Рассказ о немецкой полевой гаубице 10,5 cm leFH 18, ныне находящейся в экспозиции Музея Победы
Артиллерия часто имеет ничуть не менее богатую историю, чем те же танки или самолеты. Они такие же живые участники исторических событий, как другие образцы вооружения и военной техники. В ряде музеев есть орудия, которые знамениты расчетами, которые на них воевали. Либо участием в каких-то важных событиях. Впрочем, хватает и образцов, которых помотало по свету, что делает их историю не менее интересной. Порой их более поздняя история не менее интересна, чем боевая карьера.
В экспозиции Музея Победы (как ныне называется Центральный Музей Великой Отечественной войны на Поклонке) есть немало образцов немецкой артиллерии. Большинство из них находится на уличной экспозиции, которая ныне отдельный музей — Г.О.Р.А. Между тем, есть тут и орудие, которое находится не в основной экспозиции. В отличие от остальных немецких артиллерийских систем, оно не трофейное, а приехало в Россию не столь и давно. Речь идет о 105-мм полевой гаубице leFH 18, которая долгое время служила в составе финской армии.
Так исторически сложилось, что значительный объем артиллерии финской армии составляли орудия русской армии, оставшиеся после объявления независимости Финляндии. Были среди них и гаубицы, в том числе калибра 122 мм. Вместе с тем, у соседей, прежде всего шведов, на вооружении находились гаубицы калибра 105 мм. Распробовали эти орудия финны после того, как получили от немцев 105-мм гаубицы Škoda H2, которые исходной предназначались для Латвии. Орудия прибыли летом 1941 года и неплохо себя показали, хотя определенные недостатки вылезли — недостаточная живучесть ствола и деревянные колеса (финны переставили их на колеса от трофейных советских орудий, что устранило проблему).
С точки зрения использования как полевой артиллерии переднего края 105-мм гаубицы оказались полезными системами. Поэтому далее финские военные обратились к соседям, то есть к Швеции. У Bofors имелась в производстве 105-мм гаубица 10,5 cm haubits m/40. Финны к ее предшественнице присматривались еще до советско-финляндской войны, причем с точки зрения лицензионного производства. Но как-то всё не получалось. В итоге только с 1943 года VTT и Tampell начали выпуск орудий, которые именовались как 105 H/37. Всего изготовили 140 орудий, что слегка так маловато. Поэтому финны снова обратились к немцам.
Иронично, что финские военные оказались не первыми из представителей Скандинавии, кто обратился к немцам за гаубицами их производства. Еще в 1939 году шведы купили 24 гаубицы leFH 18, а в 1942 году приобрели еще 110 штук. Как раз для их перевозки выпускался артиллерийский тягач Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT). С учетом того, что шведы сами выпускали орудия аналогичного класса, в том числе и на экспорт, выглядела ситуация забавно. Впрочем, с финским заказом история оказалась еще более забавной.
Везде указывается, что Финляндия получила 53 гаубицы leFH 18M, которые получили обозначение 105 H/33. На самом деле это не совсем так. Если Швеция получила новые орудия, то Финляндия, можно сказать, сэконд хэнд. Действительно, наличие двухкамерного дульного тормоза говорит о модернизации до уровня leFH 18M. Но это совсем не означает, что речь идет о новых орудиях. Героиня данного материала соврать не даст.
Официально на вооружение вермахта 10,5 cm leFH 18 была принята в 1935 году. Вот только реальный выпуск начался раньше. Орудие, которое сейчас находится на Поклонке, имеет серийный номер ствола 498, выпущена оно в 1935 году. Самое интересное заключается в том, что орудие попало в переходный период, когда уже был не совсем чтобы рейхсвер, но еще не вермахт. «Курицу» Waffenamt нового типа орудие не получило, что само по себе огромная редкость.
Второй момент, который также указывает на «подержанный» статус орудия, связан с колесами. Типичным для 10,5 cm leFH 18 исполнением являлись цельнометаллические колеса с различными вариантами бандажей. Более поздние орудия получили более толстые резиновые бандажи, что повысило их скорость перевозки. В данном же случае колеса деревянные, с резиновыми бандажами. Это признак гаубиц раннего выпуска. Сами финны пишут, что орудия были новыми. У меня для них плохие новости…
Уже далее, после 1940 года, старые гаубицы стали модернизировать. Помимо двухкамерного дульного тормоза, они получали переработанные прицелы, со шкалой, которая соответствовала и более поздним орудиям 10,5 cm leFH 18/40. Эти системы, в количестве 8 штук, финны также приобретали, они несли обозначение 105 Н/33-40. Собственно, вот и вся модернизация. К слову, наличие разных гаубиц больших проблем финским артиллеристам не доставило. Дело в том, что боеприпас у шведской, чешской и немецкой гаубиц был одинаковым.
Героиня данного материала прибыла в Финляндию в марте 1944 года, получив номер лафета 183. Вероятнее всего, попала в состав 23-го дивизиона легкой артиллерии. Боевая служба для нее началась в июне 1944 года, за этот месяц было произведено 142 выстрела. Наиболее интенсивно орудие применяли в первой половине июля 1944 года, за это время произвели 435 выстрелов. За вторую половину июля было уже 36 выстрелов, за первую половину августа 70, за вторую половину 20 и за первую половину сентября всего 9. Всего же до середины июня 1945 года орудие произвело 773 выстрела.
На этом служба 105 H/33 отнюдь не окончилась. Следующие стрельбы, уже учебные, провели в 1947 году. Годом спустя орудие прошло капремонт, на орудийном щите появились треугольные катафоты. Также немецкие лопаты заменили на финские. В остальном же орудие сохранило свою исходную конфигурацию. При этом орудие продолжало находиться на вооружении финской армии.
Последний расчет данного орудия был сформирован в 1994 году, а последняя окраска — в 2002 году. Такой долгой карьере можно только позавидовать. В начале 2000-х, наконец, орудие отравилось на хранение. После чего появилась возможность его приобрести. Продавал гаубицу один из тех, кто на ней раньше служил. С ним договорились, была произведена оплата и… человек пропал.
Была мысль, что он взял деньги и исчез. На самом деле история оказалась более интересной. Человек поехал на отдых в Таиланд, где его и накрыло печально известным цунами в декабре 2004 года. Ему повезло — он выжил, в отличие от друга, с которым поехал на отдых. А дальше несколько лет лечения, поэтому он и пропал с поля зрения. Снова удалось связаться спустя более чем пять лет. Все договоренности остались в силе, осталось только деактивировать гаубицу и вывезти ее.
Вот тут случился еще один казус. Как уже говорилось выше, орудие стояло на консервации с 2002 года. В лесу. К нему никто не ходил, гаубица стояла со всем своим ЗИП-ом, никто ничего не свинтил. Нюанс в том, что за 9 лет дорога в орудию заросла, превратившись в молодой лес. Поэтому пришлось рубить просеку, чтобы вызволить гаубицу из западни.
Наконец, ближе к концу 2011 года гаубица, наконец, прибыла в Россию. Она оказалась в коллекции Вячеслава Лен. Поначалу она была нужна для того, чтобы укомплектовать САУ 10,5 cm leFH 18/4 auf Geschützwagen Lr.S.(f), но когда выяснилось, какой приехал раритет, уже ни у кого бы не поднялась рука использовать ее как источник ствола. Так на выставке «Моторы Войны» появился новый, очень редкий экспонат.
По большому счету, реставрация орудию не требовалась от слова совсем. За 9 лет стояния в лесу немного выцвела краска, но ее оттерли, и этого вполне хватило. Саму гаубицу уже давно не видел, но вряд ли ее перекрашивали. Немного рассохлось дерево у орудийного ЗИП, но в целом менять его смысла нет. Да и не на что. С финским и немецким шанцем дела в России как-то не очень.
В дальнейшем гаубица, как и часть экспонатов выставки, пополнили коллекцию музея. Они остались на «Моторах Войны», а вторая такая выставка появилась в парке «Патриот». Просуществовала она до осени 2021 года, а в декабре того же года «Моторы Войны» открылись на Рогожском валу в Москве. Сейчас те «Моторы Войны», что на Поклонке, временно не работают, да и вывеска изменилась. Но сама выставка осталась.
Если кто-то интересуется немецкой артиллерией, и хочет увидеть «классическую» leFH 18, стоит идти на Поклонку. Пока выставка на ремонте, но позже должна открыться. Можно, конечно, также посмотреть «классическую» leFH 18 (с цельнометаллическими колесами и без дульного тормоза) на заднем дворе Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. Но она на улице и доступ обычно к ней во время акции «Ночь в Музее».
источник: https://dzen.ru/a/ZdxMJtgebnj0-4fq