Юрий Пашолок. Маневренный танк прорыва по-английски
История опытного английского танка прорыва A1E1 Independent, первого в мире многобашенного танка
Содержание:
Первоначально танки предполагались как боевые машины массой несколько сотен тонн, габариты у них предполагались соответствующие. Далее, по мере работы Комитета по Сухопутному Флоту, стало понятно, что осётра надо урезать. В результате первый серийный танк, он же Tank Mark I, был куда меньше, чем «сухопутный флот», о котором грезили изначально. Тем не менее, первый серийный танк относился к тяжелому классу. Его концепция сводилась к созданию боевой машины, которая имела пушечно-пулеметное вооружение по периметру. Концепция «огневого ежа» очень быстро стала популярной. По ней же строилось вооружение немецкого тяжелого танка A7V и ряда других танков того периода.
По окончании Первой мировой войны тяжелые танки на время ушли в тень. Опыт показывал, что «ромбы» оказались чересчур медленными, также они получались дорогими. Приоритетом стало создание средних и легких танков, а от «ромбов» англичане стали постепенно избавляться. Тем не менее, полностью от тяжелых танков прорыва английские военные не отказывались. Они занимали важную роль в концепции боевого применения танков, которую разрабатывал Джон Фуллер. В рамках этой концепции создали и A1E1 Independent, первый тяжелый танк межвоенного периода.
Башни вместо спонсонов
В начале 20-х годов английское танкостроение двигалось по трем направлениям. Первым, наиболее приоритетным, являлось создание среднего, маневренного танка. Речь шла о Medium Mark D, скоростном танке, являвшемся золотой мечтой подполковника Фуллера. Такие танки должны были составлять основу английских бронетанковых сил. Машина была странной во всём, начиная с ходовой части и заканчивая боевым отделением. Башни у танка не было, а вооружение размещалось в своеобразной капсуле, находившейся в носовой части. В 1921 году появилось второе направление — легкий танк. Его разработка была поручена Vickers Limited, получившаяся машина имела обозначение Vickers Tank No.1. Он стал не только первым английским легким танком, но и первым английским танком, получившим башню кругового вращения. Несмотря на то, что судьба у Vickers Tank No.1 оказалась несчастливой, он был этапной разработкой для английского танкостроения. Часть реализованных на нем идей далее стали каноничными для английских танков межвоенного периода.
Имел Vickers Tank No.1 прямое отношение и к третьему направлению развития английского танкостроения. Появилось оно в 1922 году, изначально являясь не менее странной конструкцией, нежели Medium Mark D. Исходя из спецификации Военного Министерства, получалась примерно такая же гусеничная «сосиска». 3-фунтовая (47-мм) пушка, впервые появившаяся на Vickers Tank No.2, ставилась в носовой части рубки. По бортам появлялись два спонсона, в которых находились пулеметы. Танк должен был иметь пониженный силуэт и возможность преодолевать траншеи шириной не менее 2,8 метра. С учетом того, что к данным работам имел отношение Уолтер Вильсон, один из создателей «ромбов», не стоит удивляться такой концепции. По сути тот же «ромб», но на новом техническом уровне.
На Vickers Limited работы по танку возглавил сэр Джордж Томас Бакхем, главный конструктор компании. Как раз в это время шли работы по Vickers Tank No.2, а также запускалась разработка будущего Medium Tank Mk.I. На Vickers увидели, что спецификация Военного Министерства выглядит не лучшим решением. Строить еще один «ромб» не имело смысла, поэтому в марте 1923 года Военное Министерство получило два варианта танка. Первый соответствовал исходной спецификации, а вот второй выглядел гораздо интереснее. Он получал башню, напоминавшую то, что поставили на Vickers Tank No.2. В ней разместилась 3-фунтовая пушка. Вместо спонсонов поставили пулеметные башни, их число выросло до 4 штук. Главным преимуществом башен стало то, что у них сектор обстрела был существенно больше. Орудийная башня имела круговой сектор обстрела, а пулеметные — примерно по 150-160 градусов.
В 1924 году Генеральный Штаб инициировал работы по «запасному» варианту танка. Он стал первым, кто получил индекс, состоящий из буквы A и порядковой цифры. Обозначение A1E1, впрочем, появилось чуть позже. А поначалу он стал именоваться Independent. Такое обозначение было связано с назначением нового танка. По мнению английских военных, он мог действовать независимо, либо совместно с кавалерией. Этому способствовала невиданная для тяжелого танка скорость — до 32 км/ч. То есть подвижность Independent оказывалась равна «маневренному» танку.
Новый танк прорыва создавался совместно Vickers и группой Военного Министерства, которых возглавлял Вильсон. Ими были майор Т. Даруэлл, капитан И. Баск и капитан В. Блумер. Сама по себе совместная работа Vickers и английских военных была в то время нормой. Достаточно вспомнить Medium Tank Mk.I и Mk.II, которые разрабатывались, а затем выпускались Vickers и Королевским арсеналом в Вулидже. К 1 мая 1925 года был готов деревянный макет, который осматривали английские офицеры на заводе Vickers в Шеффилде. Реакция на разработку была сугубо положительной, хотя окончательное утверждение Independent получил только в сентябре 1926 года, когда опытный образец танка уже собирался.
Со стороны может показаться, что A1E1 Independent был чересчур длинным танком. На самом деле впечатление обманчиво. Длина танка составляла 7590 мм, что на полметра короче Tank Mark V и на полтора метра короче Medium Mark D. Неудивительно, что он вызвал у английских военных положительную реакцию. Вытянутым он кажется по той причине, что моторно-трансмиссионное отделение никто сокращать не собирался. Суммарно оно составляло едва ли не половину длины танка. Внутри разместился V-образный 12-цилиндровый двигатель Armstrong Siddeley объемом 35,8 литров и мощностью 350 лошадиных сил. Работал он в паре с коробкой передач швейцарской фирмы Winterthur (ныне RENK-MAAG). Также танк получил планетарные механизмы поворота конструкции Вильсона и гидравлический привод. Последнее было очень кстати, поскольку соотношение длины к ширине у A1E1 Independent оказалось не идеальным. Соответственно, и усилия на органы управления были немаленькими.
Изначально имевший боевую масса 29 тонн, Independent имел удельную мощность выше 10 л.с. на тонну, что явно оказалось ему на пользу. Вполне адекватной оказалась и ходовая часть, сильно отличавшаяся от Medium Tank Mk.I и Mk.II (хотя траки явно взяли с Medium Tank Mk.II). Помимо подвижности, танк мог похвастаться и адекватной броневой защитой. В лобовой части она достигала 28 мм, на тот момент это была легкая противоснарядная защита. Высокой оценки могло удостоиться и боевое отделение, и отделение управления. Механик-водитель размещался впереди, между двух малых пулеметных башен. Помимо удобства управления, место механика-водителя отличалось хорошей обзорностью. Общий экипаж составил 8 человек, из них трое размещалось в орудийной башне. Командир получил смотровую башенку, занимаясь только прямыми обязанностями. Из интересных решений также стоит выделить обшивку башни и боевого отделения в целом асбестом. Позднее такое решение использовали японские танкостроители.
Дорого и ненадежно
К постройке опытного образца A1E1 Independent завод Vickers в Шеффилде приступил в 1926 году. Сдали его в октябре того же года, а 13 ноября состоялся первый публичный показ. В этот день состоялся публичный показ последних достижений бронетанковой техники правительствам доминионов. Цель показа была очевидной — вызвать интерес у доминионов с целью закупки новой техники. Впрочем, купилось только правительство Австралии, позже заказавшее 4 Medium Tank Mk.II.
Более интересной эта демонстрация стала для самих английских военных. Особенно это касалось Фуллера, уже к тому времени полковника. По мнению главного английского теоретика применения танков, Independent был нужен не столько как «независимая» боевая единица, а в качестве средства прорыва вражеских линий обороны. Такие танки должны были возглавлять атаку, а уже за ними шли боевые машины полегче, которые развивали успех. То есть новинка предполагалась как танк прорыва, действующий в составе механизированного соединения. Как раз такое соединение, EMF (Experimental Mechanized Force, экспериментальные механизированные силы) Фуллер и формировал.
Впрочем, мечты о танке прорыва разбивались о жесткую действительность. Для начала, A1E1 Independent был не просто дорогим, а безумно дорогим. Его стоимость составила 77500 фунтов стерлингов. Для сравнения, Medium Tank Mk.II обходился в 8500 фунтов стерлингов. Мотор воздушного охлаждения Armstrong Siddeley оказался чересчур прожорливым. Даже по шоссе он потреблял 240 литров на 100 километров, плюс 10,5 литров масла на час работы двигателя. Также стали выявляться различные недоработки, связанные с ходовой частью, тормозами и коробкой передач.
Всё это стало причиной того, что в доработку танка постоянно вваливали деньги. Не то, чтобы впустую, позже очень многое пригодилось. Проблемы с тормозами решили за счет внедрения новых материалов, разработанных фирмой Ferodo, ныне ведущим производителем тормозов. Позже этот материал так и назывался — феродо. В 1928 году Вильсон разработал новую, планетарную коробку передач. Эта разработка также, в дальнейшем, массово применялась на танках, включая и английские. Вносили мелкие изменения и в другие детали, например, поддерживающие катки.
Несмотря на все усилия, «победить» Independent так и не удалось. Танк неважно себя чувствовал на пересеченной местности, отчасти тому виной и корпус, вытянутый как трамвай. Имелись и проблемы коммуникации экипажа. Как выяснилось, командир мог командовать не более чем одной башней. Одну из пулеметных башен (заднюю левую) переделали еще в ходе постройки. Ее заменили на конструкцию, которая могла вести зенитный огонь. Справедливости ради, тут англичане не стали новаторами. У немцев на Großtraktor кормовая башня исходно строилась как зенитная.
По итогам всех переделок масса танка постепенно достигла 31,5-32,5 тонн. Куда хуже то, что общий бюджет на переделки A1E1 Independent составил составил сумму, равную его ценнику. То есть совместно на танк потратили около 150000 фунтов стерлингов. Лишь в 1935 году танк окончательно забросили, как лишенный перспектив. Справедливости ради, появившиеся чуть позже средние танки A6 и Medium Tank Mk.III оказались не лучше своего собрата. Начиная с конца 20-х годов и вплоть до середины 30-х годов английскому танкостроению не везло.
С Independent связана одна детективная история. Речь идет об английском (шотландском) офицере Нормане Бейли-Стюарте, который в 1931 году передал немцам данные об A1E1 Independent. История известная, но на самом деле это не более чем секрет полишинеля. Данные об английском тяжелом танке, а также его снимки с демонстрации ноября 1926 года, имелись у Фрица Хейгля как минимум за пару лет до истории с Бейли-Стюартом. Более того, немецкий Nb.Fz. создавался под впечатлением от A6, а не A1E1. К тому же до того был еще и Großtraktor, строившийся под впечатлением от Medium Mark D. Фактически единственным родственником A1E1 Independent, причем идейным, был советский Т-35. Причем некоторые проблемы, свойственные английскому тяжелому танку, перекочевали и на советскую машину.
Единственное, в чем A1E1 Independent повезло, так это в дальнейшей судьбе. Танк благополучно пережил войну (в 1940 году его использовали как огневую точку рядом с учебным лагерем Бовигтон), а позже он занял место в танковом музее. Там он пребывает и поныне. При всех проблемах следует признать, что для английского, да и мирового танкостроения, этот танк стал этапной разработкой. Это был первый в мире многобашенный танк, а также первый маневренный танк прорыва. Ряд реализованных в нем решений потом использовалось в ряде стран мира. Так что пустой тратой времени и средств A1E1 Independent точно не назвать.
Список источников
- Tank A1E1, Independent, Tankette 45–4
- IWM Collection
- tankdevelopment.blogspot.ru
- blog.twmuseums.org.uk
- Фотоархив автора
- www.tanks-encyclopedia.com
источник: https://dzen.ru/a/Y_yi0XIFHgahg2Eq