Юрий Пашолок. На пути к итальянскому тяжелому танку
История Carro Armato P 75 и других предшественников итальянского тяжелого танка Carro Armato P 40
Содержание:
В Первую мировую войну целый ряд стран попробовал сделать тяжелые танки. У кого-то это получилось, у кого-то нет. Пробовали заниматься ими и итальянцы. Несмотря не то, что итальянская промышленность была не самой развитой в Европе, тяжелый танк у них вполне получился. FIAT 2000 стал первым тяжелым танком с подобием вращающейся башни, да и с броней дела у него обстояли неплохо. Правда, тираж составил всего два экземпляра, да и подвижность FIAT 2000, как и у большинства тяжелых танков, была посредственной. Попытка использовать их в Северной Африке оказалось неудачной. Медленный танк просто не успевал за своими целями. Поэтому итальянцы, как и целый ряд других стран, тяжелые танки забросили (проектирование танков на экспорт не в счет).
Во второй половине 30-х годов работы по тяжелым танкам начали потихоньку активизироваться. Касалось это и Италии, правда, поначалу подобные боевые машины находились в низком приоритете. Думать о танке прорыва, когда в серии нет не то, что что средних, а даже легких танков — это так себе развлечение. Поэтому к первым наброскам тактико-технических требований на Carro Pesante, или Carro P итальянские военные приступили только в конце 1938 года. За три года, что шла его разработка, этот танк неоднократно менял свой облик, а когда его построили, понадобилась очередная крупная переделка. О том, как формировался облик итальянских тяжелых танков в 1938-41 годах, и пойдет речь в данном материале.
Nb.Fz. по-итальянски
Прежде чем начать рассказ о том, как итальянцы создавали свой тяжелый танк, следует уточнить один момент. У нас как-то привыкли всё измерять массой, именно эта классификация стала хрестоматийной. Но на самом деле это в корне не верная позиция. В то время масса и габариты совсем не означали четкую классификацию изделия. Ключевым являлось назначение танка. Уже потом, когда выяснялось, что перегнули палку, классификацию могли изменить. Классический пример — это английские Medium Tank Mk.I и Mk.II, которые исходно легкие. Дальше, когда поняли, что там габариты сарая, классификацию изменили на среднюю. Т-28 же вообще назвали танком качественного усиления, подразумевая, что у него имелись функции танка прорыва. Вот и у итальянцев была своя атмосфера. Будущий Carro Armato M 11-39 изначально проходил как Carro di Rottura 10 T, то есть как 10-тонный танк… прорыва. Зря смеетесь, на тот момент уровень броневой защиты вполне себе танка прорыва.
Поскольку итальянские военные считали подвижность одним из важнейших параметров, не стоит удивляться, почему у итальянцев танки были легче одноклассников. Нет, им не нужны были гоночные танки, и глупости вроде скоростных 16-тонных танков, над которыми столько бились англичане, тоже не интересовали. Но 30-35 км/ч, а также большая дальность действия, являлись вполне себе важными параметрами. Также в C.S.M. считали, что нужно действовать последовательно. То есть сначала получить средний танк, а уже потом выпиливать что-то более существенное. Вряд ли совпадением следует считать то, что в конце 1938 года был подготовлен полноразмерный макет будущего Carro Armato M 13, а первую спецификацию на тяжелый танк прорыва подготовили 1 декабря 1938 года.
Первоначальные требования на Carro P предполагали танк с боевой массой 20-25 тонн, что было вполне на уровне схожих проектов того периода. Тяжелые танки в то время обычно балансировали на уровне 25-30 тонн, а итальянцы старались делать танки более легкими. Изображений именно этого танка не сохранилось, но в целом он явно был отчасти похож на Carro Armato M 13. Ожидалась примерно такая же подвижность, а максимальная скорость составляла те же 32 км/ч. Броневая защита также была примерно на уровне Carro Armato M 13. Экипаж составлял 6-8 человек. Вооружение состояло из 3 пулеметов Breda 38 и 47-мм пушки.
Судя по всему, именно в таком виде детальное проектирование Carro P не велось. Во-первых, Ansaldo, где работами руководил Джузеппе Россини (глава танковой разработки), была по уши занята разработкой Carro Armato M 13 и освоением выпуска Carro Armato M 11. Во-вторых, в феврале 1939 года итальянцы получили более подробную информацию по Nb.Fz., немецком среднем танке, являвшемся предшественником Pz.Kpfw.IV. Правда, он чаще указывался как тяжелый танк, касалось, кстати, это и наших справочников. И если на советские танкостроение появление Nb.Fz. никак не повлияло, то у итальянцев случилась обратная картина.
18 июля 1940 года C.S.M. (Centro Studi Motorizzazione, главный надзорный орган итальянской армии по механизации) представил первый эскизный вариант Carro P. Боевая масса достигла 30500 кг, что вполне соответствовало тогдашней планке массы тяжелых танков (VK 30.01 соврать не даст). Впрочем, достаточно посмотреть на габариты танка (высота по крыше башни составляла 3000 мм), чтобы понять, к какому классу относится танк. Вооружение также соответствовало тяжелому танку. В трехместной башне размещалась 75-мм гаубица, причем с C.S.M. думали и о 90-мм орудии. В носовой части подбашенной коробки находилась установка курсовой 20-мм автоматической пушки Breda 35. Наконец, в кормовой части подбашенной коробки разместили башню со спаркой пулеметов Breda 38. Приводить в движение танк должен был 420-сильный мотор, максимальная скорость составляла 32 км/ч. Толщина лобовой брони достигала 40 мм, а бортов — 25 мм.
Проект Carro P в течение июля-августа 1940 года неоднократно переделывался. Главной причиной стало то, что итальянских военных скорость порядка 32 км/ч не устраивала. По их мнению, танк, даже тяжелый, должен иметь высокую подвижность. Замечание, надо сказать, вполне разумное. Требование создавать подвижный тяжелый танк возникали в ряде стран. Да и скорость требовалась не запредельная — порядка 35-40 км/ч. Поэтому уже в конце июля 1940 года появился переработанный проект. На нем планировалось установить 12-цилиндровый мотор мощностью 450 лошадиных сил, а боевая масса приблизилась к 31 тонне. Впрочем, в таком виде машина прожила недолго. 7 августа последовала команда танк переделать.
18 августа 1940 года C.S.M. подготовила облегченный вариант танка, получившего обозначение Carro Armato P 75. Корпус стал заметно короче, за счет чего боевую массу снизили до 25 тонн. От кормовой башни отказались, число опорных катков снизилось до 7 на борт, пулеметы переместили в подбашенную коробку. Механика-водителя переместили в рубку по центру корпуса, а 20-мм автоматическую пушку установили в башне, вместе с гаубицей. Получился Nb.Fz. полегче. Но и этот вариант танка устраивал итальянских военных недолго. В результате череда метаморфоз продолжилась.
Средний танк побольше
Можно подумать, что итальянским генералам не было других дел, как постоянно вносить изменения в тяжелый танк. На самом деле это не так. Они прекрасно видели, какие тяжелые танки были у их противников (Char B1 bis вполне обоснованно находился именно в этой категории). Никакого резона утверждать танк, который моментально устареет, у них не имелось. Также Carro Armato P 75 подвергся критике за его габариты, прежде всего высоту. Задачей тяжелого танка прорыва было преодоление вражеских линий обороны, а не моральное подавление противника габаритами.
В декабре 1940 года C.S.M. подготовила новую спецификацию на Carro Armato P 75. Боевая масса снизилась до 23-25 тонн, а длина — до 5,8 метров. Экипаж снизился до 4 человек, при этом башня сохранила командирскую башенку. Кормовые пулеметы ликвидировали, а вот курсовые пулеметы в лобовой части подбашенной коробки остались. Сохранилась и рубка механика-водителя по центру корпуса, теперь она предполагалось литой конструкции.
В качестве силовой установки предполагался 330-сильный дизельный мотор SPA Tipo 432, который обеспечивал танку вполне приличную удельную мощность. Предполагалось, что Carro Armato P 75 будет разгоняться до 35-40 км/ч. Альтернативным вариантом был бензиновый мотор Maybach HL 120. Помимо повышения подвижности, усилилась и броневая защита. Толщина лобовой брони выросла до 50 мм, а бортов до 40 мм. Это позволяло «держать» снаряды калибра 37-40 мм. Ходовая часть всё больше напоминала Carro Armato M 13-40. Да и общий подход всё сильнее делал тяжелый танк похожим на средний. Вполне типичный подход, в ряде стран работали аналогичным образом.
Еще одним отличием Carro Armato P 75 от предшественников стало то, что он оказался не совсем чтобы бумажным. Италия уже находилась в состоянии войны и новые танки для нее были более чем актуальны. Тем более выяснилось, что против Infantry Tank Mk.II итальянские средние танки не могли ничего противопоставить. Новый танк довели до стадии деревянного макета. Впрочем, дальше макета дело не пошло, поскольку появился очередной список требований.
После осмотра макета было решено внести очередной список изменений. Высота танка всё еще не устраивала, кроме того, критике подверглось отделение управления. Поэтому появилась новая спецификация. Боевая масса, броневая защита и скорость остались без изменений. Вместе с тем, подбашенная коробка подверглась изменениям. Теперь размещение механика-водителя и установки курсового пулемета было тем же, что и у Carro Armato M 13-40. То есть механик-водитель слева, а спаренная установка пулеметов Breda 38 — справа.
Более значительным стало изменение конструкции башни. Она также стала более похожей на Carro Armato M 13-40, причем в исходной спецификации убрали 20-мм автоматическую пушку. Более низкой стала командирская башенка. В результате высота танка снизилась до 2,6 метров. Танк всё больше напоминал средние танки, но итальянцы были иного мнения. Имели право, особенно если учитывать, какие у них были средние танки.
Итальянские военные всё еще находились в поиске. Просто так отказываться от спаренной 20-мм автоматической пушки Breda 35 они не хотели. Впечатление, что внутри C.S.M. шла борьба сторонников двух идей. Иначе не объяснить тот факт, что макет уже третьего по счету варианта Carro Armato P 75 существовал в двух вариантах исполнения. Первый вариант был со спаренным пулеметом Breda 35. Далее в башне снова прописалась 20-мм автоматическая пушка.
В мае 1941 года появился очередной вариант танка, который продолжал ужиматься в габаритах. Теперь длина корпуса составляла 5675 мм, а высота по крышу башни снизилась до 2365 мм. Боевая масса, соответственно, стала еще ниже — 23 тонны. Битва за 20-мм автоматическую пушку продолжалась, по крайней мере на макете она есть. Но уже дальше она всё же ушла в небытие. Всё очевиднее становилось то, что целей для нее становится всё меньше. Английские танки получили броню, которая этой пушкой не пробивалась. Окончательно от Breda 35 отказались во второй половине 1941 года.
На этом бумажно-фанерное состояние танка закончилось. Еще в августе 1940 года Муссолини поднимал вопрос о постройке 500 тяжелых танков. За год это пожелание никуда не делось. В августе 1941 года окончательный вариант Carro Armato P 75 переименовали в Carro Armato P 40. Более того, метаморфозы продолжились. От смотровой башенки отказались, вместо нее появилось два перископических прибора наблюдения. Сама башня стала чуть выше, а изготовлялась она из плоских листов. Боевая масса составила 24 тонны, при той же толщине брони, как и ранее.
Первый опытный образец танка был готов осенью 1941 года. За более чем год, что продолжалась его эволюция, Carro Armato P 40 всё больше становился похожим на средний танк. Впрочем, тут итальянцы совсем не одиноки. Если кто-то не в курсе, то Strv m/42 с его 21-22 тоннами массы также числился тяжелым. Ближайшим аналогом был Pz.Kpfw.IV, причем итальянский танк выгодно отличался с точки зрения подвижности. Не всё так плохо было и с вооружением. За счет наличия кумулятивных снарядов бронепробитие 75-мм орудия было выше, чем у Pz.Kpfw.IV.
Вместе с тем, уже в сентябре 1941 года появились первые идеи насчет того, как улучшить танк. Дело в том, что 75-мм орудие с длиной ствола 18 калибров было слабовато против танков вроде Matilda. Поэтому в сентябре 1941 года появился эскизный проект установки Cannone Da 75/32 Mod.37. Существенных изменений не требовалось, поскольку пушка использовала тот же лафет, что и Obice de 75/18 Mod.35.
Новое орудие прописалось в опытном образце танка 12 декабря 1941 года. С ним Carro Armato P 40 стал еще более эффективным танком. На дистанции в 500 метров Cannone Da 75/32 Mod.37 могла пробивать броню толщиной 70 мм. Вполне себе приличный показатель. Казалось бы, самое время запускать танк в серию. Но в начале 1942 года случились события, которые существенно повлияли на судьбу танка. Его снова переделали, причем не без влияния советского танкостроения. Но это уже немного другая история.
Список источников
- I mezzi blindo-corazzati italiani 1923-1943. Dal reparto carri armati al corpo d’armata corazzato, Nicola Pignato, Storia Militare, 2005
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- P.40 il mito del più potente carro armato italiano della seconda guerra mondiale, Nicola Pignato, Storia Militare, 2009
- eBay
- Архив автора
- РГВА
источник: https://dzen.ru/a/ZBbpxEGqgXvBp7Sc