Юрий Пашолок. Легкий швед с богемской родословной

14
Юрий Пашолок. Легкий швед с богемской родословной

Юрий Пашолок. Легкий швед с богемской родословной

История шведского легкого танка Strv m/41, лицензионной версии LT vz.38

Шведские военные не особо мучились в вопросе того, как именно обеспечивать свою армию новыми образцами вооружения и военной техники. Особенно это касалось танков. К моменту, когда Швеция созрела для создания собственных танковых частей, начинать надо было с нуля. Даже для шведской промышленности, которая была наиболее мощной в регионе, задача создания танка являлась непростой. Поэтому шведы поступили наиболее правильно: они полулегально купили в Германии 10 шасси легких танков LK-II, а далее их дособрали уже у себя. То есть Strv m/21, так этот танк стал именоваться далее, частично был шведским. В дальнейшем шведы продолжали придерживаться схожей политики. Разработчик танка совсем не обязательно мог быть шведом, но окончательная сборка машин всё же проводилась в Швеции. При этом шведских военных не смущало, что Landsverk, например, был под контролем немецкой G.H.H. Главное, что по итогам продукция Landsverk всё равно шла и в шведскую армию.

Эрик Гиллнер (в кепке) и Фале Бурман (в каракулевой шапке, на заднем плане) общаются с Юрием Хейдой, главой ČKD, март 1937 года

Эрик Гиллнер (в кепке) и Фале Бурман (в каракулевой шапке, на заднем плане) общаются с Юрием Хейдой, главой ČKD, март 1937 года

Столь же прагматичный подход у шведов оставался и далее. В KAAD (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) прекрасно были в курсе, на кого реально работали и Landsverk, и Bofors. А еще там хорошо умели считать деньги. Нейтральный статус не позволял шведской королевской армии особо шиковать, а уж в случае с танками тем более. И шведский парламент было трудно убедить, что ситуация в Европе накаляется. Посему когда армии выделили хоть какие-то деньги, там начали хорошо так считать. И тут выяснилось, что Landsverk L-120, малый танк-разведчик, как-то дороговат. Тогда шведы начали искать альтернативу и нашли ее довольно быстро. В Чехословакии. KAAD отправил туда комиссию, куда вошли капитан Эрик Гиллнер, майор Йёста Братт, подполковник Андерс Бергквист, капитан Хельг Юнг и капитан Фале Бурман. Там быстро нашелся общий язык с ČKD, предложившей танкетку Praga AH-IV. Благодаря гибкой политике ČKD и готовности организовать выпуск ее в Швеции (а также наличия партнера в виде Ackumulator AB Jungner) чехословацкое объединение сняло основную прибыль с заказа шведской армии. AH-IV-Sv запустили в серию как Strv m/37, это был самый массовый шведский танк на начало войны. И это стало только началом.

Таким Praga TNH-Sv предполагался изначально

Таким Praga TNH-Sv предполагался изначально

Еще в ходе демонстрации танкетки Praga AH-IV руководство ČKD решило развить успех, предложив шведской делегации чего-то более крупное. А именно легкий танк Praga TNH. Также ČKD стала зондировать почву с точки зрения среднего танка, предоставив в 1937 году информацию по танку V-8-H. А еще в переписке KATF (Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning, Департамент вооружений Королевской армии, так структура стала именоваться с 1937 года) стал фигурировать 8-тонный чехословацкий танк. По совпадению, как раз тогда ČKD получила мотор Scania-Vabis 1664. Шведы его дали не просто так, да и тот самый танк, который позже станет LT vz.38, изначально именовался Praga TNH-S. Впервые он появился в переписке в апреле 1937 года. Шведы всё же закупили 15 Lsndsverk L-60-S, они же Strv m/38, но про TNH-S отнюдь не забыли. Ну а для ČKD потенциальный танк для Швеции стал палочкой-выручалочкой. Когда вдруг понадобился потенциальный сменщик LT vz.35, уже имелся готовый проект. Дальнейшим развитием темы всё равно стал танк для Швеции. Одним словом, появление будущего Strv m/41 стало совсем не случайным.

Машина несколько отличалась от того, что заказали немного позже

Машина несколько отличалась от того, что заказали немного позже

Переписка относительно возможных закупок Praga TNH-S продолжалась и далее. Причин для этого было две — деньги и сроки. Продукция Landsverk поступала откровенно медленно, а ее стоимость оказывалась существенно выше конкурентов. По этой причине продукция ČKD продолжала рассматриваться как альтернатива. Тем более что LT vz.37 был весьма неплохой машиной, а а TNH-S как минимум не уступал L-60-S. По большому счету, единственным большим минусом танка была клепаная конструкция корпуса. В остальном же конструкция Алексея Сурина превосходила детище Отто Меркера. Даже прогрессивная торсионная подвеска не выглядела таким уж преимуществом. В результате уже к началу 1939 года Ackumulator AB Jungner активно вела переговоры о лицензионном производстве Praga TNH-S. Та на свет появился первый вариант танка для шведов — Praga TNH-Sv. От исходной машины он изначально отличался установкой шведского вооружения, а также новым, «трехглазым» смотровым прибором механика-водителя.

Вторая попытка заказать TNH-Sv, на сей раз 90 танков выпускались BMM

Вторая попытка заказать TNH-Sv, на сей раз 90 танков выпускались BMM

Переговоры закончились подписанием 14 марта 1939 года соглашения о поставке 50 танков ценой 750 тысяч чешских крон за штуку. Поставлялись они в течение 9 месяцев. На следующий день Чехословакия была оккупирована Германией. Впрочем, некоторое время проектные работы по контракту продолжались, хотя про 9 месяцев речь уже не шла. 6-й отдел Департамента Вооружений быстро понял, что такое LT vz.38, поэтому чехословацкий танк быстро запустили в серию уже для немцев. Шведский контракт стали постепенно подвигать, что вызывало у KATF беспокойство. По итогам переговоров комиссия KATF, во главе с Бурманом, прибыла на BMM (так теперь именовалась ČKD), где он впервые увидел Praga TNHSP. Бурман к тому моменту уже вышел в отставку, оставаясь консультантом Ackumulator AB Jungner. Комиссию танк очень впечатлил, даже в таком виде он превосходил L-60-S, который продолжал стремительно дорожать. Впрочем, и TNH-Sv стремительно дорожал. По итогам переговоров с капитаном Гейнихом, который оставался представителем ČKD и после превращения ее в BMM, цену утрясли до отметки 121691 шведскую крону за штуку. Откровенно говоря, дороговато, но это как сказать. Strv m/39 обходился уже в 173077 шведских крон за штуку, причем Landsverk была неспособна выпускать их в больших объемах.

По факту 90 танков, заказанных шведами, забрали немцы. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S в составе 20-й танковой дивизии

По факту 90 танков, заказанных шведами, забрали немцы. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S в составе 20-й танковой дивизии

21 марта 1940 года контракт на 50 TNH-Sv переиграли. Теперь речь шла о 90 танках, причем они отличались от исходной машины. Фактически шведы покупали Pz.Kpfw.38(t), при этом машина, по ходу действа, менялась. Шведы обязались поставлять для выпуска TNH-Sv подшипники, резину и компоненты для производства стали. Собственно говоря, то самое, за счет чего немцы вообще разговаривали со шведами. При этом немцы постепенно начали давить на Швецию, требуя уступок с точки зрения передвижения своих войск по ее территории. Прекрасно видя, что случилось сначала с Норвегией, а потом и с Данией, шведы уступили. На этом фоне продолжались поставки материалов для производства TNH-Sv, первые 15 танков ожидалось сдать в июне 1940 года, а далее по 20 ежемесячно. Самое интересное, что это бы удалось, но 18 июля 1940 года OKH постановила контракт со шведами аннулировать, а всё готовое забрать. Так появился Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S. Задел по производству стал причиной того, почему машина была такой странной. Лоб вроде как уже 25+25 мм, а борта корпуса и башни 15. Выпуск танка затянулся почти на год, а далее 90 машин попали, в основном, на вооружение 19-й и 20-й танковой дивизии. Сегодня как раз исполнилось 80 лет знаменитому бою на Ильинских Рубежах. Среди тех танков, которые попали под огонь подольских курсантов, были и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S, башенный 512 точно из этой серии.

...и в третий раз они пошли за ёлкой. На сей раз успешно

…и в третий раз они пошли за ёлкой. На сей раз успешно

Отмена производства TNH-Sv на BMM шведов не остановила. Теперь они хотели выпускать танки у себя, как это предполагалось изначально. При этом Ackumulator AB Jungner из игры выбыла, на ее месте появилась Scania-Vabis. В конце октября 1940 годе делегация KATF снова посетила Прагу. Там был подготовлен проект договора о лицензионном производстве, причем лицензию получала KATF, которая уже сама распоряжалась, кто будет выпускать танк. Сумма, указанная в договоре, была уже в рейхсмарках, а вот вместо BMM поначалу указывалась ČKD. Контракт, разумеется, был на немецком языке, что придавало делу еще более интересный оборот. Дальнейшая переписка, к слову, тоже шла на немецком, и там то BMM, то снова ČKD.

Третья итерация шведского TNH

Третья итерация шведского TNH

По итогам переговоров, которые вел Эрик Гиллнер, 23 ноября 1940 года всё же удалось подписать договор о лицензионном производстве TNH-Sv. Помимо лицензии, KATF платила еще 70800 рейхсмарок за опытный образец танка. Scania-Vabis, к 25 января 1941 года, предоставляла мотор, а спустя 2 месяца ожидался опытный образец с корпусом из конструкционной стали. С января с BMM на Scania-Vabis стала поступать техническая документация. Сам опытный образец танка был сдан 28 мая 1941 года. При этом TNH-Sv, уже третий с таким обозначением, получался заведомо хуже выпускавшихся тогда же Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E-F. Толщина лобовой брони составляла 25 мм, как у танков более раннего выпуска. Не имелось «воротника» вокруг башни, защищавшего погон, смотровые приборы остались старыми. Вполне в духе немцев, которые не хотели создавать себе лишних проблем в случае, если с бывшим клиентом придется потом воевать.

Первый построенный Strv m/41

Первый построенный Strv m/41

Вместе с тем, по итогам шведский вариант танка, получивший обозначение Strv m/41, всё же оказался лучше Pz.Kpfw.38(t) 1939-40 годов выпуска. Надо сказать, что срыв поставок этих боевых машин составил почти полгода. Несмотря на то, первый контракт со Scania-Vabis заключили еще 26 июня 1941 года, установочную партию из 30 машин завод сдал только в феврале 1942 года. Впрочем, и Landsverk особо не торопилась, что привело к решению подключить к выпуску Strv m/40 дополнительного подрядчика. Но на Scania-Vabis время зря не теряли. Там взяли на работу Гарри Йосса, чешского инженера, который в своё время организовывал выпуск Strv m/37. С его помощью не только налаживали выпуск нового танка, но и произвели адаптацию THN-Sv под шведское вооружение.

У опытной машины отличался антенный порт, который стоял с левой стороны башни

У опытной машины отличался антенный порт, который стоял с левой стороны башни

По итогам всех доработок между исходным проектом танка и финальной машиной имелся ряд отличий. Для начала, у Strv m/41 имелось большое преимущество под названием «шведская сталь». Она была куда более высокого качества, поскольку на себе шведы не экономили. Потому и цена на танк была выше. Вместо чехословацких пулеметов ZB vz.37 поставили шведские ksp m/39 (Kulspruta m/39, шведская вариация на тему Browning M1919A4 под патрон 8×63 мм). Основное вооружение также было шведским — 37-мм танковая пушка Bofors m/38 strv. Радиостанцию перенесли в башню, соответственно, антенный порт оказался с ее левого борта. В бортах башни появились смотровые приборы, вещь крайне полезная, поскольку до того вбок что-то видел только наводчик, если смотрел в смотровую башенку. Да и с точки зрения обвеса танк сильно отличался от прародителя.

Машина получилась тяжелее прародителя

Машина получилась тяжелее прародителя

Опытный образец имел боевую массу 9300 кг, серийный экземпляр потяжелел до 10500 кг. За счет чего набралась такая масса, не очень понятно, но факт остается фактом. «Базовый» Strv m/41 получился тяжелее даже Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. Вполне возможно, что это случилось за счет утолщения бортов до 25 мм, в то время как у базового танка исходно толщина бортовых листов корпуса и башни была 15 мм. Надо сказать, что у корпуса шведского TNH получил существенное отличие от прародителя, которое явно пошло на пользу. Дело в том, что на чешском танке механик-водитель своего люка не имел, так что выбираться ему приходилось либо через башню, любо через люк стрелка-радиста. Шведы над своими мехводами сжалились и сделали им отдельный люк.

Серийные Strv m/41 в составе полка P 3

Серийные Strv m/41 в составе полка P 3

Заказ из 116 танков, позже получивших обозначение Strv m/41 S I (то есть первая серия) Scania-Vabis осваивала долго. За весь 1942 год сдали всего 45 машин, все они ушли на комплектацию 3-го танкового полка (P 3, Södermanlands pansarregemente, Стренгнес). Постепенно полк, с 1 июля 1943 год вошедший в состав 10-й бронетанковой бригады, получил в свой состав как раз такие танки. При этом полк активно тестировал свои танки, проводя маневры, в том числе и зимние.

На учениях летом 1943 года, тогда же дебютировали и Strv m/42

На учениях летом 1943 года, тогда же дебютировали и Strv m/42

По большому счету, задержка с выпуском танков не особо играла роли, поскольку шведская армия стал представлять собой хоть какую-то значимую силу лишь к концу 1943 года. Да и то, будем честными, что Strv m/41, что «местный» Strv m/40, к 1942 году выглядели уже несерьёзно. К моменту, когда P 3 получил первую установочную партию танков первой серии, немцы уже задумывались о прекращении выпуска Pz.Kpfw.38 (t). Чего тут говорить о 1943 годе, когда Scania-Vabis закончила выпуск первой партии машин. Но шведам особо было выбирать не из чего, да и Strv m/40 выглядел как минимум не лучше.

Линейка Strv m/41 S II на заводе Scania

Линейка Strv m/41 S II на заводе Scania

О том, что танк не особо соответствует современным реалиям, в KATF задумались еще в марте 1942 года. Наиболее логичным решением было увеличение толщины лобовой брони до 50 мм, но этого оказалось недостаточно. Танк и так имел боевую массу 10,5 тонн, а дальнейший рост массы приводил к существенному снижению удельной мощности. Поэтому встал вопрос о необходимости более мощной силовой установке. Так на свет появился двигатель Scania-Vabis 603. Его мощность выросла до 160 лошадиных сил, что позволяло поднять удельную мощность до отметки, близкой к 15 л.с. на тонну. Также была проведена работа по упрощению конструкции башни. Иногда пишется, что башню увеличили, но на самом деле теперь борта делались из одной детали, а не двух.

Наиболее в глаза бросается переделанная башня

Наиболее в глаза бросается переделанная башня

По результатам переделок масса танка выросла до примерно 11 тонн, а цена — до 188000 шведских крон. Это даже чуть больше, чем стоимость Strv m/40, но по соотношению цена/качество Strv m/41 S II, так именовалась вторая серия, явно превосходила конструкцию Landsverk. Правда, поставки танков второй серии начались в октябре 1943 года, а закончились в марта 1944 года. При этом из 122 заказанных в июле 1942 года танков реально поставили 104. Почти всего они ушли в P 4 (Skaraborgs pansarregemente), но танки второй серии встречаются и у P 3. Итого 220 танков. Много или мало, это уже как сказать. Всех танков семейства Landsverk L-60-S сдали 216 штук, причем делали это с 1938 по сентябрь 1944 года. Для Scania-Vabis чуть больший объем оказался по силам за 2 года, причем полномасштабный выпуск Strv m/41 там начали с декабря 1942 года.

Топтание шведского леса

Топтание шведского леса

Несмотря на то, что даже к моменту начала выпуска Strv m/41 уже был весьма устаревшей машиной, выбор KATF был верный. Уже ближе к концу войны наличие большого числа танков стало играть роль. По крайней мере, с этим уже стоило считаться в ходе дипломатических переговоров. Так что Сурин, как и Юрий Хейда, получили в 1948 год орден Вазы не зря. Их танки действительно пригодились, да еще и пережили, причем значительно, L-60.

Strv m/41 S II из коллекции Arsenalen

Strv m/41 S II из коллекции Arsenalen

База Strv m/41 еще долго являлась полем для экспериментов, порой заканчивавшихся вполне серийными аппаратами. По иронии судьбы, как раз удачная база стала причиной, почему в оригинальном виде ни одного Strv m/41 не осталось. Единственный танк, ныне хранящийся в музее Arsenalen (его запасники, кстати говоря — это бывшие боксы того самого пока P 3, позже P 10), представляет собой обратную конверсию.

Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

      1. Praga LT vz.38, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1997
      2. Архив Карла Бломстера
      3. www.ointres.se/pansar.htm
      4. digitaltmuseum.se

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkii-shved-s-bogemskoi-rodoslovnoi-61606282e626962050e3b04c

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account