Юрий Пашолок. Модернизация, которая не понадобилась
Установка 90-мм орудия T7 в самоходную артиллерийскую установку GMC M10
Развитие американской самоходной артиллерии, находившейся почти два десятилетия в состоянии летаргического сна, шло семимильными шагами. От калибра 37 мм, который рассматривался летом 1940 года, быстро случился переход сначала к 75 мм (орудие M1897, ставилось на полугусеничную САУ-истребитель GMC M3), а затем наступил черед 3-дюймового (76 мм) зенитного орудия M3. Появление этой артиллерийской системы в качестве танкового вооружения было логичным шагом. Орудие обладало выдающимися характеристиками, а главное, имело достаточно компактную конструкцию. Это позволило создать на базе данной системы сначала танковую систему T9 (позже стандартизирована как M1), а далее 76-мм орудие T12, которое разрабатывалось для установки в САУ. Одной из таких самоходных артиллерийских установок стала GMC T35, создававшаяся с конца 1941 года на базе Medium Tank M4. На этой боевой машине реализовывалась концепция, ставшая для американского Истребительного командования идеей-фикс. Во-первых, САУ должна была иметь максимальную подвижность, по проекту GMC T35 разгонялась до 56 км/ч. Во-вторых, обеспечивалась высокая маневренность огня, в результате САУ была больше похожа на танк. У нее имелась башня с круговым вращением. Естественно, при таком подходе броневая защита оказывалась ниже одноклассников, но в данном случае подвижность считалась более приоритетным параметром.
Два опытных образца GMC T35 построили в апреле 1942 года, причем второй образец, получивший обозначение GMC T35E1, получил измененный по конструкции корпус. Именно эта машина и была выбрана как образец, который пошел в серию. Надо сказать, что высокой подвижности Истребительное командование, а также капитан Квентин Берг, являвшийся ведущим инженером машины, добились. В ходе испытаний машина, при неполной загрузке, разогналась до 58 км/ч. Уже в мае 1942 года стал использоваться индекс GMC M10, но фактическая стандартизация машины состоялась уже в июне. Первая серийная GMC M10 была сдана Fisher Tank Division в сентябре 1942 года. По сравнению с опытной машиной было внесено немало изменений, в том числе и в конструкцию отрытой сверху башни. Надо сказать, что с машиной, в ходе разработки, наломали немало дров. Например, в ходе процесса облегчения конструкции был выброшен мотор поворота башни, что отчасти убило идею о высокой маневренности огня. Нет, башня вращалась, но полный оборот составлял где-то пару минут. Кроме того, только уже в ходе испытаний серийной машины внезапно обнаружили, что башня-то имеет сильный перегруз на носовую часть. Поэтому уже в частях стали ставить противовесы, а параллельно разработали заводскую конструкцию. Также машина оказалась менее прыткой, нежели опытные образцы. Тем не менее, GMC M10 оказалась очень удачной самоходной артиллерийской установкой. Но уже осенью 1942 года начались движения в сторону ее модернизации с точки зрения вооружения.
О том, что в будущем понадобится еще более мощная, нежели 76-мм орудие T12, артиллерийская система, задумались еще в начале 1942 года. Что характерно, такая система имелась. Совершенно внезапно это тоже была зенитка — 90-мм орудие M1A1, разработка которого началась в 1938 году, на вооружение его приняли в 1940 году, а в том же году появилась версия M1A1. Данная система и ее вариации стали основными зенитными орудиями американской армии во время войны, причем их применяли и по наземным целям. Орудие было едва ли не лучшим в своём классе, однозначно превосходя по огневой мощи знаменитую немецкую зенитку Flak 18. Так вот, 2 февраля 1942 года была запущена работа по установке данного орудия на шасси Medium Tank M4. Результатом стало создание весьма чудной системы под обозначением Gun Motor Carriage T53. Эта машина, с которой корячились довольно долго, достойна отдельного повествования, но стоит сразу отметить, что первый опыт установки 90-мм орудия оказался неудачным. Получилась довольно странная и большая конструкция, с экипажем в 7 человек, которая хоть и имела круговое вращение, но явно получилась «не очень». Испытания ее начались в августе 1942 года, машину неоднократно переделывали, под конец разработки появилась версия с переносом орудия из кормовой части корпуса в центр, но было уже очевидно — «не взлетит».
К моменту, когда испытания GMC T53 постепенно заходили в тупик, уже имелось альтернативное решение вопроса. 17 апреля 1942 года был подготовлен эскиз установки переработанной версии орудия в боевом отделении САУ по типу GMC T35. Некоторое время данная разработка пролежала без движения, но в октябре 1942 года Комитет по Вооружению санкционировал установку орудия в Heavy Tank T1E1 и первый серийный образец GMC M10. К тому моменту артиллерийский арсенал Уотервлиет, ведущий разработчик танковой артиллерии, работал над данной системой. Она получила обозначение T7. Конструкция была такова, что позволяла поставить ствол T7 в существующую орудийную установку M5. Это стало причиной, почему переделка пилотного образца GMC M10 по данную орудийную систему оказалась очень быстрой. Уже к 30 ноября 1942 года переделанный образец САУ находился на Абердинском полигоне.
Следует отметить, что внешне опытный образец машины, имевший регистрационный номер U.S.A. W-4040705, практически не изменился. Единственное, что отличало переработанную машину, это, собственно говоря, более крупный ствол орудийной системы T7. Даже боекомплект непосредственной в башне не изменился. Как размещались 6 унитаров в укладке первой очереди, так они там и остались. Общий боекомплект, впрочем, немного снизился — до 42 выстрелов, но с учетом орудия это вполне приличный результат. Для сравнения, на СУ-100, где стояло близкое по характеристикам орудие Д-10С, боекомплект составлял 33 выстрела. Таким образом, в случае необходимости конверсия серийной GMC M10 под новое орудие не представляла больших проблем.
Как показали испытания, которые начались 30 октября 1942 года, существенного ухудшения условий работы расчета GMC M10 не случилось. Главной, и вполне ожидаемой проблемой стала еще больше увеличившаяся нагрузка на носовую часть башни. Оно и немудрено, ствол орудия T7 был на 132 кг тяжелее, нежели ствол 76-мм орудия M7. «Лечилось» это установкой противовесов, но их на пилотной машине так и не появилось. Судя по всему, главной задачей испытаний была проверка самой возможности подобной конверсии. А проверка эта показала — да, можно, причем больших проблем не возникнет.
Испытания признали успешными, рекомендовалось перевооружать уже имеющиеся GMC M10 силами полевых мастерских. По сути требовалось поменять трубу, внести изменения в прицельные приспособления, поставить более крупные противовесы и переделать укладки. И всё, GMC M10 превращалась в еще более страшную для немецких танков штуку, даже штатным бронебойным снарядом M77 немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E поражался на дистанции не менее полутора километров (а реально еще дальше).
Несмотря на столь оптимистичные результаты испытаний и небольшой объем работ, запуск переделок GMC M10 под орудие T7 не запустили. Причины прозаичны. К «базовой» машине имелся ряд претензий, касающихся условий работы наводчика и отсутствия мотора поворота башни. Данные проблемы собирались решать на GMC T71, работы по которой начались в марте 1943 года. По итогам данных работ появилась GMC M36, лучший американский истребитель танков военного периода. Беда в том, что на фронт она начала поступать только в начале сентября 1944 года. Так что Абердинский полигон был прав, хотя бы часть машин было вполне уместно перевооружить на новое орудие. С такой системой даже штатным бронебойным снарядом Pz.Kpfw.Panhter пробивалась с дистанции в полкилометра. По факту же американским самоходчикам пришлось воевать в Нормандии на машинах, чьи орудия пробивали «Пантеры» только в лоб башни. Тот самый случай, когда лучшее — враг хорошего.
Источники:
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994