Caterpillar D7 (Heavy Tractor M1) в Красной Армии
У многих из нас есть нехорошая черта — хаять своё, нахваливая при этом зарубежное. Касается это и ситуации с тягачами Красной Армии. При этом обычно забывается, что за рубежом ситуация с тягачами, особенно в межвоенный период, выглядела совсем не радужно. В полной мере это касалось американской армии. Уже во время Второй мировой войны там образовалось много быстроходных тягачей, да и то, далеко не сразу. А так по гусеничной технике ситуация выглядела куда более запущенной. Вплоть до того, что пришлось запускать в работу мобилизационные разработки, мало отличавшиеся от гражданских.
Среди помощи, которая шла в СССР из США по программе ленд-лиза, гусеничные тягачи и другие машины данного класса составляли небольшой процент. Причиной тому стало то, что у самих американцев с ними дела обстояли не лучшим образом. В числе поставок оказались и гусеничные трактора семейства Heavy Tractor M1, включая и Caterpillar D7. В СССР шла армейская версия данного трактора, являвшегося прямым родственником советских С-60 и С-65.
Первые Caterpillar D7 появились еще в 1937 году. Тогда они и не предполагались как армейские тягачи. Максимальная скорость трактора не превышала 11,5 км/ч, создавался он как бульдозер, сельскохозяйственный трактор и для аналогичных целей. Модель сразу стала популярной, только с 1937 по 1940 годы изготовили более 7200 таких тракторов. А дальше началась война. В период с 1940 по 1945 годы было выпущено 24608 тракторов данного типа.
Правда, есть один нюанс, связанный с моделью Caterpillar D7. Непосредственно артиллерийскими тягачами были машины, обозначавшиеся как Heavy Tractor M1. Первые такие тягачи изготовили как раз в Пеории, но выпуск быстро прекратился. Далее последовало 106 тягачей, выпущенных в 1942 году, и 195 штук в 1943 году. Итого 373 штуки, причем именно Heavy Tractor M1, судя по контракту T-3292, считались тягачи 1942-43 годов выпуска. Для сравнения, Allis-Chalmers HD10W изготовили 747 штук, а International Harvester TD-18 — 1795 штук. Связано это с тем, что американские военные быстро всё поняли и держали такие тягачи на всякий пожарный. Основная же масса Caterpillar D7 для военных выпускалась как бульдозеры и другая спецтехника.
Отличить Heavy Tractor M1 от обычного Caterpillar D7 не составляет большого труда. Такой трактор получал лебедку, размещавшуюся в носовой части корпуса. Впрочем, куда очевиднее отличия по кабине. Если у Caterpillar D7 было всего 2 места, артиллерийский тягач был 4-местным. Для этого кабину расширили, сзади появился стандартный американский армейский стоп-сигнал, а также ящики ЗИП. Конечно, полноценным артиллерийским тягачом он не становился, но тем не менее.
Разница, впрочем, оказалась не только в этом. На Heavy Tractor M1 был установлен рядный 4-цилиндровый дизель объемом 13,6 литров, который развивал мощность 110 лошадиных сил при 1050 об/мин. Штатный мотор D7 был на 15 лошадиных сил слабее. Также соответствующим образом перенастроили коробку передач. В результате максимальная скорость выросла в 1,5 раза — до паспортных 17,4 км/ч. На самом деле трактор мог ехать и быстрее. Неслучайно эту версию называли «быстроходной».
По вполне понятным причинам быстроходный вариант Caterpillar D7 отправлять в Советский Союз не торопились. Первые поставки Heavy Tractor M1 (кстати, Allis-Chalmers HD10W и International Harvester TD-18 именовались точно так же) датированы июнем 1943 года. До конца 1943 года их прибыло всего 22 штуки. Шли они довольно неспешно. Судя по статистике, основная масса тягачей данного типа прибыла южным путем (за 1944 год 93 штуки), в 1945 году они проходили и через Владивосток. Всего же их прислали 243 штуки, из них часть пришла уже после мая 1945 года (на 1 июня отчитались о 151 тягаче). Вроде негусто, но на самом деле Красной Армии отправили основную массу арттягачей данного типа.
Поскольку быстроходный вариант Caterpillar D7 шел в Советский Союз совсем небольшими объемами, он оказался последним массовым гусеничным тягачом, который у нас испытывался. Предписание на испытания трактора Артиллерийский комитет ГАУ КА подписал 30 ноября 1944 года, к тому моменту минимум половина тягачей данного типа находилась в войсках. Сами испытания шли долго — с 18 декабря 1944 по 8 июня 1945 года. Может показаться, что это попытка запрыгнуть в уходящий поезд, но нет. У нас очень внимательно смотрели на то, какой зарубежный трактор является оптимальным.
В общей сложности за время испытаний трактор прошел 4084 километра. В него впрягали такие системы, как 152-мм гаубица-пушка МЛ-20, 203-мм мортира М-4, а также орудия большой мощности Б-4 и БР-2. Вполне штатный ассортимент для испытаний, также в программу включили сцепку трех двухосных прицепов. Надо сказать, что максимальная скорость Heavy Tractor M1 оказалась даже выше паспортной, составив 18,4 км/ч. Впрочем, средняя скорость была значительно ниже: чуть менее 9 км/ч по булыжному шоссе, примерно столько же по проселку и 7,6 км/ч по целине. Справедливости ради, аналогичные модели других производителей были еще медленнее.
В этом смысле чудес быть не могло. Ходовая часть Caterpillar D7 не была рассчитана на высокую скорость передвижения, так что пределом его движения было 9,5 км/ч. И это при езде порожняком, после того, как в трактор впрягали орудие, скорость снижалась до 7,5-8,5 км/ч. В случае со 152-мм пушкой БР-2 и вовсе получилась средняя скорость 5,2 км/ч. Также ходовая часть была подвержена налипанию мокрого снега, что не только снижало скорость, но и способствовало поломкам. Также нашим артиллеристам не понравилось отсутствие закрытой кабины. Те же С-65, в армейском исполнении, имели закрытые кабины.
Общие выводы выглядели вполне логично. «Прокачка» лишь отчасти давала преимущество Heavy Tractor M1 над обычными сельскохозяйственными тракторами. Комиссия указывала на то, что сам трактор, включая его узлы, могут быть полезны для создания отечественных образцов тракторной техники. Испытатели забраковали Heavy Tractor M1 как мехтягу для корпусных орудий, поскольку у МЛ-20 предел скорости возки составлял 25 км/ч. Ирония в том, что именно МЛ-20 данный трактор в основном и таскал.
Самое интересное, впрочем, было дальше. Caterpillar D7 был выбран как новый трактор для выпуска на Челябинском Кировском Заводе. Правда, речь шла не о армейском варианте, а его гражданской версии. Про это не пишут, но их тоже поставляли, причем их прибыло даже больше, чем M1. В июне 1945 года пришло аж 307 тракторов, из них большинство — обычные D7. Еще 124 трактора пришло за июль 1945 года. То, что гражданским трактором заинтересовались, ничего удивительного, ведь даже Сталинец С-65 здорово напоминал продукцию Caterpillar (официально собственное развитие, но на самом деле с продукцией из Пеории у него было много общего). Для ускорения процесса внедрения трактора, который получил обозначение Сталинец С-80, ЧКЗ(ЧТЗ) запрещалось вносить в него изменения. Впрочем, С-80 всё же получился не совсем чтобы Caterpillar D7.
В заключение стоит отметить, что армейская версия Caterpillar D7 была самой быстрой и в целом самой удачной среди семейства Heavy Tractor M1. Кроме того, выпускались не только тяжелые, но и средние артиллерийские тягачи. Тот же Caterpillar сдал 453 Medium Tractor M1 (Caterpillar D6), из которых 296 ушло в Советский Союз. Он, кстати, тоже получился лучшим в своём классе, при этом их выпустили меньше всех. И лишний раз стоит подчеркнуть — СССР заказывал именно тягачи, а не сельскохозяйственные трактора, гражданские Caterpillar D7 стали поступать уже в 1945 году. Потому и объем поставок такой маленький. И чтобы не было никаких иллюзий, те тягачи, которые шли нам, американцы стали массово поставлять в СССР только после наладки выпуска у себя быстроходных тракторов. Случилось это в 1943 году.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- The American Automobile Industry in World War Two
- John W. Barriger III National Railroad Library
-
источник: https://dzen.ru/a/ZXf5eCVM7UCGS_eS