Рассказ о немецком радийном фургоне Kfz.61 на базе немецкого грузовика Büssing-NAG Burglöwe 30
Немецкие машины времен Второй мировой войны сложно назвать малоизвестными. Вместе с тем, есть такой тонкий момент, что известны обычно наиболее ходовые модели. Но если вы копнете немного глубже, перед вами появится Терра Инкогнита. Даже тот же Opel Blitz, если вы начнете рыть более ранние модели, может очень сильно удивить. Чего уж говорить о менее массовых моделях, коих наберется несколько десятков, а про них будет хорошо если несколько строчек текста. И пара мутных картинок. При этом машина может быть вполне серийной.
В России, конечно, колесной техники времен Второй мировой войны сохранилось немного, но всё относительно. Благодаря работе реставрационных мастерских появляются на свет редчайшие машины, про которые мало знают даже специалисты. Касается это и немецких машин, включая грузовики. К таким уникумам относится герой данного материала — радийный фургон, созданный на базе грузового автомобиля Büssing-NAG 30 Burglöwe, машины массовой, но до наших дней почти не сохранившейся.
Büssing KG из Брауншвейга была одной из старейших немецких фирм по производству грузовиков. Первые машины были созданы ей еще в 1903 году. В активе Büssing имелись и могучие артиллерийские тягачи, и тяжелый полноприводной бронеавтомобиль Büssing A5P. Но главным активом оставались грузовики. Фирма пережила Первую мировую войну, но в самом конце 20-х годов сложилась ситуация, когда пришлось укрупняться. В самом конце 1930 года произошло объединение с NAG (Neue Automobil GmbH), что привело к созданию Büssing-NAG.
Основной специализацией Büssing, как до объединения, так и после появления Büssing-NAG, были средние и тяжелые грузовики, а также автобусы на их базе. В основном речь шла о машинах, грузоподъемность которых начиналась с 3-3,5 тонн. Также в 1931 году начался выпуск трехосного военного грузовика Büssing-NAG Type G 31 (наследник NAG Voran). А вот в линейке NAG, в конце 20-х годов, появились грузовики NAG Z грузоподъемностью 1,5-2,5 тонны. Герой данного материала появился как развитие этого семейства.
В 1931 году, когда началась работа объединения Büssing-NAG, в линейке производителя появилась новая, ранее не встречавшаяся у него категория грузовиков. Машины эти позже получили официальное обозначение Burglöwe, то есть брауншвейгский лев, тот самый, что изображен на логотипе Büssing-NAG. Если семейство NAG Z состояло из двух моделей, грузоподъемностью 1,5 и 2,5 тонны, то новая машина имела три варианта — Type 15, Type 25 и Type 30. В 1932 году их переименовали в Type 150, Type 250 иe Typ 300. Помимо машин грузоподъемностью 1,5 и 2,5 тонны, появилась 3-тонная версия.
Надо сказать, что гамма грузовиков становилась всё более широкой. В 1932 году добавились дополнительные модели, Büssing-NAG type 260 (грузоподъёмность 2,6 тонн) и Büssing-NAG type 275 (соответственно, 2,75 тонны). Машины отличались оснащением, колесной базой, числом колес (у 1,5-тонной модели шины были односкатными) и моторами. В 1934 году появился дизельный двигатель, соответственно, к индексу стала добавляться буква D. Что же касается обозначения Burglöwe, то оно стало использоваться с 1935 года, преимущественно для грузовиков с бензиновым двигателем (хотя и для дизельных моделей оно вполне применялось).
Как это происходило с теми же Opel Blitz, семейство Büssing-NAG Burglöwe постепенно развивалось. Касалось это и внешнего вида машины. К 1935 году от откровенно «квадратной» решетки радиатора отказались. Более обтекаемой стала кабина, а гамма моторов расширялась. Следует отметить, что данное шасси использовалось далеко не для одних грузовиков. На базе Büssing-NAG Burglöwe выпускались автобусы и различные спецмашины. Шли они и в вермахт, который, хоть и нехотя, но всё же использовал гражданские грузовики.
Облик Büssing-NAG Burglöwe сформировался в 1936 году. Тогда решетка радиатора снова чуть поменялась, плюс изменились передние крылья. Осталось четыре модели — 1,5-тонная Burglöwe 15, далее следовала 2-тонная Burglöwe 20, за ней 2,5-тонная Burglöwe 25, замыкала ряд 3-тонная Burglöwe 30. Между собой 2,5-тонные и 3-тонные модели отличались двигателем. Объем был одинаковым — 3962 кубических сантиметров, но у Burglöwe 25 рядная 6-ка (модель G) развивала 65 л.с. при 2700 об/мин, а на Burglöwe 30 мощность двигателя модели L составляла до 75 л.с. при 3000 об/мин.
Как и в случае с предшественниками, в гамме имелись и дизельные двигатели. А вот тут 2,5-тонная и 3-тонная модели различались. Burglöwe 25 получал 4-цилиндровый дизельный мотор ZD4 объемом 3,32 литра и мощностью 58 л.с. при 2600 об/мин. Рассчитанный на более тяжелую эксплуатацию Burglöwe 30 также получал 4-цилиндровый дизельный мотор (модель LD4), но его объём был куда больше — 4,94 литра. Этот двигатель развивал мощность 65 л.с. при 2000 об/мин.
Надо сказать, что Büssing-NAG Burglöwe, подобно ряду других грузовиков данного производителя, имели очень характерный внешний вид. Дело в том, что инженеры из Брауншвейга использовали на грузовиках рулевой механизм, сильно вынесенный вперед. Поэтому его узел был прекрасно виден слева от капота. Особенно комично это выглядело на машинах, выпускавшихся с 1936 года. Ради него на левой боковине капота имелась выштамповка, откуда и шел вал. Сумрачный немецкий гений проявлялся иногда внезапно.
Поскольку потребность немецкой армии в тяжелых грузовиках всё возрастала, постепенно гамма Büssing-NAG Burglöwe сокращалась. К 1938 году остались только 2-тонная и 3-тонная модели, которые получили новую решетку радиатора. Она больше напоминала конструкцию, которую использовали на более тяжелых грузовиках Büssing-NAG. Окончательно от семейства Burglöwe отказались в 1939 году, поскольку шел выпуск схожих по грузоподъемности Einheitsdiesel. Да и гражданские машины были уже не нужны — началась война.
Вообще с семейством Burglöwe сложилась странная ситуация. С одной стороны, в период с 1931 по 1939 годы было изготовлено 16296 машин данного типа. Это вполне себе приличный объем, тем более для немецкой промышленности. А с другой стороны, попробуйте поискать что-то по данным грузовикам. Некоторые справочники по этой машине молчат, как партизаны, а чтобы найти информацию по моторам, придется бурить гораздо сильнее. Такой вот парадокс, причем касается он не только Burglöwe.
Единичные экземпляры машины сохранились, но в основном речь идет о ранних вариантах, то есть Type 30, причем минимум одна такая машина — автобус. Собственно говоря, часть машин модельного ряда Burglöwe как раз и предназначалась как автобусная база (длиннобазные версии). Более того, специально для немецкой армии выпускались специальные автобусы, заметно отличавшиеся от гражданских. В основном речь идет о различных вспомогательных службах.
Тем интереснее то, что из себя представляет Büssing-NAG Burglöwe 30, который стал героем данного материала. Почти что «то, чего не может быть». Дело в том, что данный кузов соответствует варианту Funkkraftwagen (Kfz. 61/1). Вообще Büssing-NAG подобные машины выпускал (семейство Kfz.61), но на другой базе — Büssing-NAG Type G 31. Эту машину, аналогично Burglöwe, принесли в жертву Einheitsdiesel, прекратив производить в 1939 году. Но дальше что-то пошло не так.
Когда именно изготовили данный кузов, история умалчивает. Но он родной, с этого шасси (по крайней мере, то дерево, с которого делали образцы). При этом само понимание Kfz.61 — это, можно сказать, собирательный образ. Дело в том, что даже на одном шасси эти кузова могли быть разными. Тот же Opel Blitz мог иметь кузов как обшитый тонкими листами металла, так и обшитый досками. Такой кузов сохранился у Opel Blitz, который ныне находится в Бельгии.
История появления фургона Kfz. 61/1 весьма комичная. Как уже говорилось выше, в 1939 году Einheitsdiesel выдавил из производственной гаммы схожие грузовики. Но дальше выяснилось, что грузовик этот слишком дорогой и сложный. Поэтому в 1940 году выпуск «единого дизеля» прекратился, но при этом потребность в радийных фургонах осталась. Поэтому их стали выпускать на шасси Opel Blitz. Впрочем, как показывают снимки, использовались и другие шасси.
Самое смешное, что «каноничного» Kfz. 61/1, можно сказать, и не было. Даже на шасси Büssing-NAG Burglöwe 30 встречаются разные кузова. Что уж говорить об Opel Blitz. Кстати, у данного экземпляра Büssing-NAG Burglöwe 30 Kfz.61/1 передние стекла почти такие же, как у Opel Blitz. Нюанс в том, что стекла схожи у моделей, которые имеют разную обшивку кузовов. Общий привет куче немецких фирмочек, которые изготовляли эти самые кузова. Кстати, и с обычными немецкими автобусами та же самая ерунда. Одинаковые встречаются, но изредка.
В любом случае, отраден тот факт, что до наших дней дожила такая редкая машина. Удивительно было ее встретить на съемках фильма «Василий Тёркин», который снимает режиссер Карен Геворкян. Приехала машина от студии «Военфильм», так что не исключено, что у нее будет далеко не одна роль в кинокартинах.
источник: https://dzen.ru/a/ZrH9knMlkGgTi6Kl