Юрий Пашолок. Не прижившийся автострадный танк
Рассказ о том, почему танк Кристи оказался на обочине американской танковой программы
Содержание:
25 марта исполнилось 90 лет одному событию, которое не особо известно и неплохо подкованным любителям истории бронетанковой техники. В этот день между американским Департаментом Вооружений и U.S. Wheel Track Layer Corporation был подписан контракт на поставку пяти колесно-гусеничных танков Convertible MediumTank M1931. Спустя три месяца, 12 июня 1931 года, заказ расширили до семи танков. Из них 3, получивших обозначение Convertible Medium Tank T3, предназначались для пехоты, остальные, известные под обозначением Combat Car T1, попали в кавалерию. При это официально кавалерийские танки именовались «бронемашинами». Первый M.1931 поступил от U.S. Wheel Track Layer Corporation в сентябре 1931 года. Последняя, седьмая машина была получена в марте 1932 года. По контракту, за каждый танк было заплачено $34500, при этом на них не устанавливалось вооружение, башня, двигатель, глушители и радиостанция. Недостающие компоненты устанавливались уже силами американских арсеналов.
Данный контракт стал апогеем Джона Уолтера Кристи как танкостроителя. За 78 лет жизни Кристи занимался судостроением, автоспортом, автомобилестроением, но самым сложным периодом стала работа по бронетанковой технике. К моменту триумфа Кристи уже находился в глубоких долгах, одновременно поругавшись с Департаментом Вооружений и рядом высокопоставленных военных. Победа во многом была пирровой: следующий контракт на выпуск пяти улучшенных танков Convrertible Medium Tank T 3E 2 достался не ему а American LaFrance . Более ни одного танка он американской армии продать не смог. Лишь во второй половине 30-х годов его ждал относительный успех. Оказавшийся ненужным американским военным опытный образец Convertible Medium Tank M 1931 был продан англичанам, став первым английским крейсерским танкам.
Может показаться удивительным, что на своей родине танки Кристи оказались не востребованными. Особенно удивительным это кажется на фоне успехов этих танков в Советском Союзе. БТ, которые в системе вооружения Красной Армии именовались как «оперативные танки», стали одной из визитных карточек танковых войск РККА межвоенного периода. Эти боевые машины хорошо показали себя во время боев у реки Халхин-Гол летом 1939 года, они же участвовали в Освободительном походе сентября 1939 года. Постепенная эволюция БТ привела к созданию знаменитого Т-34. Наконец, не стоит забывать про английские крейсерские танки. Обычно, когда вспоминают английские танки, на слуху «Матильды», «Валентайны» и «Черчилли». Но рабочими лошадками английских бронетанковых дивизий были Cruiser Tank Mk III /IV , Crusader, Cromwell и Challenger . На Параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года прошли не только ИС-3, но и английские потомки танка Кристи. В такой ситуации впору поразиться недальновидности американских военных, которые якобы не оценили инженерного гения Кристи. Но на само деле всё не так просто, как это может многим показаться. Об этом и поговорим в традиционно большом пятничном материале.
«А вы здесь все — молодцы»
Одним из существенных заблуждений, связанных с личностью Кристи, является образ некоего непризнанного гения, которого чуть ли не затравили. С одной стороны, на фоне большинства американских разработок конца Первой мировой войны, а также конца 20-х годов, Кристи действительно выглядел крайне прогрессивным конструктором. Правда, при этом наибольших успехов в первый период работы с американскими военными он достиг отнюдь не на ниве создания танков. В период с 1918 по 1923 годы наилучшие результаты показали его самоходные артиллерийские установки. Вопросом повышения мобильности тяжелой артиллерии американские военные уделяли много внимания, и вот как раз Кристи оказался тем, кто смог решить данный вопрос. Больше того, первым удачным примером колесно-гусеничной боевой машины был отнюдь не танк, а САУ. Например, Christie M1919 155-mm Gun Motor Carriage развивала на гусеничном ходу 20 км/ч, а на колесном — 32 км/ч. На более поздних версиях машины центральные опорные катки могли приподниматься над землей, что улучшало управляемость на колесном ходу. Собственно говоря, если бы не резкое снижение финансирования военных разработок, то Christie M1921 155-mm Gun Motor Carriage , дальнейшее развитие упомянутой машины, была бы крупносерийной. Но тут сразу надо отметить, что самоходки Кристи имели типичный для его детищ недостаток — чрезмерно высокую цену.
Совсем другая история была непосредственно с танками. Christie M 1919 Medium Tank получился как минимум немного странной машиной. Это если говорить тактично. А если начистоту, странно ожидать положительных отзывов от танка, у которого на части катков (точнее, у ведущего колеса и ленивца, которые одновременно являлись основной колесного хода) подвеска отсутствовала как класс. Не говоря уже о том, что танк Кристи получился медленнее самоходок Кристи. Дальше больше: вместо того, чтобы доработать танк, его создатель сделал другую машину — M 1921, которую проще называть «что это было». Строил он и танки-амфибии, чьё назначение было не совсем понятно. Все эти эксперименты, в итоге, обошлись Департаменту Вооружений в $800000, за те же деньги можно было купить две сотни легких танков. В нагрузку шел сильно испортившийся характер конструктора, отчасти военные сами виноваты, ибо иногда не знали, чего хотели. Надо ли после этого объяснять, почему Департамент Вооружений не хотел иметь с Кристи никаких дел?
Можно сказать, что триумфальное возвращение Кристи, состоявшееся осенью 1928 года, оказалась в нужное время и в нужном месте. Ситуация в американском танкостроении была уже не столь запущенной, как в начале 20-х годов. Уже имелся определенный опыт в разработке собственных танков, не то, чтобы сильно удачный, но работы над ошибками велись. Тем не менее, разработки Технического Департамента Танкового Корпуса (фактически разработки Гарри Нокса, который там работал с 1924 года) в конце 20-х годов выглядели довольно уныло. С точки зрения технологического уровня танки Нокса запаздывали лет эдак на пять. Масла в огонь подбросил и Комитет по надзору за военными разработками SAE (Society of Automotive Engineers , Ассоциация Автомобильных Инженеров). Именно он настоял на переднем расположении силовой установки, что реализовали на Light Tank T1 и Medium Tank T2. В сочетании с ходовой частью, которая больше подходила для тракторов, получились боевые машины с весьма сомнительными перспективами. Даже без Кристи к ним возник ряд вопросов. Еще хуже ситуация была с кавалерийскими танками (официально бронемашины), которых и вовсе было. Собственно говоря, именно кавалерия стала одной из главных сил, которая поддержала Кристи в 1928-1930 годах. Одним словом, внезапное появление Christie M1928, по сути демонстрационного образца, случилось очень вовремя. Очевидные преимущества танка Кристи по подвижности дали свои результаты, оставалось только это правильно реализовать. А вот как раз с этим у Кристи случился явный провал.
За всей шумихой вокруг Christie M 1928 (M 1940) скрывалось два пункта, которые являлись бомбой замедленного действия. Первым было то, что бюджет Christie M 1928 составлял $382000. Для получения этой гигантской суммы Кристи пришлось влезать в большие долги, так что по сути он балансировал на грани банкротства. Сложившаяся ситуация во многом стала причиной того, что глава U .S . Wheel Track Layer Corporation совершил ряд ошибок, в том числе «политических». Второй пункт был не менее важным. Наверное, для некоторых читателей это будет новость, но вообще любой танк начинается с тактико-технических требований. В тот же Light Tank T 1 американские военные вцепились хотя бы потому, что требованиям он плюс-минус соответствовал. Как и Medium Tank T2. Что же касается Convertible Medium Tank M 1931, то этот танк был полностью задумкой Кристи, изначально созданной на экспорт. То есть определял характеристики не заказчик, а исполнитель. Такое, конечно, иногда работает, но в крайне редких случаях. И Convertible Medium Tank M1931 к тем самым редким случаям отнюдь не относился.
Если разбираться более глубоко, то вообще выяснится, что Кристи своими танками очень сильно навредил американской танковой программе. До его триумфального выезда американское танкостроение развивалось по вполне привычному сценарию. Основой должен был стать легкий танк массой 7-8 тонн, а также средний танк боевой массой 15-16 тонн. Всё в пределах общемировой тенденции. А благодаря гениальному конструктору образовался танк массой 10-11 тонн, который очень хотят в частях, прямо кушать не могут. С кавалерией всё понятно, с учетом того, что их держали на голодном пайке, стремительный танк Кристи для них выглядел как манна небесная. А вот такая бурная радость, которую выражала пехота, не очень понятна. Видимо, там не сразу поняли, что происходит. Для легкого танка Convertible Medium Tank T 3 был слишком тяжелым и дорогим, а до требований к среднему танку откровенно не дотягивал. Этим и объясняются судорожные дергания Департамента Вооружений, который тщетно пытался сделать из Convertible Medium Tank T 3 танк, близкий по ТТХ к нормальному среднему. На всё это наложилось полное нежелание Кристи делать из Convertible Medium Tank T 3 этот самый «нормальный» средний танк. Да и диалога с кавалерией далее не получилось. По итогам в 1932 году Кристи, вполне ожидаемо, остался без заказов.
Анализ происходившего в конце 20-х — начале 30-х годов говорит о том, что обе стороны стоили друг друга. Департамент Вооружений, да и сами американские военные, не очень понимали, чего хотели. Отчасти как раз потому, что торжественно въехавший на своем демонстраторе технологий Кристи вскружил им голову. С кавалерией всё понятно, им действительно были нужны машины с высокой подвижностью для боевых операций с быстрыми перемещениями по тылам противника. Типичный пример подобной операции — карательная экспедиция генерала Першинга в 1916 году (кстати говоря, Кристи в ней участвовал, тогда его американские военные и заметили). А вот зачем за автострадными танками побежала американская пехота, это уже другой вопрос. Так или иначе, сумбур в систему американского танкового вооружения был внесен немалый. С другой же стороны, им противостоял человек, который работал по принципу «ешьте, чего дают, я сам знаю, что вам надо». Безусловно, со стороны заинтересованных лиц в Департаменте Вооружений шло противодействие проектам U .S . Wheel Track Layer Corporation . Но ведь это не Департамент Вооружений заставил Кристи, вместо доработки существующей машины, сделать «летающий танк», не так ли? Причем свой летающий танк Кристи стал ваять сразу после того, как у него появились хоть какие-то деньги. По хорошему счету, идеальным вариантом для Департамента Вооружений было бы использование Кристи как своеобразного мозгового центра (что-типа нынешней DARPA ). В конце концов, примерно это случилось с Гарри Ноксом, который работал на американских военных, ваял всякие ужасы, но в итоге создал оптимальную платформу (о ней позже). Но вряд ли такое бы получилось. Во-первых, при амбициях Кристи он на такое вряд ли пошел бы. Во-вторых, у американских военных банально на такое тогда не было денег. Так что случившееся выглядело вещью неизбежной. В любом случае, хороши обе стороны.
Стоит добавить еще несколько фактов, дабы было понятно, что американские военные отнюдь не глупые люди, которые не смогли оценить гений Кристи. Если мы внимательно посмотрим на историю «детей Кристи» в других странах, можно увидеть до боли знакомые процессы. Для начала, M1940, два образца которых закупил Советский Союз, оказались скорее наборами «сделай сам». Если кто-то думает, что БТ-2 — это всего лишь чуть переделанный M 1940, он крайне наивен. Переделывать пришлось, конечно, не всё, но БТ-2 далеко не копия танка Кристи. И это только часть проблемы. В систему вооружения Красной Армии данный танк не вписывался ровно так же, как и в американскую. А наша система вооружений лета 1929 года была очень похожа на американскую, ибо военная мысль двигалась схоже. Тот же 7-тонный легкий (малый) танк, плюс 16-тонный средний (маневренный) танк, плюс танкетка, а также желание получить тяжелый (большой) танк прорыва, который мыслился как аналог FCM 2C . Для БТ пришлось городить фактически новый класс — быстроходный. И у нас тоже БТ натворил дел в системе вооружения. В серию БТ пошел вместо маневренного (среднего) танка Т-24, причем на ХПЗ еще до запуска в серию предлагали его переделать. И вот ведь чудо — там тоже хотели сразу сделать отделение управления двухместным, и башню побольше, и вооружение помощнее. И всё это еще конец 1931 года. Другой вопрос, что такая переделка стоила бы кучи времени с непонятным результатом, так что идею зарубили. Посему идею зарубили, снова к глубокой модернизации БТ вернулись уже сильно позже.
И это еще не всё. Появление «оперативного» танка внесло сумбур в разработку машин других классов. 16-тонный Т-28, который создавался как классический «маневренный» танк, к началу 1933 года превратился в 23-тонную машину с принципиально иным назначением. А именно стал «танком качественного» усиления, фактически танком прорыва». Да и шел он на вооружение тяжелотанковых бригад. Не лучшим образом схема Кристи повлияла на развитие общевойсковых танков (Т-26) и танков-разведчиков. Наконец, английский «крейсер» тоже был совсем не «танком Кристи». И дело совсем не в чисто гусеничной схеме: Cruiser Tank Mk .III получился в принципе другой машиной. Ну и не забываем про 10TP , который тоже был совсем не танком Кристи. То есть везде мы видим одно и то же. При первой же возможности танк Кристи старались перепилить чуть менее чем полностью, дабы он вписывался в систему вооружения. Только БТ и был похож на исходный танк, да и то потому, что времени на раскачку уже не имелось. Хотя наличие очень похожего по назначению ПТ-1, который появился уже в 1932 году (и который вполне реально рассматривался как замена БТ) слегка намекает на мысли советских военных.
Упорное совмещение ужа с ежом
Не менее интересно выглядит и то, что творилось в американском танкостроении после того, как Кристи со своим «Летающим танком» по сути стал персоной нон грата. Если кто-то думает, что американские военные отказались от концепции Кристи, тот явно очень плохо знает ситуацию. Наоборот, колесно-гусеничная схема там накрепко засела почти на 10 лет, другой вопрос, что занимался этим уже не Кристи. Поскольку тот продал Департаменту Вооружений все права на свои патенты, у американских военных оказались развязаны руки. Посему вплоть до 1939 года там продолжались упорные попытки как-то пристроить колесно-гусеничную схему. В этом отношении американцы примерно равноценны советским танкостроителям. Разница только в том, что у американских военных банально не было столько денег, сколько у их советских коллег. Поэтому что-то осталось только на бумаге, а другие проекты дальше опытных машин не продвинулись.
Первые попытки американских военных приспособить ходовую Кристи к другим машинам датированы еще 1930 годом. Им оказался проект перевода на ходовую часть Кристи легкого танка M 1917, вдохновителем стал капитан Джордж Говард Рери из пехотного управления. К слову, Рери стал одним из главных сторонников использования ходовой части Кристи, да и в целом его влияние на американское танкостроение 30-х годов весьма велико. Второй стороной, которая участвовала в процессе «адаптации» идей Кристи, являлся Технический Департамент Танкового Корпуса, но там как-то с данными разработками дело не пошло совсем. Ярчайшим примером стало создание Combat Car T2, самой бездарной американской разработки того времени. Так испортить идею колесно-гусеничного танка — это надо было постараться.
Эти же люди имели прямое отношение и к Convertible Mediun Tank T 3E 2. Еще одной своеобразной машине, которая теоретически вроде как была лучше T3, а практически имела массу проблем. Собственно говоря, Convertible Mediun Tank T3E2 стал типичным примером того, что хотели американские военные (прежде всего пехота). Задача стояла нетривиальная — сделать из танка, по боевым характеристикам близким к машинам легкого класса, некое подобие среднего танка. Потому как двухместный средний танк — это как-то несерьёзно. Теоретически в Convertible Mediun Tank T3, как и в БТ-2, можно было запихнуть троих, но лучше от этого явно не становилось. Посему T 3E2 получал двухместную башню, а боевое отделение теперь вмещало двоих. В результате получился немного странный, но всё же средний танк. Хотя правильнее сказать «не получился». Мало того, что постройка машин силами American LaFrance сильно задержалась, так еще на первых же испытаниях вылезли дефекты главной передачи. Ну и дальше всё было только веселее. В ходе эксплуатации T3E2 (их местом базирования стал Форт-Беннинг, там же находился и Рери) выяснилось, что пределом скорости, на которой можно было управлять машиной, было 32 км/ч. Для машины, которая официально разгонялась на колесах до 95 км/ч, как-то не очень. Как и список из шести десятков дефектов. После такого американские военные надолго зареклись иметь дело с гражданскими подрядчиками. В следующий раз к сторонним фирмам обращались уже после начала Второй мировой войны.
Удача с колесно-гусеничными танками ждала третью сторону — офицеров Департамента Вооружений, прежде всего это касалось майора Гладеона Барнса, на тот момент начальника Абердинского полигона. Вообще-то он был артиллеристом, но именно Барнс и его коллеги создали концепцию оптимального кавалерийского танка. Им оказался Combat Car T4, который создавался в довольно жестких рамках. Пределом массы танка указывалось 9 коротких тонн (8165 кг), причем авторы машины внезапно в данные рамки вписались. Combat Car T4 скорее был легким танком, тем более что к 1934 году планка данного класса неуклонно приближалась к 10 тоннам. Позже, после доработки машины, она стала иметь боевую массу 9 тонн, но при этом подвижность оказалась вполне приличной. Максимальная скорость на гусеничном ходу снизилась до 47 км/ч, а на колесном ходу — до 71 км/ч. Вооружение чисто пулеметное, но нельзя сказать, что это большой недостаток. Дело в том, что 37-мм пушка M1916, типовое вооружение американских легких танков, имела как минимум не лучшее, нежели у крупнокалиберного пулемета Browning M2HB , бронепробитие. В целом же получилась удачная машина, вполне надежная и удовлетворяющая потребности кавалерии. Настолько, что летом 1934 года начался разговор о закупке 28 улучшенных танков, имевших обозначение Combat Car T4E1.
Не менее интересным было то, что Combat Car T 4 посчитали хорошей базой для создания среднего танка. Так на свет появился Convertible Medium Tank T4. Вообще-то у американских военных была идея поставить более мощный мотор, но по непонятным причинам Convertible Medium Tank T 4 сохранил 268-сильный Continental R -670. Вот только масса поднялась до 12,2 тонн, а скорость снизилась до 38 км/ч на гусеничном ходу и 61 км/ч на колесном. Тем не менее, судьба Convertible Medium Tank T 4 оказалась самой удачной среди американских колесно-гусеничных танков. Было изготовлено 16 танков в варианте T4 и еще 3 в варианте T4E1 (с рубкой вместо башни). Более того, это был единственный американский колесно-гусеничный танк, который дошел до стадии стандартизации. 30 марта 1939 года его стандартизировали как Convertible Medium Tank M1. Так что говорящие в стиле «колесно-гусеничный танк не нашел своего места в системе вооружения американской армии», слегка лукавят. Больше того, изначальная концепция более тяжелого Medium Tank T5 также предполагала создание колесно-гусеничной машины.
Возникает вполне закономерный вопрос: если так всё хорошо сложилось с Convertible Medium Tank T4, почему же дальше колесно-гусеничная схема не была использована. Ответы на этот вопрос не такие уж и сложные. Для начала, сложилась ситуация, когда американский средний танк застрял где-то посередине между легким и средним классом. Согласитесь, как-то странно видеть средний танк с пулеметным вооружением. Посему американские военные оказались в тупике. Теоретически имелась возможность пойти по пути А-20/Т-34 и раскормить Medium Tank T4, но история распорядилась иначе. Во-вторых, ситуация развивалась так, что колесно-гусеничный ход перестал быть большим преимуществом. Для понимания, легкие танки Гарри Нокса, который к 1935 году довел свои машины до совершенства, были ничуть не менее подвижными. Максимальная скорость Combat Car M1 и Light Tank M2 составляла 72 км/ч, причем на гусеницах. Конечно, эти танки нещадно болтало на тяжелом бездорожье, но вооружение и экипаж оказались ровно теми же, что у Combat Car T4/Convertible Medium Tank T4. Вот только цена в 2 раза ниже. С учетом скудного бюджета неудивительно, что Сombat Car T4 вообще не закупали, а Convertible Medium Tank T4 дальше пробной серии не продвинулся. Ну а дальше стало понятно, что проще раскормить Light Tank M2, чем пытаться соорудить очередной колесно-гусеничный танк. И ведь всё правильно сделали: на испытаниях опытный образец Medium Tank T5 развил почти 53 км/ч. В дальнейшем, за счет различных переделок, масса танка снизилась и скорость упала до 42 км/ч, но выяснилось, что этого танковым частях вполне достаточно. Так что к 1939 году какая-либо необходимость в автострадных танках отпала.
Стоит заметить, что в Советском Союзе колесно-гусеничная тема подошла к концу в 1938 году, А-20 и БТ-7М появились уже скорее по инерции. Примерно то же самое можно сказать и по поводу Combat Car T7, последнем американском колесно-гусеничном танке. Официально его тему закрыли в октябре 1939 года, как не имеющей перспектив. Таким образом, в реальности тема американских колесно-гусеничных танков развивалась довольно долго и даже имела определенные успехи. Причем безо всякого Кристи. Умерла же она по тем же причинам, что и везде: в какой-то момент стало ясно, что дальше в этой схеме нет никакого смысла. Сложно, дорого, и без существенных преимуществ. Да и сам Кристи еще в середине 30-х годов стал делать чисто гусеничные танки. Потому и английские «крейсера» и были чисто гусеничными. Можно было развивать вполне приличную скорость и без перехода на колесный привод. Кстати, к тем же выводам пришли и поляки после испытаний 10TP . Колесный ход оказался просто не нужен.
Список источников
-
-
- US NARA
- Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- Through Mobility We Conquer: The Mechanization of U.S. Cavalry, George W. Hofmann, The University Press of Kentucky, 2006
- A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
- Фотоархив автора
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ne-prijivshiisia-avtostradnyi-tank-60549db2c945405165a1975a