Юрий Пашолок. Многоликий челябинский прототип
Рассказ об тяжелом танке Объект 239 (КВ-85), опытный экземпляр которого сохранился в Санкт-Петербурге
У опытных образцов бронетанковой техники судьба обычно незавидная. Основная их часть обычно не доезжает до поля боя, хотя бывают и исключения. В дальнейшем опытные машины попадают, чаще всего, в металлолом, поскольку они становятся не нужны. Чаще всего везет тем машинам, которые оседают на полигонах, пройдя этап испытаний. Впрочем, бывают и случаи, когда опытный танк проходит несколько ступеней эволюции. Такие машины также оседают на полигонах, но иногда оказываются и на постаментах.
Среди танков-памятников, которые находятся в Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской области, попадаются крайне интересные экземпляры. Один из таких танков находится в Автово. Сейчас этот танк выглядит как КВ-85, но не совсем обычный. На самом деле это второй опытный образец тяжелого танка КВ-1с, который за два года неоднократно менялся. В опытный образец КВ-85, он же Объект 239, его переделали уже потом. Стоит рассказать об этой машине, ставшей важной вехой для отечественного танкостроения, поподробнее.
История этого танка началась в феврале 1942 года. Выяснилось, что КВ-1, чья боевая масса достигла 50 тонн, заметно уступает в подвижности Т-34. Дело приняло настолько серьёзный оборот, что по личному указанию Сталина начались работы по форсированию мотора КВ-1. Но вскоре стало понятно, что это не поможет. Испытания показали, что танк с форсированным мотором перегревался. Также повышение массы и снижение качества изготовления агрегатов танка привело к резкому росту поломок. Особенно это касалось коробок передач. Единственным способом решить проблему стало снижение массы танка.
Поначалу под обозначением КВ-1с подразумевался обычный КВ-1, на который поставили 8-скоростную коробку передач, форсированный мотор и модернизированную систему охлаждения. Появился этот танк в апреле 1942 года. Надо сказать, что на самом верху требовали снизить массу путем уменьшения толщины брони. Но НКТП и Челябинский Кировский Завод этого не делали, хотя и работали над документацией. Впрочем, испытания показывали, что делали они это зря. На испытаниях система охлаждения, даже после модернизации, всё равно перегревалась.
5 июня 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №1878 «Об улучшении танков КВ». Боевая масса танка снижалась до 42,5 тонн, толщина лба корпуса уменьшалась до 75 мм, а бортов — до 60 мм. Толщина брони башни снижалась до 80-85 мм. Танк получал 8-скоростную коробку передач, разработанную Н.Ф. Шашмуриным, модернизированную систему охлаждения, облегченную ходовую часть и ряд других новых элементов. Именно такая конфигурация и стала тем КВ-1с, который все знают.
Новый танк стал первой разработкой инженера-конструктора М.Ф. Балжи в роли ведущего инженера машины. Разработка стала совместной: помимо СКБ-2 ЧКЗ, занимался танком и коллектив опытного завода №100. При создании КВ-1с активно использовались идеи, ранее прорабатывавшиеся для тяжелого танка КВ-13. В частности, башня КВ-1с базировалась на конструкции трехместного варианта для КВ-13. С него же и перекочевала конструкция командирской башенки, которая создавалась как смотровая, без люка.
Стоящий на постаменте в Автово танк имеет серийный номер 15002. Несмотря на то, что формально это второй образец КВ-1с, по факту именно он стал головным танком для серии. Он первым получил полностью новую ходовую часть, он уже принимал участие в основных испытаниях. За первый месяц он преодолел 2027 километров, показав расчетные данные по подвижности. Также в пределах нормы оказалась надежность и тепловой режим мотора. Тем самым был дан зеленый свет серийному производству КВ-1с. Началось оно в августе 1942 года.
Это стало только началом бурной жизни танка 15002. Осенью 1942 года на нем отрабатывалась модернизированная ходовая часть, включая новые траки, шириной 650 мм, и опорные катки. 18 ноября 1942 года танк получил планетарный механизм поворота, изготовленный на заводе №100 под руководством инженер-подполковника А.И. Благонравова. Испытания показали, что новый механизм поворота работает лучше, чем штатный. За время испытаний механизма поворота, которые закончились к апрелю 1943 года, танк прошел 1743 километра. Позже отработанный на втором опытном КВ-1с планетарный механизм поворота поставили в тяжелый танк ИС.
Параллельно на танке 15002 отрабатывалась масло «Автол №18», им заправили бортовые редукторы. Испытания на 2000 километров признали успешными. В мае 1943 года танк подвергся серьёзным переделкам. Было решено использовать его шасси как базу для опытного тяжелого танка Объект 239. Работа по нему началась после подписания Сталиным 5 мая 1943 года постановления ГКО №3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». Согласно ему, к 1 июля 1943 года на государственные испытания выходило два образца танка ИС, а также два образца КВ-1с, оснащенных 85-мм пушками. Объект 239, ведущим инженером которого также оказался Балжи, представлял собой КВ-1с, на который ставилась башня тяжелого танка ИС (Объект 237).
Эскизный проект Объекта 239 был готов 22 мая 1943 года, а 9 июня доработанный танк №15002 передали заводу №200. Для того, чтобы поставить башню с увеличенным до 1800 мм погоном, пришлось делать уширители в бортах. Также ликвидировали подвижную установку курсового пулемета ДТ, его перенесли направо, в неподвижную установку. Механик-водитель лишился люка, взамен получив два перископических прибора МК-IV, которые улучшили ситуацию с обзором. Экипаж сократился до 4 человек, своего места лишился радист, поскольку теперь радиостанция находилась в башне. Также поставили модернизированную ходовую часть.
Окончательно танк собрали в конце июля 1943 года, причем он первым получил 85-мм орудие Д-5Т-85. Башня, которую он получил, была равнозначна опытным образцам Объекта 237. На испытаниях в августе 1943 года танк показал явное преимущество над Объектом 238 (установка 85-мм пушки С-31 в штатной башне КВ-1с). 8 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3891сс, согласно которому Объект 239 приняли на вооружение Красной Армии как КВ-85.
Спокойная жизнь у танка, между тем, еще не началась. Уже в статусе Объекта 239 танк продолжили использовать как базу для тестирования. В ноябре 1943 года на него установили опытный образец ломающегося (шарнирного) прицела ПТ8-15. Танк обстреляли как бронебойными, так и лафетопробными снарядами, как раз от них на броне и отметины. Испытания прошли успешно, ПТ8-15 приняли на вооружение как прицел ТШ-15.
Последняя метаморфоза танка 15002 произошла уже весной 1944 года. В порядке эксперимента на него установили башню ИС-2 (ИС-122). Данный гибрид известен как КВ-122. Идею признали неудачной, поскольку количество КВ-1с в войсках стремительно сокращалось, танк получался тяжелее ИС-2, а его броневая защита оказалась хуже. Поэтому штатную башню Объекта 239 вернули на место, танк занял место на площадке завода №100. Уже после войны опытный образец танка, вместе с одним из бывших Объектов 237, переехал в Ленинград. Кстати, башня КВ-122 стоит как раз на второй машине. Она находится на Кировском заводе, ее часто именуют как ИС-2, но у меня для вас плохие новости.
Перед установкой на постамент танк прошел небольшой «тюнинг». Зачем-то установку курсового пулемета срезали, приделав к месту размещения исходной установки неподвижную бронировку. Также характерные для опытных образцов буксирные проушины заменили на типовые, хотя следы от предыдущей конструкции читаются очень хорошо. Серийным КВ-85 он от этого не стал. Моделистам с рулетками и фотоаппаратами я бы посоветовал быть осторожными. Машина опытная, со всеми вытекающими последствиями.
Одной из особенностей танка является его орудие. Это не просто Д-5Т-85 под номером 1. Так исторически сложилось, что иных орудий данного типа до наших дней не сохранилось. Так что единственным местом, где его можно увидеть вживую, является Автово. Кстати, исходных Д-5С-85 до наших дней вообще не сохранилось. СУ-85 с орудиями данного типа имеют системы Д-5С-85А, которые конструктивно отличаются.
Не менее осторожно надо смотреть не только на башню, но и на корпус. Поскольку это второй опытный образец машины, максимум, чему он соответствует — КВ-с августа-сентября 1942 года. Да и то, лучше приглядываться. Как это часто бывает в начале серийного производства, в первые месяцы идут всякие доработки. Плюс машина имеет постаментный «тюнинг».
Вот на что можно смотреть смело, так это на ходовую часть танка. Как уже говорилось вышек, к моменту переделки КВ-1с в Объект 239 прошла модернизация ходовой части. Ставилась уже серийная ходовая часть, такая конфигурация появилась к началу 1943 года. Как можно заметить, у танка сочетаются рабочий трак и два половинчатых трака. Такое решение характерно не только для КВ-1с и КВ-85, но и ИС-1/ИС-2. На последний траки перекочевали как раз с КВ-1с.
В заключение стоит сказать, что хотелось бы более счастливой судьбы для опытного танка. Те, кто рассказывают типа «он же железный», не думают, что головушка у них деревянная. Танки гниют ничуть не менее бурно, чем машины. Вы просто этого не видите. Машина, сыгравшая огромную роль в советском танкостроении, достойна крыши над головой. Так же, как и стоящий на Кировском заводе «типа ИС-2». До последнего, кстати, добраться крайне тяжело, поскольку стоит он на режимном объекте.
источник: https://dzen.ru/a/ZEz_Qlwvp0QIaPFC