Юрий Пашолок. Не «ленинский» броневик

14

Юрий Пашолок. Не "ленинский" броневик

Бронеавтомобиль «Остин Путиловский» из коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Есть такие образцы техники, включая и военную, которые становятся известными, что называется, вопреки. Такое получается, когда их «назначают» знаменитостями. В этом смысле нередко подобную славу получают танки-памятники, хотя есть и орудия, которым записывают те или иные заслуги. Про машины и говорить не приходится. Если ЗИС-115, то точно машина Сталина, а если Mercedes-Benz 770 (или G4), то точно машина Гитлера. В общем, подобных барабанов Страдивари хватает, при том, что зачастую экспонат интересен сам по себе.

Нынешнее состояние бронемашины

Нынешнее состояние бронемашины

Один из таких образцов ныне находится в коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург. Там находится то, что привыкли называть «броневиком Ленина». Согласно легенде, именно с этой бронемашины Ленин выступал 16 апреля 1917 года якобы на площади Финляндского вокзала. На самом деле броневик появился спустя 2 года после того, как произошли те самые события. Но от этого он не менее интересен. Дело в том, что это единственный из сохранившихся «Остинов», самых массовых бронемашин русской армии.

Все броневики данного типа были выпущены уже после революции

Все броневики данного типа были выпущены уже после революции

На начало Первой мировой войны ситуация с бронемашинами в русской армии была почти такой же запущенной, как и с мотоциклами. То есть отдельные бронемашины имелись, но не более того. Начались работы по созданию бронемашин на шасси легковых машин «Руссо-Балт», но было очевидно, что ресурсы ограничены. Тогда русские военные пошли по проверенному пути, заказав броневики за рубежом. Параллельно начались работы про «блиндированию» шасси зарубежных машин на отечественных заводах.

Установка цепей противоскольжения

Установка цепей противоскольжения

Больше всего русской армии повезло с английской фирмой Austin, которая быстро согласилась создать броневик. Причем речь шла не о легкой бронемашине, а более серьёзной, с вооружением из двух пулеметов во вращающихся башнях. Базой для броневика послужил легковой автомобиль Austin 30 HP Colonial, появившийся в 1912 году. Для Austin это был первый такой опыт, и получилось не так плохо, как может показаться. Особенно что касается размещения вооружения.

"Русские Остины" активно применялись в годы Гражданской войны

«Русские Остины» активно применялись в годы Гражданской войны

Главным моментом стало то, что Austin стали массовыми броневиками. За 1914-1915 годы удалось сдать 48 бронемашин первой серии. Но имелись далеко не одни достоинства. С точки зрения броневой защиты «Остины» оказались под огнем критики. Броневые листы толщиной 4 мм легко пробивались пулями на дистанции 200 метров. Да и место размещения водителя оказалось плохо защищено от пуль и осколков. Дело дошло до того, что Ижорскому заводу пришлось ставить дополнительные броневые листы. Это привело к прогибу рам.

Таким броневик был после передачи в музей

Таким броневик был после передачи в музей

В 1915 году на свет появилась бронемашина Austin второй серии. В качестве базы использовался грузовик Austin 2 ton, который соответствующе доработали. Более удачной стала защита отделения управления, которая еще и меньше мешала пулеметным башням. Толщина брони выросла до 8 мм, впрочем, хватало по «Остину» 2-й серии и претензий. Входная дверь была всего одна, плохо обстояли дела с обзорностью в боевом положении, кроме того, уже в России броневики дорабатывали, ставя второй пост управления. Его необходимость признали и в ряде других стран. Так или иначе, но за 1915 год русская армия получила 60 таких броневиков.

Как и другие бронемашины, данная модель имела довольно узкий бронекорпус

Как и другие бронемашины, данная модель имела довольно узкий бронекорпус

Далее заказали еще 60 броневиков третьей серии, уже с задним постом управления и рядом других исправлений. Эти броневики в Россию попали, первые из них сдали в январе 1917 года, а последние в июне того же года. Следующая, четвертая серия бронемашин фирмы Austin в русскую армию не попала, поскольку после Великой Октябрьской Социалистической Революции поставки прекратились. Эти броневики использовались уже английской армией. Так или иначе, но благодаря русским заказам Austin стала одним из крупнейших производителей броневиков в Первую мировую войну.

Создан броневик был по схеме капитана Халецкого

Создан броневик был по схеме капитана Халецкого

Между тем, еще в 1916 году появилось понимание, что требовать от зарубежного производителя более серьёзных переделок бесполезно. Концепция поменялась: теперь от Austin требовались только шасси, а бронекорпуса и прочее предполагалось разрабатывать и выпускать в России. Такая система безотказно действовала еще с 1915 года, дав русской армии приличное количество броневиков. 23 февраля 1916 года была представлена новая схема бронирования, разработанная капитаном В.А. Халецким. Она подразумевала диагональное расположение пулеметных башен, что давало гораздо больший сектор обстрела. Более удачной оказалась и сама схема «блиндирования» шасси.

Она предполагала размещения пулеметных башен по диагонали

Она предполагала размещения пулеметных башен по диагонали

По схеме Халецкого было разработано несколько удачных бронемашин, которые выпускали с 1917 года. Одной из них стал бронеавтомобиль, разработанный Путиловским заводом в ноябре 1916 года. Поскольку базировался он на шасси Austin 2-ton, то название «Остин», так или иначе, присутствовало. А вот какое оно было точно, вопрос открытый. Наболее известным стало «Остин-Путиловец», более корректным является «Остин Путиловский», использовалось и «Остин Русский». В переписке же часто он шел как просто «Остин». Для их постройки 25 августа 1916 года с Austin заключили соглашение о поставке 60 шасси. Англичане свою часть сделки выполнили.

Тем самым увеличивались сектора обстрела башен

Тем самым увеличивались сектора обстрела башен

Наряду с «Фиат» Ижорского завода, разработка Путиловского завода стала лучшим отечественным бронеавтомобилем,спроектированным в годы Первой мировой войны. Главной проблемой стало время. Заказ на 60 таких броневиков был выдан в августе 1916 года, но дальше началась Февральская революция, работы встали колом. По состоянию на 15 марта 1917 года, завод имел шасси, но блиндированием не занимался. Сроки сдачи постоянно переносились. Затем случилась вторая, октябрьская революция, которая смогла сдвинуть дело в мертвой точки. Случилось это после того, как 27 декабря 1917 года Путиловский завод, в виду большой задолжности, был национализирован. В марте 1918 года, наконец, удалось построить первые два броневика.

Передний лючок открывался в походном положении

Передний лючок открывался в походном положении

Таким образом, «Остин Путиловский», или «Остин Русский», кому как нравится, стал броневиком, который шел исключительно на вооружение Красной Армии. Причем вместо Путиловского завода «блиндированием» занимался Ижорский завод. Фактически броневики сдавали в 1919 году, всего их изготовили 33 штуки (не считая 12 полугусеничных бронемашин на шасси разработки Адольфа Кегресса). Можно сказать, что изготовили вопреки, «Путиловским» этот броневик можно назвать крайне условно.

Колеса частично деревянные, частое явление в то время

Колеса частично деревянные, частое явление в то время

«Остины» активно применялись в боях Гражданской войны, также они использовались и в войне против Польши. Один из таких броневиков, «Стенька Разин», был захвачен польской армией. Еще два броневика оказалось составе эстонской армии. Далее «Остины» активно использовались в Красной Армии, на вооружении они состояли вплоть до начала 30-х годов. Впрочем, на фоне бронемашин «Фиат» Ижорского завода, которых и выпустили больше, и сохранились они в большем количестве (и были они лучше), «Остины» как-то терялись.

Машина вполне комплектная

Машина вполне комплектная

К концу 30-х годов оставалось всего несколько таких броневиков. Один из них был на территории НИАБТ Полигона в Кубинке, откуда его отправили на съемки фильма (и где он сгинул). А вот герою данного материала повезло, причем благодаря ошибке. О том, что Ленин выступал с броневика, известно. Правда, не на площади, но это уже не столь важно. Начался поиск «той самой бронемашины». В 1939 году комиссия по поиску броневика «обнаружила» бронемашину, которая была выпущена спустя 2 года после тех самых событий. Назначив его «трибуной».

В принципе, поставить на ход ее можно, вопрос, зачем

В принципе, поставить на ход ее можно, вопрос, зачем

Интересно, что на некоторых памятниках скульпторы изобразили вполне аутентичный «Остин» второй производственной серии, который вполне мог быть «тем самым» броневиком. Так или иначе, но в данном случае было сделано главное. 22 января 1940 года бронемашина заняла место у Мраморного дворца, в то время там находился филиал Центрального музея В.И. Ленина. Таким образом, ошибка привела к спасению единственного сохранившегося до наших дней «Остина». Причем данную разработку можно смело называть первым броневиком Красной Армии, с учетом, когда их выпускали.

Рама снизу защищалась дополнительными листами

Рама снизу защищалась дополнительными листами

Броневик благополучно простоял на своём месте до 1992 года, после чего его переместили в Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Так он обрел крышу над головой. До недавнего времени бронемашина стояла на первом этаже музея. Теперь же она находится в экспозиции, посвященной межвоенному периоду. Абсолютно верное решение, тем более его оттуда гораздо сложнее выковыривать. Ибо есть альтернативные граждане, которые снова хотят выкатить его на улицу. Закажите себе макет «Остина» второй серии и не морочьте людям голову.

Защита отделения управления была проработана лучше, чем у английских "Остинов"

Защита отделения управления была проработана лучше, чем у английских «Остинов»

Для своего времени это был крайне удачный, с точки зрения проработки корпуса, броневик. Austin 4-й серии, который так и не попал в Россию, выглядел откровенно устаревшим на фоне разработки по проекту Халецкого. Русская разработка была гораздо более продуманной, причем это касается не только расположения башен. Гораздо удобнее оказалась компоновка заднего поста управления. Более удачными были и приборы наблюдения, которые у «Остина» так и остались весьма неудачными.

Задний пост управления

Задний пост управления

Халецкий не только разработал удачную схему расположения башен, но и создал специальную систему, которая позволяла вести из них зенитный огонь. За счет увеличенных амбразур и специального станка пулеметы могли вести огонь на больших углах наводки. Вполне удачной оказалась и схема бронирования. По периметру «Остин Путиловский» имел броню толщиной 7,5 мм, для защиты от ружейной пули того периода этого оказалось вполне достаточно. Дополнительно изнутри броневик обшивался войлоком для защиты от вторичных осколков. При этом боевая масса оказалась такой же, как у английского «Остина» — 5,2 тонны. Позже 5 тонн стало стандартом для советских средних броневиков.

Установка пулеметов

Установка пулеметов

В виду ошибки комиссии по поиску «ленинского броневика» данная машина стала, можно сказать, культовой. Существует масса реплик, включая и ходовые. Впрочем, как уже говорилось выше, главным стало другое. До наших дней дожил, во вполне комплектном виде, единственный из «Остинов». Также он является памятником русской инженерной мысли. На том же шасси был сделан более удачный броневик, чем английский прародитель.

Список источников:

      • РГВА
      • landships.info

источник: https://dzen.ru/a/Z7AuvQCjfUMKHjvA

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account