История UNIC TU 1, создававшегося как легкий тягач противотанковой артиллерии для французской пехоты
В 30-е годы французская армия внезапно обнаружила, что с автотранспортом у нее дела обстоят, мягко говоря, неважно. При этому одну только французскую армию тут винить было бы неправильно. Да, не самое лучшее финансовое положение ограничивало объемы закупок, но есть и масса вопросов к французской автомобильной промышленности. Для Франции, как и для Германии, было свойственно наличие нескольких десятков более-менее крупных фирм, из которых минимум полтора-два десятка занималось поставкой машин в армию. При этом что-то похожее на массовое производство наблюдалось у небольшого числа из них. Да и то, даже на фоне немецких серий в несколько тысяч машин французское производство выглядело как-то несерьёзно. Вместо нескольких тысяч речь шла о нескольких сотнях. Конечно, во второй половине 30-х годов французы всё же начали шевелиться, но, опять же, даже на фоне немцев всё это выглядело крайне скромно.
Одним из наиболее запущенных направлений у французской армии оказались артиллерийские тягачи. Если в 20-е годы небольшие объемы поставок еще как-то можно объяснить, то происходившее во второй половине 30-х должно было вызвать тревогу. Достаточно сказать, что из 4500 заказанных гусеничных тягачей-транспортеров Renault UE, самой массовой французской машины в своём классе, на начало войны имелось всего 2848 штук. При этом Renault UE, откровенно говоря, к концу 30-х устарел. После взгляда на эту производную танкетки Carden-Loyd начинаешь понимать, какой шикарной машиной был наш «Комсомолец» (прямой одноклассник, на всякий пожарный). Между тем, французская кавалерия в начале 1938 года сформировала ТТТ на легкий артиллерийский тягач для 25-мм противотанковой пушки. Скорость не менее 60 км/ч, 5 человек экипажа, возможность перевозить не менее 250 кг боезапаса. Примерно то же самое захотела и французская пехота. В результате финалистов конкурса оказалось два — Laffly V 15 T и Latil M7T1. Осенью 1938 года детище Laffly выбрала кавалерия, а Latil M7T1 оказался интересен пехоте, правда, заказ на эту машину последовал позже. Но уже вскоре у Latil M7T1 образовался даже не конкурент, а дополнение.
Одной из темных лошадок французской автомобильной промышленности была UNIC. Фирма из Пюто хорошо сориентировалась в складывающейся ситуации и сделала правильные выводы. Для начала она подхватила у Citroën производство полугусеничных тягачей. Изначально как подрядчик (Citroën P 107 исходно уже отчасти UNIC), а затем как основной производитель. При этом UNIC более-менее умела в массовость. Далее фирма из Пюто продолжила наращивать объемы выпуска грузовиков, к 1938 году окончательно отказавшись от выпуска легковых машин. Вместо них UNIC производила грузовики и тягачи, с ориентацией на военные заказы. А еще руководство UNIC проявляло инициативу. Одной из таких инициатив стал легкий полугусеничный тягач, впервые упомянутый 18 января 1939 года. Известен он как UNIC TU 1.
Вероятнее всего, в UNIC были осведомлены о непростой ситуации, которая складывалась вокруг легких тягачей противотанковой артиллерии. Если у кавалерии имелись хоть какие-то средства механизации, то в пехоте ситуация выглядела явно плохо. Часть 25-мм противотанковых пушек таскали конной тягой, а уже упомянутый Renault UE был слишком медленным. Latil M7T1 на тот момент еще проходил испытания. Одним словом, UNIC решила рискнуть. У нее уже был жирный кусок в виде полугусеничных тягачей UNIC P 107 BU, а теперь появилась возможность приплюсовать еще и тягач 25-мм противотанковой пушки. Требовалось таких тягачей много, поэтому даже наличие Latil M7T1 большой проблемой не являлось.
Создавался новый полугусеничный тягач по спецификации, напоминающей ТЗ на Latil M7T1 и Laffly V 15 T. Ожидалась максимальная скорость порядка 50-60 км/ч, тягач должен был таскать за собой прицеп массой до 600 кг. В уточненной спецификации нагрузка конкретизировалась: 25-мм противотанковая пушка, либо универсальный пехотный прицеп обр.1937 года (грузоподъемность до 668 кг), плюс перевозка в кузове боеприпасов массой до 500 кг. Впрочем, ожидать такой же прыти, как у полноприводных тягачей Laffly и Latil, было немного наивно. Полугусеничная машина по умолчанию получалась медленнее, тем более что мотор на UNIC TU 1 стоял очень похожий. Двигатель UNIC M 16 D объемом 2,15 литра развивал мощность 50 л.с. при 3000 об/мин. При массе машины 2165 кг удельная мощность вполне адекватная, но полугусеничная схема сделала UNIC TU 1 менее прытким. На испытаниях, которые начались 24 января 1939 года, машина показала скорость не более 46 км/ч. Правда, средняя скорость по шоссе, вместе с прицепом, составила 33 км/ч, для тягача противотанковой артиллерии этого оказалось достаточно. Тем более что у 25-мм противотанковой пушки SA 25 скорость перевозки была не более 35-40 км/ч.
Надо сказать, что UNIC удалось сделать более легкую, нежели у конкурентов, машину. Другой вопрос, какой ценой. Почему пехота выбрала Latil M7T1, было очевидно, если вы посмотрите на салон этой машины. Одним из требований к тягачу являлось размещение расчета противотанковой пушки. Это означало экипаж 1+4 человека. Latil M7T1 такое размещение вполне обеспечивал, впереди, конечно, было не очень комфортно, но это пока вы не сидели в Laffly V 15 T. Там расчет сидел почти на полу, такова была плата за низкий силуэт. А теперь мысленно подходим к UNIC TU 1… Даже в случае с опытным образцом, у которого вместо кузова была платформа, возникали смутные подозрения. Достаточно просто посмотреть на кабину. Подобно Laffly V 15 T, водитель по сути сидел на полу, от более плотного знакомства с кочками его спасали только подушки сиденья. Но это половина беды: фактически кабина была 1+1, поскольку справа от водителя находилась довольно высокая площадка. Как говорится, жить захочешь — не так раскорячишься, но сидеть там было совсем не комфортно (впрочем, там сиденья и не предусматривалось). Позже, когда появился кузов, там потенциально можно было разместиться еще четверым. О комфорте, впрочем, говорить не приходилось. А еще машина получилась существенно ниже и уже колесных аналогов.
В отличие от UNIC P 107, который всё же был скорее детищем Citroën, модель TU 1 стала полностью своей разработкой. Особенно это касалось ходовой части системы Semri. К гусеничной тележке Адольфа Кегресса она не имела ровным счетом никакого отношения. Получилась довольно компактная и простая конструкция, с двумя цельнометаллическими катками на борт. Их блокировали в тележку, имевшую рессорную подвеску. Полностью оригинальной была и гусеничная лента, хотя тем, кто говорит о полном отсутствии в ней резины, всё же стоит быть более внимательными. Траки с шарнирами, подозрительно напоминающими разработки Книпкампа, получали резиновые подушки. Похожую схему, под конец жизни, выбрал и Кегресс, но у системы Semri это получилось более успешно. Ходовая часть вполне обеспечивала UNIC TU 1 нормальную подвижность и при этом имела адекватный ресурс.
После испытаний опытного образца последовала переделка машины. В это время командование французской пехоты обдумывало дальнейшие действия. С одной стороны, 3 февраля 1939 года последовал заказ на первые 175 Latil M7T1, явно более удачный. С другой стороны, проблема моторизации противотанковых подразделений стояла очень остро. Да и на фоне Renault UE детище UNIC выглядело не так и плохо. А еще была такая штуковина, как трактор снабжения Renault ACD 1 из всё того же Renault UE. Такая же банка людей, но еще меньше и медленнее. Поэтому еще 26 мая 1939 года было принято предварительное решение о принятии UNIC TU 1 на вооружение. По планам, эти машины предполагалось направлять в моторизованные пехотные дивизии как тягачи легкой противотанковой артиллерии.
Как обычно, французские военные тянули резину. Реально контракт на поставку 1000 «пехотных тягачей UNIC TU 1» был подписан только 12 сентября 1939 года. Что делали французские военные более 3,5 месяцев, загадка. Зато планы выглядели, как обычно, напоминающими реорганизацию Нью-Васюков. В феврале 1940 года ожидалось получить первые 100 тягачей, в марте 120 штук и по 150 штук каждый месяц. Производство заканчивалось в сентябре 1940 года. В декабре 1939 года контракт переиграли до 1570 машин. Но и это не выглядело финалом: 24 апреля 1940 года появился финальный контракт, № 44 PrGN, согласно ему UNIC сдавала 2020 тягачей. Откуда брались такие цифры, становится понятно из запросов пехоты. В каждую DIM (Division Infanterie Motorisée, пехотная моторизованная дивизия) требовалось 246 легких тягачей. При этом Latil M7T1 заказывали в меньшем объеме. Они тоже шли в DIM, но как тягачи CDAC (Compagnie Divisionnaire Antichar, батарея противотанковых орудий, 12 пушек с тягачами). И если Latil M7T1 предполагалась как чистый тягач ПТО, то малый полугус UNIC имел более широкую специализацию.
Реальность оказалась несколько отличающейся от планов французской пехоты. Вместо февраля первые UNIC TU 1 стали поступать с конца марта 1940 года, за первый месяц сдали 10 машин. При этом нельзя сказать, что в Пюто тянули резину. Если вы посмотрите на темпы выпуска аналогов UNIC TU 1, то увидите куда более запущенную ситуацию. Licorne, которая вместо Laffly выпускала модель V 15 T, первое задание на машину получила еще до войны. Но к 12 мая 1940 года была готова всего 91 машина, а общий выпуск составил около 200 тягачей. Latil к 31 мая 1940 года сдала 141 тягач M7T1, а всего их было 170 штук. Так вот, UNIC за апрель 1940 года сдала 82 тягача, а за май 87 штук. Вполне себе бодрые темпы, особенно на фоне остальных. Дернись французские военные на три месяца раньше, темпы в 150 машин за месяц вполне могли быть реальными.
Между тем, в мае 1940 года UNIC TU 1 нашлась новая работа. Когда внезапно начались работы по колесным истребителям танков Laffly W 15 TCC, для них понадобились подвозчики боеприпасов. Иных кандидатур, как полугусеничный тягач UNIC, попросту не нашлось. Согласно штату батареи истребителей танков, на 6 Laffly W 15 TCC приходилось 3 UNIC TU 1. Каждый тащил по 200 унитаров к 47-мм пушке, из них часть в уже упомянутом универсальном пехотном прицепе обр.1937 года. Сколько точно таких подвозчиков ушло в кавалерию, неизвестно, но они туда точно попадали. Попадали UNIC TU 1 и туда, куда ранее не планировались. Например, 17 тягачей уехало в 48-й танковый батальон, еще минимум 3 в 50-й танковый батальон. Одним словом, машина оказалась нарасхват. Скорее по той причине, что ничего иного не имелось, да и получился, при всех минусах, тягач вполне подвижный. Причем применялся он больше как подвозчик боеприпасов.
В общей сложности было сдано 236 UNIC TU 1, с номерами шасси 106001-106236. Регистрационные номера находились в пределах P 49781-P 49958. Последние выпущенные машины, судя по всему, накрыли прямо на заводе. На этом производство легких полугусов UNIC закончилось. В отличие от Latil и Licorne, для немцев эти машины не делались. Конечно, те приняли их на вооружение как Zugkraftwagen U 305 (f), но в первой линии не применяли. В отличие от продукции Licorne и Latil. Слишком маленький и тесный тягач явно не пришелся ко двору, поэтому применяли их только во Франции.
Часть Zugkraftwagen U 305 (f) дожило до лета 1944 года, после чего стали двойными трофеями. Из этого числа до наших дней дожило 2 машины. Первая некоторое время находилась в Музее Победы, Оберн, штат Индиана. После того, как музей закрылся, машина вернулась во Францию, став частью коллекции Эрика Кауфмана. Второй экземпляр восстановлен ассоциацией France 40 Véhicules, он является постоянным участником военно-исторических мероприятий. Напоследок стоит отметить, что UNIC TU 1 следует рассматривать как своеобразный мобилизационный тягач. Явно уступая Latil M7T1, этот тягач имел одно преимущество — массовость. То, что запущенный в производство позже всех тягач по объемам выпуска превзошел аналоги, говорит о многом. Ну а что касается общей конструкции… Жаль, что такой машины нет у нас, в нее бы сажать тех, кто кричит о неудобных советских машинах. Узнали бы для себя много нового.
Список источников:
-
-
- Massin L’automobile sous l’uniforme 1939-1940, Francois Vauvillier, Jean-Michel Touraine, Massin Editeur, 1992.
- Guerre, blindés & matériel (GBM) № 85, 98, 108
- Beute-Kraftfahrzeuge und -Panzer der deutschen Wehrmacht, Walter J Spielberger, Motorbuch, 1989
- US NARA
-