мало кого волновало. Рубок «Штугов» имелось много, и вообще, так проще. Не говоря уже о том, что формально это не истребитель танков, а штурмовое орудие. Производственно-бюрократическое комбо.
Думаете, это всё? Пристегните ремни, дальше будет веселее. К началу 1944 года стало понятно, что особого смысла выпуска Marder III нет (Marder II прекратили выпускать еще раньше). От BMM, где выпускались Marder III, хотели выпуска Jagdpanzer IV. Но поскольку чешские заводы были слишком чахлые для такого, появился альтернативный проект. Да-да, речь про Jagdpanzer 38, известный также как Hetzer. Кто-то воскликнет «погодите, это же лучший легкий истребитель танков!». Боюсь поломать ваш внутренний мир, но с немецкой точки зрения это одноклассники. У них были либо легкие, либо тяжелые истребители танков. Особо впечатлительным напомню, что Pz.Kpfw.38(t) у немцев использовались как эрзац-средние танки. А вы как думали, почему в дивизиях, куда шли эти танки, не было Pz.Kpfw.III? Ну вот с истребителями танков та же петрушка.
На этом почкование не закончилось. В августе 1944 года начался выпуск Panzer IV/70(V). Это Jagdpanzer IV с усиленной лобовой броней и 75-мм пушкой Pak 42 L/70. Машина получилась крайне спорной, поскольку носовая часть корпуса получилась перегруженной. На это указывали при рассмотрении проекта, но тогда махнули рукой. А затем внезапно пришлось ставить цельнометаллические передние опорные катки, потому как штатные катки начали сыпаться. И правда, а что случилось? С другой стороны, на Panzer IV/70(V), в отличие от Pz.Kpfw.IV, удалось поставить орудие с длиной ствола 70 калибров.
Тогда же, в августе 1944 года, на Nibelungenwerk начался выпуск Panzer IV/70 (A), который являлся гибридом Pz.Kpfw.IV и рубки по типу Panzer IV/70(V). В чистом виде Nibelungenwerk выпускать Panzer IV/70(V) не мог, ибо на освоение новых шасси требовалось время. Самое смешное заключалось в том, что столь быстрое освоение далее аукнулось крайне скромными объемами выпуска. При этом из всех истребителей танков этот был самым неудачным. Боевая масса достигла совершенно неприличных 27 тонн, поэтому данные боевые машины нередко выходили из строя. При этом серия состояла всего из 277 машин.
Итого, с августа 1944 года немецкая промышленность выпускала пять (5) истребителей танков, на трех разных шасси, причем две машины официально являлись штурмовыми орудиями. В это время где-то зазвучал бодрый марш «Мы рождены, что б кафку сделать былью». И если в некоторых случаях можно было объяснить подобное чисто производственными причинами, то StuG IV, например, вызывает как минимум удивление. Что Krupp мог освоить Jagdpanzer IV, сомнений нет. Но заказ шел не от «танкистов», а от артиллерии, а у них были штурмовые орудия. Больше такого цирка не было ни у кого.
Самое смешное в том, что лучше всего послевоенная судьба сложилась у StuG 40 Ausf.G. И не только потому, что это самая массовая немецкая гусеничная боевая машина. Так сложилось, что шасси Pz.Kpfw.III было более удачным, чем у Pz.Kpfw.IV. Да, уступало по нагрузке, зато по плавности хода явно превосходило. «Четверка» вне дорог была «дубовой», не говоря уже о том, что основная масса САУ на ее базе оказалась перегруженной. Неслучайно из четырех САУ на базе Pz.Kpfw.IV после войны долго прослужили Jagdpanzer IV. Они хотя бы имели аналогичную боевую массу. Что же касается Jagdpanzer 38, то она приглянулась только Швейцарии. При том, что чехи могли их выпустить больше.
Список источников:
-
-
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Panzer Tracts No.8: Sturmgeschuetz — s.Pak to Sturmmoerser, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Darlington Publication, 1999
- Light Jagdpanzer: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Thomas L. Jentz, Schiffer Pub Ltd, 2007
- Panzer Tracts 9-2 Jagdpanzer: Jagdpanzer IV, Panzer IV/70 (V), and Panzer IV/70 (A) development and production from 1945 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2012
-
источник: https://dzen.ru/a/ZvWRNpJq62xcEhud