Рассказ об аэродромном тракторе Roadless Fordson N Half-Track Tractor, один из образцов которого находится в Имперском военном музее, Даксфорд
Вопросам механизации английская армия уделяла немало внимания. Можно скзаать, что англичанам было проще остальных, поскольку армия у них банально меньше. Но если смотреть на вещи беспристрастно, то будет понятно, что они достигли немалых успехов. Особенно это было заметно по тому, сколько всего разработали в межвоенный период. Английские военные опробовали самые разные схемы, в том числе и для тягачей. В итоге для тягачей они выбрали колесную схему. Гусеничные трактора у них выпускались, но в армии пользовались не особо высоким спросом.
Отдельной статьёй проходила аэродромная техника. У англичан это был целый ряд специфичных машин, которые держались особняком. Они не столь известны, как армейские машины, но от этого не являются менее интересными. Часть данных аппаратов сохранилась только на фотоснимках, кое-что можно видеть в музеях. Включая Имперский Военный Музей в Даксфорде, едва ли не лучший авиационный музей в мире. Одним из интересных экспонатов, которые здесь представлены, является полугусеничный аэродромный трактор Roadless Fordson N Half-Track Tractor.
Название такой фирмы, как Roadless Traction Ltd, не особо известно даже знатокам тракторной техники. Между тем, фирма эта крайне интересная, причем не только своей продукцией. Ее основателем стал полковник Филлип Джонсон, занимавшийся танкостроением. Если его имя вам ничего не говорит, достаточно вспомнить Medium Mark D, первый в мире «маневренный» танк. Чудная ходовая часть со стальным тросом как упругий элемент — это его детище. Прекрасно понимая, куда дует ветер, в 1919 году он основал фирму, которая занялась строительством тракторов. И не только их. Ориентируясь на гражданский рынок.
Надо сказать, что слово «строительство» не совсем корректно в случае с продукцией Roadless Traction Ltd. Филлип Джонсон поступил хитрее. Вместо того, чтобы строить машины с нуля, он занялся конверсией уже имеющихся серийных моделей. Брался трактор, либо грузовик, и из него строились гусеничные, либо полугусеничные машины. В чем-то Джонсон был похож на Адольфа Кегресса, но, в отличие от французского коллеги, он не зацикливался на одной фирме. Бралась продукция разных фирм, а дальше происходила переделка на разработки Джонсона и его коллег. Патентов у них хоть отбавляй.
Основных направлений у Roadless Traction Ltd было два — переделка колесных тракторов в полноприводные, либо переделка в гусеничные/полугусеничные машины. Надо сказать, что Джонсон не забывал про английских военных. В 20-е годы он экспериментировал на тему полугусеничных вариантов грузовиков. Таковые строились на базе продукции Morris Commercial, увы, дальше опытных образцов дело не пошло. Справедливости ради, у Кегресса гусеничная часть получалась более удачной, поэтому у французов полугусеничные машины получили такое распространение. Но Джонсон не сильно расстраивался, ибо коммерческая продукция для Roadless Traction Ltd являлась ключевой. А тут дела шли хорошо.
В 1929 году на свет появилась модель Roadless Fordson Standard N, базировалась она на основе Fordson Model N, одного из самых популярных тракторов того периода. Изначально это был скорее эксперимент, но он оказался успешным. Гусеничный вариант Fordson Model N оказался популярным, в 1931 году конверсию одобрила Ford Motor Company. Подобная конверсия позволяла получить более простой и дешевый гусеничный трактор, имевший более высокую проходимость, чем колесный. Основными покупателями Roadless Fordson Standard N стали фермеры, которым требовался гусеничный трактор попроще.
Между тем, к середине 30-х годов трактором заинтересовались в Королевских ВВС. RAF требовался трактор для перевозки различных прицепов, а также самолетов, по грунтовым аэродромам. Надо сказать, что обычные Fordson Model N использовались на аэродромах очень часто. Тут же требовалась более специфичная машина. В 1936 году была заказана партия Roadless Fordson Standard N, но эксплуатация показала, что не всё так гладко. Специфичная ходовая часть, больше рассчитанная для использования вместе с различным оборудованием для сельского хозяйства не особо подходила аэродромному тягачу. Если кратко, его сильно болтало вперед-назад, особенно на высоких скоростях движения.
По итогам эксплуатации Roadless Fordson Standard N в 1937 году появился запрос на аналогичный трактор, но более стабильный. Результатом стал модернизированный трактор, при создании которого Roadless Traction Ltd особо не мучилась. Раму удлинили, после чего впереди появилась передняя ось от всё того же Fordson Model N. Всё это теперь считалось полугусеничной машиной, по факту гусеничный трактор с передней управляемой осью. Такое англичане делали не раз и не два, главное, что работало. Также впереди появилась лебедка Hesford XL8, которая была совсем не лишней для подобной машины. Привод лебедки шел от мотора, с правой стороны.
Получившаяся машина получила обозначение Roadless Fordson N Half-Track Tractor. Масса трактора достигла 3,3 тонны, для трактора с мотором мощностью 27 лошадиных сил это было вполне нормальным показателем (у гусеничных машин редко удельная мощность была выше 10 л.с. на тонну). В конце-концов, ему самолеты и прицепы таскать, причем с небольшой скоростью. Главное, что такой трактор обладал более высокой проходимостью, чем обычный Fordson Model N, для грунтовых аэродромов, которых хватало и в Англии, это важный показатель. Если кто-то думает, что самолеты осенью и весной не вязли на размокшем поле, особенно если выкатились со взлетки, это они зря.
Поставки Roadless Fordson N Half-Track Tractor в RAF начались с 1938 году. Общий объем поставок неизвестен, иногда пишут, что поставили их немного. Ну как немного… У трактора в Даксфорде серийный номер 2109, выпустили его где-то в 1940 году. И он вряд ли последний выпущенный. То есть те, кто говорит про небольшой объем выпуска, слегка так лукавят. Естественно, на фоне Fordson Model N их было действительно немного, но всё относительно. Для тех же немцев 2000 тракторов — это реально много, они в таких объемах производили свои трактора за куда большие сроки. И, кстати, очень активно использовали собственные аналоги Fordson Model N как аэродромные тягачи.
Ареал использования полугусеничных тракторов Roadless оказался весьма широким. Обычно про них вспоминают во время Битвы за Британию, когда подобные тягачи оказались очень кстати в условиях раскисших полей осени-зимы 1940 года. Но на самом деле их использовали в гораздо больших объемах. Roadless Fordson N Half-Track Tractor использовались практически везде, где применялись английские ВВС. Пытались их использовать и в качестве тягачей, в парке с гусеничными прицепами. Но от данной идеи отказались, всё же машина не отличалась высокой скоростью.
После окончания Второй мировой войны бывшие аэродромные трактора стали активно распродаваться для использования в частных руках. Тут они оказались очень кстати, поскольку имели сельскохозяйственное происхождение. Собственно говоря, подавляющее большинство Roadless Fordson N Half-Track Tractor дожило до наших дней потому, что продолжали использоваться для распашки полей. Они, конечно, редкость, но не то, чтобы очень большая. На это намекают и ценники — неплохой трактор может стоить порядка 10 тысяч фунтов стерлингов. Естественно, постепенно ценник растет, но не то, чтобы сильно.
Есть, правда, один тонкий момент. Большинство тракторов, которые дожили до наших дней, являются либо не полностью комплектными, либо переделанными машинами. Именно чтобы в типовой комплектации для RAF, и уж тем более со всеми техническими надписями, таких тракторов почти нет. В этом смысле трактор из Даксфорда является образцовой машиной. Здесь всё на месте, сохранилась и «техничка». Вообще техника RAF обычно красилась в характерный цвет Air Force Blue (RAF Blue), но так было не всегда. То есть окраска данной машины вполне аутентичная.
Надо сказать, что конструкция гусеничной ходовой части выглядит немного примитивно, но это слегка заблуждение. Филлип Джонсон разработал хитрый металлический трак с резиновыми вставками, которые находились между траками (оформлено патентом US2462643). Благодаря хитрому размещению резиновых деталей они имели небольшой износ, при этом гусеница получалась более «скоростной», чем привычная. Кроме того, при необходимости на траки могли ставиться резиновые подушки, которые прикручивались на болтах. Таким образом, трактор вполне мог использоваться и на аэродромах с твердым покрытием.
То, что гусеничные и полугусеничные машины Roadless Traction Ltd были весьма распространены и их немало сохранилось до наших дней, является лишним показателем успеха. Кстати, фирма, несмотря на специфичность продукции дожила аж до начала 80-х годов. Вполне себе показатель успеха. Ну а трактор в Даксфорде — это хорошая демонстрация того, что правильный подход к вопросу обеспечения техникой может давать хорошие результаты. Да, это не вершина технической мысли, но для таскания всякого разного по взлетке (и вне ее) трактор вполне годился. Тут либо шашечки, либо ехать.
Список источников:
- IWM Collection
источник: https://dzen.ru/a/ZxDJuggYcSelS-GM