История немецких бронетранспортеров Sd. Kfz. 251 ungepanzert, получавших корпуса из неброневой стали
Такое понятие, как аврал, знакомо практически всем танкостроителям, как и всем тем, кто занимается военной техникой. Особенно актуальным «тревожный» режим работы становится в ситуации, когда требуется срочно выпустить большое количество техники. В этот момент случаются самые разные чудеса, начиная с принятия на вооружение танков, которые даже не успели разработать, и заканчивая сдачу боевых машин без некоторых деталей. Причем такое бывало и у вполне благополучных стран. Те же американцы легко могли сдавать танки без пушек и оптических приборов, и если орудия потом ставили, то танки так и уезжали в бой без перископов. При том, что они на тот момент еще не находились в состоянии войны.
Прекрасно с авральным режимом работы были знакомы и немцы. Самое веселое у них началось ближе к концу Второй мировой войны, когда нужда заставила выпускать сразу по несколько типов боевых машин, имевших одинаковые задачи. Но еще до начала Второй мировой войны образовалась ситуация, которая потребовала быстрых решений. В результате на свет появилась боевая машина, которая имела скорее условно-боевой статус. Речь идет о Sd.Kfz. 251 ungepanzert (mittlerer ungepanzerter Mannschaftstransportwagen Sd.Kfz. 251), варианте бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf.A, имевшем корпус из конструкционной стали.
Впервые тема бронетранспортера на шасси 3-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.11 была поднята еще в 1934 году. В дальнейшем шасси массовой модели тягача, H.Kl.6, было создано таким образом, что позволяло выпускать бронированный вариант, получивший обозначение H.Kl.6p. Ирония ситуации в том, что H означало Hanomag, за что бронетранспортеры часто называли «Ганомагами». Вот только оба шасси разработали на Borgward (Hansa-Lloyd), к ним имел прямое отношение Генрих Книпкамп. На этом шасси была использована торсионная подвеска, более прогрессивная, чем листовые рессоры, которые использовались на ранних полугусах.
Первое тестовое шасси для бронетранспортера появилось в 1937 году, а год спустя был подписан контракт на выпуск 624 M.T.W. (Mannschaftstransportwagen) Sd.Kfz.251. Контракты на шасси H.Kl.6p получили Hansa-Lloyd (Hl.Kl.6p, с 1939 года Borgward) и Hanomag. Серийные номера шасси Borgward начинались с 320196, а у Hanomag — с 796001. Каких-то больших проблем с освоением шасси не возникло (правда, выпуск шасси для БТР сказался на выпуске шасси для тягачей). В отличие от бронекорпусов, которые собирали отдельно. Их осваивали на DEW (Deutsche Edelstahlwerke AG), Ганновер, а там уже были запланирован выпуск бронекорпусов для спецмашин Sd.Kfz.252 и Sd.Kfz.253.
Ко всему прочему, возникли поставки молибдена, необходимого для изготовления броневой стали. В результате произошла задержка выпуска бронетранспортеров. Первые БТР сдали в июне 1939 года, к 1 сентября их сдали всего 68 штук. Вместе с тем, это если считать те Sd.Kfz.251, которые имели корпуса из броневой стали. В марте 1939 года In 6 оформила заказ на выпуск 305 mittlerer ungepanzerter Mannschaftstransportwagen (Sd. Kfz. 251). Для их выпуска Borgward выделяла шасси в пределах серийных номеров 320196-320285 и 320418-320716. То есть почти 2/3 шасси Borgward шли под монтаж небронированных корпусов.
Отличить небронированные корпуса не составляет большого труда. Достаточно просто посмотреть на смотровые лючки. По неизвестной причине было решено с ними вообще не мучиться, и если mittlerer gepanzerter Mannschaftstransportwagen (Sd.Kfz.251) Ausf.A имел смотровые лючки со стеклоблоками, то небронированный вариант получал лючки просто со смотровыми щелями. Соответственно, эти лючки были плоскими, поскольку в них стеклоблоки не предусматривались. Прямо принцип «не жили богато, нечего и начинать».
Подобное наплевательское отношение понять трудно, особенно с учетом того, что даже корпуса из конструкционной стали отчасти являлись броней. По крайней мере, от пистолетной пули они вполне могли защитить, как и от осколков снарядов. Одним словом, серия ради серии. Все mittlerer ungepanzerter Mannschaftstransportwagen (Sd. Kfz. 251) сдали за 1939 год, для сравнения, бронированных Sd.Kfz.251 за тот же период сдали 232 штуки. Так что получилось 537 бронетранспортеров за 1939 год, «но есть нюанс».
Самый главный нюанс заключался в том, что бронетранспортеры с небронированными корпусами выпускались отнюдь не для учебных целей. Возможно, изначально были именно такие планы, но к сентябрю 1939 года концепция явно поменялась. Танковым и моторизованным дивизиям требовались машины для комплектации, поэтому в ход пошло всё. Уже в сентябре 1939 года оба варианта Sd.Kfz.251 использовались во время Польской кампании. Судя по снимкам, у небронированного варианта часто деформировалась носовая часть корпуса (она, кстати, внешне немного отличается от бронированного варианта).
В связи с тем, что объёмы выпуска mittlerer gepanzerter Mannschaftstransportwagen (Sd.Kfz.251) в 1940 году оказались невелики (347 штук), небронированные бронетранспортеры никуда не делись. Причем применялись они довольно широко, и частенько не совсем как бронетранспортеры. Из них разве что штабные версии (Sd.Kfz.251/6) не строили, они встречаются только с бронированными корпусами. В моторизованных подразделениях их применяли и как артиллерийские тягачи, причем таскали они даже 105-мм гаубицы leFH 18.
Никуда не делись mittlerer ungepanzerter Mannschaftstransportwagen (Sd. Kfz. 251) Ausf.A и в 1941 году. Всё по той же причине — небольшой объём выпуска полноценных Sd.Kfz.251 (424 штуки за 1941 год). К уже имевшимся вариантам добавился носитель реактивных снарядов 28/32 cm schwere Wurfgerät 40/41, известный под прозвищем Stuka zu Fuß (наземная «Штука», с намеком на Junkers Ju 87). Кампания 1941 года на советско-германском фронте стала последним случаем массового применения Sd.Kfz.251 Ausf.A с корпусами из конструкционной стали. Хотя они нет-нет, да всплывают на снимках более позднего периода.
В настоящее время ни одного бронетранспортера данной версии, в виде комплектной машины, нет. Но это временно. Как минимум есть корпус, который вытащили в районе Истринского водохранилища. Некоторое время он стоял в Музее Техники Вадима Задорожного, а ныне уехал в Верхнюю Пышму. В России известен как минимум еще один проект, причем на родном шасси. Наконец, такой БТР восстанавливают, из кусков, в Польше. Минимум две машины из тех, что в проектах, явно поедут.
Во всей этой истории, конечно, больше всего удивляет та легкость, с которой немецкие военные наплевали на пресловутый «орднунг». Танки из конструкционной стали, конечно, выпускали в ряде стран. Но исключительно как учебные машины. Здесь же шло активное использование условно боевых машин, причем безо всяких попыток вывести их во вторую линию. Вот такого другие страны себе не позволяли.
Список источников:
-
-
- Panzer Tracts No.15-2: mittlerer Schützenpanzerwagen (Sd.Kfz.251), Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 2005
- eBay
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/Z07NTTraSkiVEFqQ