Юрий Пашолок. Лимузин как самоходный миномет. Самоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ

17
Юрий Пашолок. Лимузин как самоходный миномет. Самоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ

Юрий Пашолок. Лимузин как самоходный миномет. Самоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ

В межвоенные годы подавляющее большинство автомобилей, которые выпускались на территории Советского Союза, так или иначе являлись «военнообязанными». Это касалось и легковых автомобилей, которых и так было считанное число моделей. Кроме того, на их базе прорабатывались, а зачастую и выпускались, легкие бронеавтомобили. Это касалось, прежде всего, продукции Горьковского Автомобильного Завода. А вот в случае с Заводом Имени Сталина бронемашины как-то нечасто становились темой. Конечно, были кое-какие единичные экземпляры, и даже пробная серия бронемашин БА-11 на шасси ЗИС-34, но в целом ЗИС-ы не так часто становились объектами для подобных экспериментов.

ЗИС-101 являлся машиной, которая редко использовалась для всевозможных военных переделок

ЗИС-101 являлся машиной, которая редко использовалась для всевозможных военных переделок

Кто практически полностью избежал подобных экспериментов, так это представительский автомобиль ЗИС-101. Данная машина, выпускавшаяся с кузовом лимузин, существовала в виде броневика (единичные экземпляры), но в целом даже в армии такие машины использовались исключительно по прямом назначению. Да и то, у ЗИС-101 проходимость была так себе, даже для легкового автомобиля, посему его как армейскую машину использовали не очень чтобы широко. В целом это был самый «не военный» советский автомобиль. Даже как командирская (штабная) машина он был не очень подходящим. Тем не менее, их всё равно использовали для военных целей, в частности, для создания на их базе звуковещательных станций. Впрочем, самая необычная версия ЗИС-101 была создана в Ленинграде, ее авторами стали члены ленинградского отделения Всесоюзного научного инженерно-технического общества. Именовалось оно как ЛОНИТОМАШ (Ленинградское отделение Научного инженерно-технического общества машиностроителей), а сам проект появился с ноябре 1941 года, то есть в самое трудное для Ленинграда время. Данная разработка в принципе неизвестна, поскольку осела не просто в недрах Центрального Архива Министерства Обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ), а в отделе изобретений ГБТУ КА, где в основном лежат всякие прожекты.

Проект самоходного миномета на базе ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ. Или не проект?

Проект самоходного миномета на базе ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ. Или не проект?

Отчасти и эта разработка относится к той же категории. Дело в том, что в 28 июня 1942 года из Ленинграда прибыло письмо с проектным заданием «Минометный автобронекорпус Среднеазиатских Республик (на легковых машинах)». Сама идея, впрочем, была более ранней — конца 1941 года. Вся грандиозность идеи ощущается в самых первых строчках предложения:

«В Средней Азии имеется значительное количество автомашин ЗИС-101 и других легковых машин. Эти машины легко могут быть превращены в минометные бронемашины с установкой на них 82 мм и, при известных условиях, даже 120 мм минометов.

Возможно, таким образом, сформировать мощное минометное соединение на 540 бронемашинах (автоминометный корпус Среднеазиатских республик в составе минометных автополков, по одному полку от каждой республики — Узбекской, Туркменской, Таджикской, Казахстанской и Киргизской).

Корпус формируется на Южном фронте. Обладая исключительной мобильностью (скорость передвижения до 100 км/ч), такое соединение, в целом или отдельно входящие в него части, в случае надобности могут быть быстро переброшены в любой сектор фронта, где выявились наступательные действия противника или готовится наше наступление.

Такая возможность будет иметь весьма серьёзное значение и для обороны, и для наступления на Южном фронте, который защищает подступы к Средней Азии.»
[ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1070, л.4]

Схема поворотной платформы для установки в ней 82-мм миномета

Схема поворотной платформы для установки в ней 82-мм миномета

К столь грандиозной идее предлагалась общая концепция самоходного миномета. В качестве основы использовалось шасси ЗИС-101, как наиболее быстрая из имевшихся в Советском Союзе серийных машин. Также в расчет бралась высокая скорость движения назад, для самоходного миномета это важный параметр. Авторами проекта принималось во внимание то, что масса всего того, что они ставили на шасси ЗИС-101, составляет около 2000 кг, то есть на 500-600 кг больше кузова машины. По их мнению, рама бы выдержала подобные издевательства, в случае необходимости она усиливалась путем установок дополнительных накладок и косынок. Для повышения надежности подвески в рессоры вкладывались дополнительные листы. Хорошо знали в ЛОНИТОМАШ и про плохую проходимость машины: по мнению авторов идеи, за счет иного кузова, данный недостаток частично устранялся, а шасси по проходимости приближалось бы к ЗИС-5.

Шасси ЗИС-101, в случае необходимости авторы проекта предлагали ее усилить

Шасси ЗИС-101, в случае необходимости авторы проекта предлагали ее усилить

Вместо штатного кузова на усиленное, в случае необходимости, шасси ЗИС-101 ставился совершенно новый кузов. Он имел закрытую кабину, а также открытый сверху кузов. В кузове размещалась специальная поворотная платформа, чем-то похожая на платформу 37-мм зенитной автоматической пушки 61-К. Схожим был и принцип работы механизма наводки по горизонтали. На платформе крепился 82-мм миномет, которому обеспечивался круговой обстрел. В случае необходимости авторы проекта предлагали ставить быстро устанавливаемые опоры для стрельбы из миномета. Похожая идея была и для установки 120-мм миномета, но при этом, вместо закрытого кузова, предлагалась деревянное основание, а диаметр вращающейся платформы увеличивался до 2400 мм.

Проект постановления о формировании автоминометного корпуса Среднеазиатских республик

Проект постановления о формировании автоминометного корпуса Среднеазиатских республик

Помимо непосредственного описания самоходного миномета на базе ЗИС-101, к проекту прилагалось и подробное описание процесса формирования автоминометного корпуса Среднеазиатских республик. Были посчитаны затраты на изготовление машин, согласно подсчету, обходилась такая штука в 15 тысяч рублей. Весьма бюджетно, это ниже стоимости легкого бронеавтомобиля (без учета шасси ЗИС-101, разумеется, но его и так забирали из народного хозяйства). В общей сложности на все работы, включая подбор машин поддержки и обучение личного состава, получалась сумма в 11,5 миллионов рублей. Был даже подготовлен проект постановления о формировании автоминометного корпуса Среднеазиатских республик. Одним словом, ЛОНИТОМАШ подготовился весьма основательно. Правда, было одно маленькое «но»: никакой необходимости в таком боевом соединении не имелось. В Средней Азии к тому моменту всё было спокойно, а имеющихся частей хватало для обеспечения порядка. Так что толпа самоходных минометов оказалась попросту не нужна, а предложение отправилось в архив.

Как можно заметить, данная идея была не простым изобретением. Силами ЛОНИТОМАШ что-то похожее было построено и испытано

Как можно заметить, данная идея была не простым изобретением. Силами ЛОНИТОМАШ что-то похожее было построено и испытано

Во всей этой истории есть одно маленькое «но». Дело в том, что подобных изобретений хватало, но они обычно носили характер теоретических предложений. В случае с ЛОНИТОМАШ ситуация была совсем иной. Под руководством профессора А.И. Чистякова, который являлся начальником спецформирования ЛОНИТОМАШ, было создано немало интересных конструкций. Так вот, 17 ноября 1941 года на Охтенском полигоне были проведены испытания самоходного миномета. Судя по описанию, там как раз была та самая поворотная платформа, которую описывали в предложении. Так что в отделе изобретений ГБТУ КА лежит проект, за которым скрывалась реальная машина. Описывается, конечно, грузовик, но на самом деле, судя по всему, речь шла про шасси ЗИС-101. Что же касается самоходных минометов ЛОНИТОМАШ, то про них еще не раз будет идти речь. Это были совсем даже не изобретения, а вполне реальные машины, которые строились и испытывались.

Источники:

  1. ЦАМО РФ

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/limuzin-kak-samohodnyi-minomet-5f813d2842a69673f7fbe2c0

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account