Юрий Пашолок. Не такая уж и братская могила
Объективный взгляд на Medium Tank M3, который принято только ругать, хотя с ним далеко не всё однозначно
Содержание:
24 апреля 1941 года в Детройте случилось знаменательное событие. На территории Детройтского арсенала, в торжественной обстановке, был собран, а затем представлен публике первый серийный образец Medium Tank M3. Необычно выглядящая машина стала первой продукцией завода, специально построенного корпорацией Chrysler для производства бронетанковой техники. Изначально арсенал должен был производить Medium Tank M2A1, но довольно быстро стало понятно, что никакого смысла в этом нет. Данный танк уже устарел, это стало понятно в июне 1940 года, после изучения боевых действий во Франции. По это причине 13 июня 1940 года Комитет по Вооружениям подготовил спецификацию на средний танк с 75-мм пушкой в качестве основного вооружения. Данное орудие еще требовалось разработать, но ситуация оказалась настолько критичной, что еще 11 июля 1940 года танк, существовавший только в виде спецификации, стандартизировали как Medium Tank M3. Для американского танкостроения случай невероятный. До того стандартизации предшествовал долгий процесс полигонных и войсковых испытаний. Шевелиться американских военных заставила стремительно развивающаяся ситуация в Европе. Поражение французской армии и Британского Экспедиционного Корпуса являлся четким сигналом — отсидеться за океаном не получится. Планы по поставкам военной техники во Францию оказались перечеркнуты, всё очевиднее становилось, что воевать придется самим.
Medium Tank M3 стал наиболее ярким примером срочной подготовки американской армии ко Второй мировой войне. Несмотря на официальный нейтралитет, было очевидно, на чьей стороне находятся Соединенные Штаты Америки. Война против Германии и ее союзников являлась лишь вопросом времени, а на Тихом Океане всё сильнее ощущалась грядущая война с Японией. Между тем, со средними танками ситуация в американской армии была критической. Поэтому и родился довольно странный танк, который отличался не только большими габаритами, но и необычным расположением вооружения. Впрочем, странным оно выглядело лишь отчасти. Если посмотреть на французские танки Char B, итальянский Carro Armato M 11-39, а также исходный вариант английского пехотного танка Churchill, хорошо заметна тенденция в танкостроении. То есть такая схема размещения вооружения являлась вполне распространенной.
Medium Tank M3, который чаще всего именуют под английскими обозначениями Grant и Lee, принято традиционно ругать. В вину ему ставят необычное расположение вооружения и чрезмерные габариты, а также бензиновый мотор, который делал танк пожароопасным. У нас и вовсе обычно называют этот танк «братской могилой для шестерых». Подобная оценка появилась с руки как историков, так и воспоминаний ветеранов, хотя если разобраться, возникает целая масса вопросов. Во-первых, обычно негативные оценки данного танка датированы боями лета 1943 года и позже. К тому моменту производство Medium Tank M3 уже почти год как прекратилось (последний M3, единственную воевавшую версию танка, сдали в августе 1942 года), а последний М3 Средний, так именовался этот танк у нас, прислали в мае 1943 года (пара машин в сентябре не в счет). Да и то, с февраля 1943 года его поставки в Советский Союз выглядели как тонкий ручеек. Во-вторых, обычно про английского одноклассника, то есть пехотный танк Matilda, пишут без подобных эпитетов, хотя как боевая единица он был откровенно хуже. В-третьих, мемуары — это штука весьма субъективная. Объективной же является оценка в войсках, особенно на момент пикового использования данных боевых машин в войсках. А это, мягко говоря, не вторая половина 1943 года. К тому же есть один щекотливый момент. Обычно плохие танки воюют недолго. В Красной Армии же на 1 июня 1945 года числилось 103 М3 Средних, из них на фронте 35 штук. До самого конца войны английские Lee I воевали в Бирме. Одним словом, не не всё так однозначно в судьбе танка, который создавался как временное явление. Об этом и поговорим.
Шаг назад и два вперед
Американское танкостроение в основном известно по боевым машинам военного периода, а также танкам Кристи. На этом обычно багаж знаний заканчивается, и следует рассказ о том, что американские танковые силы к войне не были готовы. На самом деле то, что американские танковые войска не были готовы, является вопросом крайне спорным. С точки зрения танкостроения у американцев, особенно по легким танкам, дела обстояли вполне неплохо. Об этом наглядно говорит то, что их Light Tank M2 и Combat Car M1 стали прямой эволюцией к Light Tank M3, одному из лучших (если не лучшему) легкому танку первой половины Второй мировой войны. К сентябрю 1939 года уже был подготовлен к производству Light Tank M2A4, ни в чем не уступавший танкам своего класса. Ну а готовность — это вообще отдельная песня. Если говорить начистоту, то географическое положение США сводило риск вражеской десантной операции к минимуму. По крайней мере, в первые два года войны США могли особо не беспокоиться, угроза была лишь в двух местах — на Гавайях и Алеутских островах. Что же касается местного ТВД, то американские легкие танки довоенного периода идеально подходили для маневренных операций. Одним словом, фора по времени у американцев была большая.
С другой стороны, для понимания, откуда вообще появился Medium Tank M3, надо знать предвоенную эволюцию американских танков, особенно среднего класса. Для тех, кто в этом вопросе разбирается, схема Medium Tank M3 не покажется столь уж странной. Полет мысли у американских военных, а также конструкторов, которые воплощали эти идеи в металле, был весьма специфичен. Даже если не принимать во внимание танки 20-х годов, включая Medium Tank T1 и T2, странностей будет хоть отбавляй. Одни только колесно-гусеничные средние танки чего стоят. Convertible Medium Tank T4, единственный стандартизированный американских средний танк довоенного периода, выглядел сплошной «левой резьбой». Начиная от массы, которая находилась на грани легкого среднего класса, и заканчивая чисто пулеметным вооружением. А еще был Convertible Medium Tank T4E1 с концепцией «огневого ежа», которая предполагала кучу пулеметов по периметру боевого отделения. Эту идею американские военные пропихивали долго. Во многом она объясняет столь большие габариты Medium Tank M2. Если эти самые пулеметы по углам корпуса убрать и снизить высоту шасси до привычных параметров, то получится вполне нормальный средний танк. А теперь другой фокус: берем Medium Tank M2 и сравниваем по габаритам корпуса с M3. Получаем примерно то же самое, но со смещением места механика-водителя и без пулеметных установок по периметру. Собственно говоря, Medium Tank M3 являлся прямой эволюцией опытного танка T5E2.
Еще одним существенным моментом являлось то, что Medium Tank M3 получился таким совсем не причине острого желания американских военных усложнить себе жизнь. Им-то как раз требовался нормальный, с точки зрения размещения вооружения, танк. Вот только существовала одна маленькая проблема: на тот момент самый большой диаметр погона, который удалось сделать, оставлял 1380 мм. Большего сделать промышленность попросту не могла. Естественно, мириться с этим никто не собирался, уже 31 августа 1940 года Комитет по Вооружениям рекомендовал запустить разработку танка с 75-мм орудием в башне. Данная работа к сентябрю 1941 года дошла до опытного танка Medium Tank T6. Всё это отлично, можно было бы и подождать. Но лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе. Эта поговорка была знакома не только американским, но и английским военным. У тех имелся крейсерский танк Covenanter. В конце 1940 года выяснилось, что танк обладает огромными проблемами с надежностью и тепловым режимом силовой установки. Но производство останавливать не стали, а только наращивали. Да, машина ненадежная, но с учетом того, что за весь 1940 год выпустили всего 473 крейсерских танков всех типов, лучше иметь хотя бы такой, чем вообще никакой. За три квартала 1941 года английские заводы сдали 479 Covenanter, то есть больше, чем всех «крейсеров» за 1940 год.
Между тем, Medium Tank M3 был совсем не Covenanter. Тем, кто любит над ним посмеяться, для начала неплохо бы посмотреть, чем же был этот танк по состоянию на середину 1941 года. Типичными представителями средних танков того периода являлись немецкий Pz.Kpfw.III Ausf.J, английский Crusader I, советский Т-34 и итальянский Carro Armato M 13-40. Ну и плюс японский Чи-Ха. И вот тут начинают выявляться интересные подробности. Во-первых, американский танк находился на втором месте по огневой мощи. 75-мм танковое орудие M2 по характеристикам было очень близко к советской 76-мм танковой системе Л-11. Это означало, что для этого танка немецкая броня — вообще не броня. Поражались они на дистанции 1-1,5 километра. Про итальянские и тем более японские танки и говорить нечего. Советская танковая система Ф-34, естественно, была мощнее, но не сильно. Что же касается броневой защиты, то она у Medium Tank M3 оказалась как минимум не хуже Pz.Kpfw.III Ausf.J, а на самом деле даже покрепче. Как показали первые результаты боевого применения английских Grant I, немецкая 50-мм танковая пушка KwK 38 L/42 далеко не всегда поражала американский танк на средних дистанциях. По подвижности немецкий, английский и американский танки были примерно равнозначными. Касалось это и проходимости. Обладала американская боевая машина и не самой плохой обзорностью.
Интересно, что и англичане оценили американскую новинку. Еще в 1940 году последовал заказ на несколько модифицированный вариант танка, который известен как Grant. Разница состояла в башне, которая получила развитую кормовую нишу, куда перекочевала радиостанция. Непосредственно на шасси M3 было построено 1212 танков, с сентября 1941 года получивших обозначение Grant I. Выпускались они другими заводами, нежели Детройтский Арсенал. Pullman Standard Car Co собрал 500 таких танков, еще 501 выпустил Pressed Steel Car Co, а 211 изготовили на Baldwin Locomotive Works. Там же построили также 381 танк версии Grant II, выпускавшийся на без Medium Tank M3A5 с дизельным мотором General Motors 6046. Дизельные танки в бой так и не пошли. А вот Grant I вполне прилично повоевали.
Надо сказать, что проблем у танка хватало, с учетом того, что до того массового выпуска средних танков у американцев не было, это неизбежно. Поначалу даже не хватало орудий, поэтому на учениях порой эти танки катались без пушек. Далеко не идеальными оказались прицелы, а также приборы наблюдения. Определенные проблемы имелись и с силовыми установками, особенно это касалось использования данных машин англичанами. Вместе с тем, даже англичане оказались вынужденными признать — американские машины превосходят аналогичные английские. Например, в июле 1942 года прошли сравнительные испытания на прохождение 1000-мильного пробега, в ходе которых наиболее высокую надежность показал именно Grant I. Надо сказать, что поначалу англичане считали Grant I временной мерой, полагая, что позже заменят эти танки на Crusader III. На деле же всё оказалось совсем иначе. Особенно с учетом того, что на английских танках осколочно-фугасные снаряды использовались только на версии CS, у которой, соответственно, не имелось бронебойных снарядов. В результате Grant I и Lee I (танки в американской конфигурации тоже шли англичанам) оказались лучшими английскими танками к середине 1942 года. Уступили они лидерство только осенью 1942 года, да и то, речь шла о Sherman, английской комплектации Medium Tank M4.
Надо сказать, что американцы довольно хитро поступили с Medium Tank M3. Из 4924 основной версии танка, выпущенных с июня 1941 по август 1942 года, 4039 штуки, включая и 1212 Grant I, ушли союзникам по антигитлеровской коалиции. Таким образом, непосредственно американцам осталось менее 1000 таких танков. Вряд ли они огорчились этому факту, поскольку уже с февраля 1942 года началось серийное производство Medium Tank M4A1. Можно сказать, что они спихнули неликвид. Вместе с тем, в американской армии Medium Tank M3 вполне повоевали, и в Северной Африке, и на Тихом Океане. При этом существенной разницы между M4A1 и M3 американские танкисты не увидели. Следует отметить, что выпуск Medium Tank M3 сопровождался постоянным улучшением конструкции. Для начала, это был первый средний серийный танк, на котором устанавливался вертикальный стабилизатор орудия. Получили его и 37-мм орудие, и 75-мм орудие. Далее появилось длинноствольное орудие M3, которое по ТТХ уже немного превышало Ф-34. Наиболее близкой по ТТХ к нему оказалась 75-мм немецкая танковая система KwK 40. Дорабатывался и корпус танка. В результате боевые характеристики танка немного подросли. Что же касается недостаточной маневренности огня, то далеко не всегда требовалось активно вращать башней.
По итогам сложилась ситуация, при которой Medium Tank M3 сложно назвать плохим танком. Даже такой временный «эрзац» показал себя весьма неплохо. Да и то, что данные машины, до самого конца войны, применяли против японских войск, кое о чем говорит. Их бы применяли и на других фронтах, но какой смысл, если начались массовые поставки «Шерманов»? Кроме того, на базе M3 стали выпускать различные спецмашины, что дополнительно уменьшило объем танков в базовой комплектации. Не менее интересно, как складывалась ситуация с танками данного типа на советско-германском фронте.
Безо всяких шуток
Обычно по поводу использования американских средних танков, которые именовали у нас как М3 Средние, М3Ср или М3с (М3С), очень любят вспоминать один юмористический рассказ. И про братскую могилу вспоминают, и про то, как якобы немцы потешались над этим танком, и в том же духе. К реальности это имеет мало отношения, в том числе и то, что якобы к нам направили несколько Medium Tank M2A1. Документы, включая отправки, однозначно говорят о том, что никаких Medium Tank M2 в Советский Союз не отправляли. Зато отправляли 1386 M3, из них 945 дошло до Советского Союза. Еще 12 танков удалось выудить из воды в 1943 году, они попали в состав 429-го отдельного танкового батальона. Итого 957 штук. Фактически крупные поставки пришлись на период с марта 1942 по январь 1943 года. Самые первые 24 танка официально оказались у нас в январе 1942 года, кроме того, 16 танков поступило в период с февраля по сентябрь 1943 года. Иногда пишут, что у нас отказались от дальнейших поставок, но как можно отказаться от того, что уже не выпускается?
По ряду причин, связанных, прежде всего, с поставками запчастей и боеприпасов, боевой дебют М3с существенно задержался. Весной 1942 года начались испытания одного из танков, причем проходили они отчасти вместе с другими зарубежными танками. Несмотря на ряд проблем, на практике американская машина оказалась по проходимости как минимум не хуже немецкого Pz.Kpfw.III. Использование радиального авиационного мотора воздушного охлаждения на М3с стало причиной повышенного расхода топлива, но и Pz.Kpfw.III не отличался умеренным аппетитом. Еще один важный момент заключался в том, что американский танк на 5 тонн оказался тяжелее своего немецкого визави, так что такая разница в расходе топлива вполне очевидна. Уже позже прошли зимние испытания. Они показали не только чудовищный расход топлива, но и то, что для танка предельным параметром глубины снежного покрова было 85 см. То есть шел он по снегу на уровне Т-34 и КВ.
Существенной проблемой эксплуатации М3с стало то, что для авиационного мотора требовалось топливо с высоким октановым числом — 91. Решением проблемы стало использование авиабензина, в который добавлялась авиационная присадка Р-9. Для бензина Б-78 требовался 1см3 присадки на литр, для Б-74 – 2 см3, а для Б-70 – 3 см3. Имелись и проблемы с боеприпасами. Например, бронебойные снаряды к 75-мм орудиям М2 прибыли только в апреле 1942 года. Да и с боеприпасами к 37-мм танковой пушке тоже имелись проблемы. Надо сказать, что первые полгода поставок данных танков доставляли немало забот, например, на одной из партий «потеряли» командирские башенки, которые ехали отдельно. К чести американской стороны, она весьма оперативно решала вопросы, связанные с комплектацией танков и поступающим рекламациям. Вполне рядовым явлением было и использование американских специалистов для сбора информации по проблемам, связанным с эксплуатацией.
Боевой дебют М3с состоялся в конце мая 1942 года. В ходе печально известного сражения под Харьковом состоялся дебют 114-й танковой бригады. Обычно пишется, что было в составе этой бригады пара M2 и пара М3с. На самом деле это слегка неправда, как и то, что бригада почти никак себя не проявила. Для начала, к моменту отправки на фронт в составе бригады имелось 16 М3л и 30 М3с. Что же касается упоминаемого эпизода, то это всего лишь часть бригады. 23 мая часть бригады форсировала Северный Донец и наступала по направлению на село Чепель. Здесь она сыграла свою роль в прорыве кольца окружения, через которое смогла уйти часть сил 6-й и 57-й армий. За это время экипажи двух М3с уничтожили 7 немецких танков. В дальнейшем бригада продолжала воевать в излучине Дона, 14 июня она отражала немецкое наступление. Согласно документам, 2-я рота 320-го танкового полка под командованием старшего лейтенанта Ф.С. Глазкова, имея в своем составе 5 М3л и 2 М3с, смогла отбить 3 атаки, подбив за день 17 танков противника.
Надо сказать, что оценка М3с оказалась ниже, нежели чем у М3л (Light Tank M3). Естественно, критике подверглись большие габариты танка, небольшой боекомплект к 75-мм орудию, броня оказалась недостаточно прочной. Последнее являлось проблемой американской брони, которая поначалу была хуже советской. Значительным минусом было названо большое количество губчатой резины, которая крепилась изнутри и предохраняла от удара. При попадании снарядов она часто воспламенялась, отравляя экипаж. Отмечалось, что часто загоралась краска внутри танка. Частым явлением был выход из строя приборов наблюдения. Вместе с тем, вооружение и подвижность признали вполне удовлетворительными. Естественно, определенные причины для появления прозвища «Братская могила для шестерых» имелся, но говорить о том, что танк был совсем плохим, не приходится. Еще одним интересным моментом стало то, что на этом танке подсмотрели идею с высоким углом возвышения 37-мм орудия. Данная идея появилась еще в 30-е годы по итогам войны в Испании, но у нас ее не реализовали. Лишь после знакомства с американской машиной идею снова вытащили из нафталина, так появилась орудийная установка для легкого танка Т-80.
Если проанализировать боевое применение американских средних танков во второй половине 1942 года, то выяснится простая истина. На пике боевого применения М3с очень часто случились ситуации, когда от танка уже мало чего зависело. Например, 192-я танковая бригада потеряла, в период с 5 по 10 июля 1942 года, все свои М3с (14 штук), просто потому, что действовать пришлось в одиночку. Своя пехота в атаку не пошла. Наиболее вопиющий случай произошел на Сталинградском фронте в конце сентября 1942 года. 26 сентября 1942 года в состав 24-й армии прибыла 241-я танковая бригада. Она получила 24 М3с и 27 М3л. 30 сентября бригаде была поставлена задача наступать совместно с 343-й стрелкой дивизией в направлении молочно-товарной фермы и балки Носкина. Танки скрылись за холмом, и… и всё. В районе молочно-товарной фермы окопалась немецкая 3-я моторизованная дивизия, которая последовательно сначала уничтожила 241-ю ТБр, далее в ту же ловушку попала и 167-я танковая бригада (32 Valentine и 21 Т-70), а под конец на выручку отправилась 38-я стрелковая дивизия и 114-я танковая бригада. 2 октября они угодили в ту же ловушку, от 114-й танковой бригады почти ничего не осталось. На этом боевое применение М3с на Сталинградском фронте кончилось.
По большому счету, в таких условиях было не столь важно, какой танк шел в атаку, М3с или Т-34. Всё решало правильное использование танков. Вместе с тем, стоит отметить, что к 1 января 1943 года всё еще имелось 502 из 812 поставленных М3с . Для сравнения, аналогичных по назначению английских пехотных танков МК-II (Matilda), которые почему-то братскими могилами не именуют, к 1 января 1943 года числилось 375 штук из 916 поставленных на то момент. То есть выживаемость «Братской могилы для шестерых» оказалась выше, и это при том, что интенсивность применения американских машин оказалась выше. Еще одним важным моментом было то, что осенью 1942 года начали прибывать М3с, оснащенные орудиями M3. В отличие от орудий Т-34 и КВ-1, эти системы могли пробивать в борт и «Тигры». Это пригодилось на Курской дуге, где 245-му танковому полку пришлось отражать атаку на южном фасе. Обычно о боях 5 июля принято говорить как об избиении американских танков, но пока немецкие боевые машины форсировали полосу препятствий, американские танки обильно поливали место атаки снарядами. В результате за 5 июля 245-й танковый полк отчитался об 1 «Тигре», 3 Pz.Kpfw.III и 10 лёгких танках, а также 4 противотанковых пушках. То, что на самом деле они накрыли «Пантеры», в полку не знали.
Даже в 1943 году, когда М3с уже были устаревшими, уровень их потерь оказался не таким высоким, как может показаться. За 1942 год безвозвратно потеряли около 310 танков данного типа, за 1943 год еще около 365 штук. В период с января по май 1944 года потеряли еще 90 штук. На 1 июня 1944 года числилось 179 танков данного типа, из них 131 в действующей армии. Для сравнения, к тому же периоду числилось 262 «Матильды», но на фронте всего 48 штук. Эти танки продолжали воевать и в 1945 году. При ряде очевидных недостатков американские танки вполне провоевали до конца войны, причем уровень их выживаемости оказался не ниже Т-34. И это при том, что эти машины точно не жалели. В отличие от «Матильд», которые со своими 2-фунтовыми пушками мало что могли сделать, М3с оставался на первой линии. Звезд М3с, конечно, не хватал, но и называть его плохим танком сложно. Вполне нормальная боевая машина, которой отчасти не повезло в том, что она сильно задержалась на фронте. Если в 1942 году она воевала наравне с немецкими танками, то в 1943 году ей было уже тяжело. Хотя примерно то же самое можно сказать и про Т-34, особенно ранних выпусков.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАКФД
- Фотоархив автора
- Память Народа
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ne-takaia-uj-i-bratskaia-mogila-607dcecb13c71c1ca8388c81