Почему мечты о полноценном историческом Параде Победы на Красной площади являются слабо реализуемой идеей
Грезить, как известно, не причиняет вреда, так же как и раздавать дельные (или не столь дельные) рекомендации. Этот жанр особенно популярен в наших краях, ведь неспроста мы раньше назывались Страной Советов. В этом, по сути, нет ничего плохого, довольно часто и рекомендации, и грёзы имеют здравый смысл. Однако, добрые намерения зачастую сталкиваются с суровой реальностью. Поэтому воплотить задуманное не удастся, даже если у дающей стороны появится желание сделать нечто подобное.
Одна из периодически возникающих предложений в различных кругах — это проведение настоящего исторического парада в честь Дня Победы. Речь идет о параде исключительно с боевой техникой времен Великой Отечественной войны. Нужно сказать, что с такими предложениями опоздали лет на 60. К тому же, эта идея частично уже реализовалась. Но важно понимать, что есть несколько причин, по которым проведение подобного мероприятия на Красной площади невозможно. По крайней мере, не в том смысле, в котором это видят инициаторы. Сегодня мы обсудим ряд объективных причин, по которым это неосуществимо.
Для начала стоит разобраться, что собой представляет Парад Победы, как и аналогичные мероприятия в целом. Это гораздо больше, чем просто демонстрация техники и прохождение колонн пешком. По сути, это напоминает проведение военной операции. Именно поэтому предварительно проводятся многочисленные репетиции в Алабино, затем пара вечерних репетиций, и в завершение генеральная репетиция. Помимо этого, предусмотрена отдельная репетиция для водителей-механиков. В этом зрелище крайне важно, чтобы все участники четко сработали. Ответственность колоссальная, и если что-то идет не по плану, как это было с внештатной ситуацией танка Т-14 на одной из репетиций, последствия известны.
В такой ситуации машины-участники не могут рассчитывать на какие-либо условности или снисхождения. Весь транспорт, участвующий в параде, должен быть в безупречном состоянии, включая светотехнику и средства связи. К светотехнике предъявляют конкретные требования. Тот, кто считает, что для «ветеранской» техники существуют привилегии, серьезно заблуждается. Иногда такую технику доставляют первой, но это связано скорее с другими обстоятельствами, например, для сохранения асфальта.
На Параде Победы неизменно демонстрируется историческая техника, что позволяет установить основные требования к другим \»ветеранам\». Т-34-85 и СУ-100, участвующие в параде, не так просты, как кажутся. Эти машины носят названия Т-34-85 обр.1985 года и СУ-100 обр.1985 года. Они подверглись модернизации для участия в Параде Победы 1985 года. В числе прочих доработок была усовершенствована светотехника, и на крыше башни появился конвойный фонарь. Подобная модернизация была проведена и с бывшими лаосскими Т-34-85. Обратите внимание на заднюю часть башни – там также был установлен конвойный фонарь.
Конечно, существуют исключения из правил. Так, однажды по Елисейским Полям проехали старинные Schneider CA1 и Saint Chamond. Однако они именно потому и являются исключениями. Никто не планировал проводить исключительно исторический парад. Ведь это мероприятие превращается в своеобразную лотерею, где никто не может гарантировать, что музейный танк не выйдет из строя посреди Красной Площади или не заведется в самый ответственный момент. Например, лаосские Т-34-85 прошли капитальный ремонт на 61-м БТРЗ, поэтому их агрегаты функционируют относительно надежно. И это совсем не музейные экспонаты.
Нечто похожее на то, что предлагают желающие увидеть «аутентичный» парад, пытались делать в ходе мероприятий 7 ноября на Красной площади. Но в дальнейшем там всё свелось к тому, что техника проходила несколько десятков метров до заранее отведенной точки. На полноценный парад это было не очень-то похоже. Безусловно, часть машин вполне могла преодолеть ту же дистанцию, что и Т-34-85 обр.1985 года, но так рисковать вряд ли будут. Кроме того, возникает вопрос связи, а также конвойного света. То есть снова дело упирается в то, что необходимо соответствие определенным нормам.
Отдельная песня — это то, как поддерживать технику времен Великой Отечественной войны в ходовом состоянии. Особенно это касается государственных музеев. Если кто-то думает, что самый умный, и он первый пришел с идеей отправить старую технику на парад, должен сильно расстроить. Впервые эта гениальная идея реализовывалась еще в начале 60-х годов, другой вопрос, с какими последствиями. Такого количества изуродованных раритетов за раз более наша история не знала. Несколько десятков машин из Кубинки было «приведено в порядок»: выкинуты родные моторы, часть интерьера, приборы итд. Зато да, поехали. Правда, на парад в честь 20-летия Победы они так и не попали.
Недавняя история с «Кантемировцем», которого «отреставрировали», оторвав родную башню и поставив ее на шасси не менее раритетного Т-34-85 — яркая демонстрация «реставрации» по-военному. И вы зря собрались возмущаться. Это армия, она действует по своим законам. Есть приказ, есть сроки, а дальше уже никого не волнует, как вы будете приказ исполнять. Кстати, и ремзавод — это не про реставрацию. Его задача поставить машину на ход, а как это сделано, вопрос десятый. Едет? Едет! Всё, приказ исполнен. А что там в условном КВ-1 стоит мотор от Т-55, мало волнует.
Музейная машина — это не игрушка для покатушек, а историческая ценность, порой сохранившаяся в единственном экземпляре. Даже если она ездит, это совсем не обязательно, что ее нужно отправлять на парад, или на съемку очередной нетленки. Если танк куда-то поехал раз в год (проехать несколько сотен метров, например, на День Танкиста), уже хорошо, больше и не надо. А главное, что ваши душевные порывы насчет исторического парада оценят всего несколько процентов аудитории. Более 90 процентов зрителей зелененький танчик от серенького отличает, и ладушки. Причем эти самые 90% будут реагировать на заглохший раритет примерно так же, как на ту самую «Армату».
Возможен ли исторический парад в принципе? На этот вопрос ответ утвердительный. В Ногинске, например, подобные парады проводились (сейчас, по ряду причин, на паузе). Кроме того, уже несколько лет Музей Техники Вадима Задорожного проводит парады в разных городах. Для этого используются машины, собранные из кусков, по большей части на современных агрегатах. Другой вопрос, что всё это проводится частными коллекционерами и музеями, по совершенно отличному от военного регламенту. К тому же чего-то тяжелого на таких парадах обычно нет. А если кто-то думает, что обыватель различит СУ-85 от СУ-100, или Т-34 с 76-мм пушкой от чехословацкого послевоенного Т-34-85, у меня для вас плохие новости.
По моему личному мнению, о чем-то, напоминающем полноценный парад на Красной площади, ближайшие лет 5-10 можно даже не думать. Постепенно всё сводится к тому, что такой парад может проводиться как коммерческое мероприятие, то есть с привлечением частников. А у них пока что набор техники довольно скромный (хотя уже сейчас 30-40 танков и САУ наберется легко). При этом дистанция, которая будет проходиться такой техникой — это от Манежной площади до Васильевского спуска. Главный вопрос — нужен ли вообще парад в таком формате? Логика подсказывает, что нет. Историческую технику в движении сейчас на 9 мая можно увидеть много где. А для главного Парада Победы хватит и нескольких Т-34-85 во главе колонны.
источник: https://dzen.ru/a/Zi8y9A4VRhAneEGb