Юрий Пашолок. Немецкая полубронированая ЗСУ из французского полугуса
Рассказ о немецкой ЗСУ 2 cm Flak 38 Teilgepanzert auf UNIC P-107 U-304 (f), созданной на базе трофейного французского полугусеничного тягача UNIC P.107
Принцип «бери то, что плохо лежит» как нельзя лучше подходит к тому, как немцы относились к трофеям. Особенно это касалось различных автомобилей и особенно тягачей. Причина банальная: немецкая промышленность не поспевала за потребностями армии, поэтому у пехотных дивизий, например, основным видом тяги была конная. Не стоит удивляться, что всё пригодное как средство перевозки личного состава и артиллерии, хваталось безо всяких вопросов. Начался данный процесс еще в сентябре 1939 года, а особенно ярко он проявился после поражения Франции в июне 1940 года.
Среди французских машин, ставших немецкими трофеями, оказались и полугусеничные артиллерийские тягачи UNIC P.107. Эти машины являлись дальнейшим развитием полугусеничных машин Citroën-Kégresse, причем они изначально выпускались UNIC. Машина достаточно удачная, и не по-французски массовая. Во французскую армию успели поставить 2866 тягача данного типа, а вместе со всеми вариантами их набралось 3276 штук. Большинство досталось немцам, которые использовали их по прямому назначению. Также на базе UNIC P 107 resp. Zugkraftwagen U 304 (f), как машина именовалась в немецкой армии, выпускались и спецмашины. Включая и ЗСУ 2 cm Flak 38 Teilgepanzert auf UNIC P-107 U-304 (f).
Следует отметить, что сам по себе UNIC P.107 получился куда более удачным, чем предшественники. Одной из проблем машин Citroën-Kégresse были откровенно «дохлые» моторы, посему скорость модели P 17, например, едва переваливала за 30 км/ч. На P.107 ставился в 2 раза более мощный двигатель, что позволяло развивать более тяжелой машине в 1,5 раза более высокую скорость. Машина использовалось как тягач полевой артиллерии, занимая нишу между немецким 1-тонным полугусеничным тягачом Sd.Kfz.10 и 3-тонным полугусеничным тягачом Sd.Kfz.11.
Базовая версия UNIC P.107 BU имела 6-местный кузов, а сзади размещалось отделение для боезапаса. С точки зрения проработки машина явно превосходила Citroën-Kégresse P 17. Но немцы оказались не очень довольными UNIC P 107 resp. Zugkraftwagen U 304 (f). Одной из ключевых претензий у них была конструкция гусеничных лент. Неслучайно Адольф Кегресс, создатель полугусеничной схемы, постепенно уходил от концепции резинотканевых гусениц. Также жаловались немцы и на моторы.
Первые переделки трофейных тягачей начались в 1941 году. Немцев не устраивали штатные кузова UNIC P.107 BU, поэтому нередко задняя часть переделывалась под собственные нужды. Иногда кузов переделывался целиком. Часть переделок происходило непосредственно на заводе UNIC, с лета 1940 года в Пюто хозяйничали немцы. Впрочем, наиболее интересные активности начались с 1942 года. leither Zugkraftwagen P 107, как его еще называли немцы, оказался интересен Альфреду Беккеру, который специализировался на переделке французских машин.
В 1942 году сформировалась организация Baukommando Becker. Майору Беккеру выдали в распоряжения заводы Hotchkiss, Matford и Talbot. Помимо ремонта, там происходила и переделка машин в САУ и другие спецмашины. leither Zugkraftwagen P 107 приглянулся Беккеру по двум причинам. Во-первых, завод UNIC находился под боком, посему проблем с обслуживанием не имелось. Во-вторых, французский тягач был более не нужен передовым частям. А вот бригаде «Запад», которая формировалась во Франции, спецмашины требовались как воздух. В том числе это касалось и ЗСУ.
Всего существовало два варианта самоходных зенитных установок на шасси leither Zugkraftwagen P 107. Более поздний вариант, 2 cm Flak 38 Gepanzert auf UNIC P-107 U-304 (f), строился на базе полностью забронированного корпуса, который изготовлялся Baukommando Becker. Одна такая машина экспонировалась в Музее Победы, Оберн, США. Впрочем, есть мнение, что это новодел на шасси UNIC P 107. Уж больно неряшливо машина сделана.
В нашем случае более интересен первый вариант, 2 cm Flak 38 Teilgepanzert auf UNIC P-107 U-304 (f). На шоу The War and Peace Revival 2017 в Англии показывалась одна такая машина, о ней следует поговорить более подробно. Она, в отличие от странного аппарата из Оберна, весьма побитая жизнью, но явно настоящая. Кроме того, есть еще один экземпляр, где-то в частной коллекции.
Концепция 2 cm Flak 38 Teilgepanzert auf UNIC P-107 U-304 (f) явно следует из ее названия. Teilgepanzert — это частично бронированная, данная идея впервые использовалась на схожей ЗСУ Sd.Kfz.10/5. Часть установок данного типа получали защиту кабины от фронтального огня. Какая-никакая, а защита, по крайней мере, от пуль спасет.
Как и другие разработки Baukommando Becker, концепция полубронированной ЗСУ появилась благодаря инженерной смекалке Альфреда Беккера. Толк в своём деле он знал, так что из устаревших или неудачных шасси Беккер умудрялся выжимать максимум. Даже такой простой элемент, как передний бронированный щит, им был проработан достаточно грамотно.
Определенный смысл именно в таком, полубронированном, варианте исполнения имелся. Всё же ЗСУ — не бронетранспортер, особого смысла в полноценной броневой защите у нее нет. В данном же случае экономится масса. С учетом того, что броня и зенитная установка имеют определенную массу, такая конверсия становилась более правильной идеей. Да и переделывать шасси оказалось проще.
В дело шли leither Zugkraftwagen P 107, переделанные на UNIC как подвозчики боеприпасов. Они имели кабину с одним рядом сидений. Впереди ставился развитый щит, защищавший решетку радиатора и боковины. Щит состоял из 5 частей, которые приклепывались к рейкам, а вся конструкция крепилась на штатном бампере. Вместо переднего стекла ставился откидной щиток, в котором имелись смотровые окошки. В походном положении щиток опускали вперед, чем обеспечивался сносный обзор. Уж явно лучший, чем у 2 cm Flak 38 Gepanzert auf UNIC P-107 U-304 (f).
Вместо кузова в задней части устанавливалось боевое отделение, открытое сверху. Сваривалось оно из листов, которые вырезались по шаблонам из фанеры. Получалось своеобразное «корыто», неплохо защищавшее расчет снизу. Оно дополняло развитый орудийный щит, который ставился на 20-мм зенитную автоматическую пушку Flak 38.
Может показаться, что защиты «корыта» недостаточно, но это не совсем так. Во-первых, как уже говорилось, «корыто» дополняло орудийный щит зенитки. Во-вторых, требовалось обеспечить круговой сектор обстрела. Высота «корыта» напрямую зависела от высоты линии огня 2 cm Flak 38. С этой точки зрения к авторам 2 cm Flak 38 Teilgepanzert auf UNIC P-107 U-304 (f) вряд ли могут быть вопросы.
Несмотря на то, что боевое отделение небольшое, его вполне хватало, чтобы обеспечить работу расчету зенитного орудия. Боезапас обычно размещали в кормовой части боевого отделения, но было сразу понятно, что его хватит ненадолго. Поэтому 2 cm Flak 38 Teilgepanzert auf UNIC P-107 U-304 (f), как и бронированный вариант, использовались вместе с прицепами 2 cm Munitionskasten auf Sonderanhänger 51 (Sd.Ah.51). Такой прицеп был и у машины на The War and Peace Revival 2017.
Сколько именно изготовили 2 cm Flak 38 Teilgepanzert auf UNIC P-107 U-304 (f), неизвестно. Про бронированный вариант указывается цифра в 72 машины, есть мнение, что у полубронированной версии цифры сопоставимые. Судя по снимкам, изделие было не штучным. Применялись они как 21-й танковой дивизией, так и другими подразделениями на севере Франции. Большинство из данных ЗСУ было потеряно летом 1944 года.
Безусловно, называть верхом технической мысли данную ЗСУ сложно. Да и красотой она не отличалась. Тем не менее, нельзя не отметить, что базой leither Zugkraftwagen P 107 Альфред Беккер воспользовался вполне грамотно. Ждать от данной ЗСУ каких-то впечатляющих результатов не стоило, но за неимением ничего иного тоже неплохо.
Список источников:
-
-
- Bundesarchiv
- Beute-Kraftfahrzeuge und Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J. Spielberger, Motor Buch Verlag, 1989
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/ZGasqtsu-yPolBei