История Hotchkiss H 39, французского легкого танка, который строился для кавалерии, но половина из них оказалась в пехоте
Начало 30-х годов французское танкостроение встретило в весьма запущенном состоянии. С одной стороны, вроде как работы идут, и даже что-то в серии. С другой же стороны, если присмотреться, то ситуация не лучше, чем у англичан. У тех хотя бы покупают танки на экспорт, а французы ваяли такое, что растеряли клиентов. Достаточно сказать, что концепцию Renault FT удалось довести до маразма. Танк по сути надули, добавили радиста, усилили броню… в результате получился Char D1, больше похожий на средний танк, чем на легкий. Неудивительно, что французские военные (да и не только они) начали посматривать на английские разработки. Французская кавалерия и вовсе захотела «броневики» по образу и подобию английских «патрульных» танков. Так появились машины семейства AMR. Да и машины снабжения Renault UE, самые многочисленные гусеничные боевые машины французской армии, имели английскую родословную. Renault по сути украла концепцию танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Английский след можно увидеть и в новых французских легких танках, правда, с местным колоритом.
Самое интересное, что у этих самых легких танков нового поколения и идеолог был англичанин. Генри Айнсворт, генеральный директор Hotchkiss, выдвинул идею 6-тонной «танкетки» с экипажем из 2 человек. Машина собиралась из крупногабаритных литых деталей при помощи болтовых соединений, что упрощало производство. В июне 1933 года Hotchkiss обратилась с идеей в Консультативный Совет по Вооружениям. Там с предложением согласились, но уже 2 августа 1933 года французские военные запустили конкурс. Результатом стало то, что Hotchkiss построила 3 опытных образца машины, но выиграла Renault со своим легким танком Renault ZM. Его приняли на вооружение как Renault R 35. Так бы и осталась Hotchkiss у разбитого корыта, но машиной заинтересовалась французская кавалерия. Дело в том, что танк от Hotchkiss имел более высокую подвижность, чем Renault ZM, а командование кавалерии оказалось обеспокоено задержкой поставок «броневиков» AMR. В результате осенью 1935 года появился интерес к танку, отвергнутому французской пехотой.
В ноябре 1935 года легкий пехотный танк Hotchkiss приняли на вооружение французской кавалерии как Char léger Modèle 1935 H, DIT. Известен он, впрочем, как Hotchkiss H 35. Первоначальный заказ составил 200 танков. Машина вроде бы не особо чтобы подвижная, но с учетом провала программы «броневиков» AMR кавалерии деваться оказалось некуда. Hotchkiss H 35 занял нишу между AMR и SOMUA S 35, который официально тоже был «броневиком». Фактически единственным официальным танком французской кавалерии стало детище Hotchkiss. Всего их построили 400 штук, из них 100 по заказу французской пехоты, которая начала догадываться, что выбор Renault ZM оказался неправильным. А кавалерия, наоборот, оказалась довольной, поскольку заказ из 300 танков Hotchkiss выполнила меньше чем за полтора года. Для того времени это очень быстро, особенно если смотреть на темпы выпуска французских танков. Естественно, последовало продолжение. Им стал танк, известный как Hotchkiss H 39.
Появление модернизированного Char léger Modèle 1935 H, DIT выглядело логичным решением. Все же 75-сильный мотор для 10,6 тонн боевой массы — это как-то маловато. Если рассматривать машину как танк поддержки пехоты, коим он и являлся, дела обстояли вполне неплохо. Для кавалерии же требовался более быстрый танк, способный поддерживать ту же среднюю скорость по шоссе, что и SOMUA S 35. Также опыт эксплуатации показал, что резиновые бандажи опорных катков имеют обыкновение довольно быстро выходить из строя. Поэтому в 1937 году были запущены работы по модернизации Hotchkiss H 35.
В 1937 году на испытания вышел первый вариант модернизации Hotchkiss H 35. В танк имплантировали рядный 6-цилиндровый мотор Hotchkiss 686, подготовленный для ралли «Монте-Карло». Доработанный мотор развивал мощность 117 лошадиных сил, это заметно подняло удельную мощность машины. В результате танк стал подвижнее SOMUA S 35: на испытаниях скорость достигла 45 км/ч. Вот только мотор оказался неподходящим для машины. Одной мощности мало, да еще и работал он на таких режимах, что коробке передач стало плохо.
Решением проблемы стал специально разработанный мотор объемом 5,98 литров. Он оказался даже мощнее спортивного двигателя, но 120 лошадиных сил достигалось при 2800 об/мин (а не при 4000 об/мин). Мотор получился всё равно более высокооборотистым, но в пределах разумного. Правда, мотор был не только мощнее, но и крупнее, поэтому кормовую часть корпуса пришлось переделывать. По итогам боевая масса достигла 12 тонн. Естественно, машина стала медленнее, но удельная мощность сохранилась на уровне 10 л.с. на тонну. Скорость снизилась до 36,5 км/ч, но общая подвижность стала аналогичной SOMUA S 35. Да и скорость по по проселку стала вполне приличной — 16 км/ч. Как минимум не хуже основной массы одноклассников. Опорные катки стали цельнометаллическими, проблему с бандажами решили радикальным способом.
Отдельно стоит упомянуть то, как танк именовался. Дело в том, что на самом Hotchkiss танк обозначили как Char léger modèle 1938 série D, что позже свело многих с толку. Даже немцы именовали трофейный танк как Panzerkampfwagen 38H (f). На самом деле это кривой индекс, как и встречающееся в литературе обозначение Hotchkiss H 38. На самом деле официально машину приняли на вооружение 18 февраля 1939 года. И называлась она, соответственно, Char léger modèle 1935 H modifié 1939. Более известен этот танк как Hotchkiss H 39, хотя некоторые исследователи продолжают упорно его называть H 38. По их мнению, «каноничный» H 39 отличается еще и пушкой, но тут можно только посмеяться. Что же касается реального танка, то в марте 1939 года сдали первую машину с регистрационным номером 40401. Ну а почему серия D — это потому что была первая серия из 200 Hotchkiss H 35 для кавалерии, серия из 100 танков для пехоты и еще 100 для кавалерии. Формально танк четвертой серии.
Вообще ситуация с выпуском Hotchkiss H 39 выглядела комичной. Еще раз стоит подчеркнуть, что танк создавался для кавалерии, поскольку имел более высокую подвижность. На этом фоне выглядит та ситуация, что из 220 танков данного типа, которые выпустили к началу Второй мировой войны, кавалерии ушло всего… 16. Еще 3 танка успели продать в Польшу, случилось это в июле 1939 года. Остальные H 39 находились во французской пехоте. 180 машин распределили по 4 танковым батальонам, имевшим штатную численность 45 танков в каждом, 4 машин на складах и 16 в резерве. По факту кавалерия стала получать новые танки только после начала войны. Тем не менее, даже по состоянию на 1 апреля 1940 года больше половины Hotchkiss H 39 находилось в составе пехотных частей.
Причин такой странной ситуации было несколько. Во-первых, танк от Hotchkiss получился банально лучше Renault R 35, причем дело было не только в подвижности. С ходовой Renault R 35 было не всё в порядке, неспроста в 1940 году перешли на выпуск R 40 с новой ходовой частью. Ее, кстати, в опытном порядке ставили и на H 39, но в серию не пустили. Во-вторых, и с объемами производства дела обстояли не очень. Поэтому пехота и заказывала «кавалеристов». К 1 апреля 1940 года их имелся 271 танк, из них 223-225 в 5 танковых батальонах. У кавалерии их насчитывалось 252 штуки.
В итоге именно Hotchkiss H 39 стал первым французским танком с французским же экипажем, который во время Второй мировой войны схлестнулся с немцами. Случилось это 7 мая 1940 года. В Нарвике высадилась 342-я отдельная танковая рота, имевшая в своём составе 15 H 39. Попытка применения с английских десантных кораблей оказалась неудачной. Одной из наиболее известных фотографий сражения за Нарвик стал застрявший танк с регистрационным номером 40747, застрявший на побережье. Всего же рота потеряла 3 танка из 5 реально воевавших. Оставшиеся машины уехали в Англию. Между тем, с 10 мая стало горячо уже во Франции.
К 1 мая 1940 года Hotchkiss сдала 557 танков данного типа. Из них примерно треть получила 37-мм пушки SA 38. Это орудие, которое стали ставить на танки с 1940 года, считается признаком «настоящего» Hotchkiss H 39, но тут можно только улыбнуться. Помимо нового оружия, которое могло поражать броню толщиной 30 мм, танки выпуска 1940 года отличались наличием «хвоста».
Он не только повышал проходимость через окопы, но и служил для размещения ящика ЗИП. Следует отметить, что французский генеральный штаб имел большие планы на H 39. Постепенно предполагалось довести ежемесячный объем выпуска до 250 штук. Вряд ли Hotchiss был способен на такие подвиги, но даже 150 штук в месяц — это вполне по силам. Для сравнения, пиковый заказ на Renault R 40 составлял всего лишь 120 штук. Очень многое говорит о приоритетах.
Всего Hotchkiss H 39 смог попасть в 8 кавалерийских подразделений и 10 пехотных. Суммарный объем выпуска составил 710 штук, по французским меркам очень даже прилично. «Гочкисы» умудрились поучаствовать в целом ряде ключевых сражений. В том числе они участвовали и в знаменитом контрнаступлении под Аррасом.
Эта машина стала лучшим французским легким танком, другой вопрос, что требовалось их в разы больше. Не говоря уже о том, что с организацией боевых действий у французов дела обстояли хуже Красной Армии летом 1941 года. Про то, что уровень взаимодействия был низок, можно и не говорить. Что же касается толстой брони, то они не особо и сработала. На дистанции в несколько сотен метров, но она всё же пробивалась. С учетом того, что обзорность оказалась не лучшей, часто это становилось причиной гибели танков.
Сказать то, что Hotckiss H 39 никак себя не проявили, точно нельзя. Эти машины вполне достойно повоевали, да и уровень живучести у них оказался повыше Renault R 35. Другое дело, что заткнуть ими бреши в системе вооружения французской армии было невозможно. Так что в полной мере кавалерийскими «Гочкисами» воспользовались не французы, а немцы. В общей сложности им досталось около 600 H 35/H 39, которые они смогли ввести в строй.
Список источников:
- US NARA
- CAAPC
- Hotchkiss H 35/H 39, Pascal Danjou, TRACKSTORY №6, 2006
- Hotchkiss H 39, Pascal Danjou, Focus №5, 2009
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914-1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Архив автора
- eBay