История Pz.Kpfw.II, самого массового немецкого танка на начало Второй мировой войны
Содержание:
Немецкая бронетанковая техника с самого начала развивалась не так, как в других странах. Поначалу немцы поставили на тяжелые танки, но выяснилось, что эта ставка оказалась отчасти ошибочной. Большое количество тяжелых танков немецкая промышленность выпустить не смогла, а когда пришло понимание, что надо выпускать легкие танки, оказалось уже поздно. Урок, впрочем, так и не был усвоен, а свой путь у немцев продолжился и дальше. Правда, с оглядкой на технику вероятного противника.
В истории так сложилось, что в межвоенный период немцы умудрились создать аж три типа легких танков. Первый, Leichttraktor, довольно быстро эволюционировал в средний танк. Второй, La.S. (он же Pz.Kpfw.I), разрабатывался как «патрульный» танк, но получилась довольно странная машина, не имевшая ни высокой скорости, ни более-менее приличного вооружения (хотя оно изначально планировалось). Наконец, третий танк появился на волне неудачи с разработкой вооружения La.S., известен он как La.S.100, хотя официально именовался как Pz.Kpfw.II. Так сложилось, что это был самый массовый «полноценный» немецкий танк на начало Второй мировой войны.
Снова 6-тонный
Анекдотичность истории немецких легких танков межвоенного периода заключается в том, что изначально у командования рейхсвера такие боевые машины не значились. Предполагался только средний танк, который планировался еще и плавающим. Только весной 1928 года появилось задание на Kleinetraktor, 6-тонный двухместный танк с 37-мм пушкой. Правда, в таком виде он просуществовал недолго. Постепенно требования росли, танк стал 4-местным, а в конца мая 1928 малый трактор стал легким трактором (Leichttraktor). Индекс Kleinetraktor придержали для другой боевой машины, которая должна была действительно стать «малым трактором».
В начале 1930 года облик нового Kleinetraktor стал обретать очертания. При боевой массе 3 тонны танк должен был иметь экипаж из 3 человек (механик-водитель, командир-стрелок и радист), а также 20-мм автоматическую пушку во вращающейся башне. Немецкие военные явно выбрали для себя ориентир в виде английского «патрульного» танка. Им удалось купить, через подставную фирму, три тягача на шасси такого танка. Но что-то снова пошло не так. Вместо 3-3,5 тонн получилось 5, больше двух человек в танк не влезло, не удалось воткнуть и 20-мм автоматическую пушку. По итогам получился La.S., позже получивший обозначение Pz.Kpfw.I. Он стал первым немецким крупносерийным танком, но с массой оговорок. В своём классе он был не самым лучшим, превосходя одноклассников только по массе.
Результатом стало то, что еще в январе 1934 года 6-й отдел Департамента Вооружений сформировал задание на уже третий по счету легкий танк. Он носил обозначение verstaerkter Kleintraktor 6 to, что означало «усиленный 6-тонный легкий трактор». Требования остались теми же: экипаж 3 человека, включая радиста, а также 20-мм автоматическая пушка в башне. Разница была в массе: понимая, что вписаться в массу La.S. не получится, планку подняли до 6 тонн. Это уже соответствовало Vickers Mk.E, на тот момент законодателю мод среди легких танков. Копировать его не планировали, поскольку общая концепция шасси сформировалась в ходе работ по La.S. Вместе с тем, это был уже не танк-разведчик, а вполне «нормальный» легкий танк.
Индекс verstaerkter Kleintraktor 6 to прожил недолго. В конце февраля 1934 года танк переименовали в La.S.100. В отличие от предшественника, который создавался Krupp, был организован конкурс, победу в котором одержала разработка MAN. За производителем из Нюрнберга стояла группа G.H.H., которой также принадлежала шведская Landsverk. Последняя занималась танкостроением, при этом главный конструктор был немцем, как и ряд компонентов, включая мотор и КПП. В линейке Landsverk, к слову, был похожий по концепции танк, не исключено, что опыт его разработки также учитывался. Башня и подбашенная коробка La.S.100 досталась Daimler-Benz.
Получившийся танк выглядел довольно странно, особенно на фоне одноклассников. К середине 30-х годов облик легкого танка 6-тонного класса сформировался окончательно, правда, каждая страна пошла по своему пути. Французы, например, видели такой танк как 2-местную боевую машину с противоснарядной броней, что-то похожее получилось у англичан (Infantry Tank Mk.I). «Классический» легкий танк подобного класса был обычно 3-местной боевой машиной, с противопульной броней и 2-местной башней. Но немцы решили, что башня должна остаться одноместной. Так что командир танка был «и швец, и жнец, и на дуде дудец». Радист как отдельный член экипажа впервые по явился на Char D, откуда немцы подрезали идею. Но они его запихнули назад, в левый угол боевого отделения. В других странах радиста предпочитали размещать впереди отделения управления, давая в нагрузку еще и курсовой пулемет. Нередко там он выполнял роль помощника механика-водителя, поскольку радистом мог быть командир, либо радиостанция вообще не предусматривалась.
В случае с вооружением странность выбора 20-мм автоматической пушки крайне относительна. Если посмотреть на то, каким было вооружение подобных танков в 30-е годы, 20-мм автоматическая пушка была частым выбором. Ее снаряды могли пробить противопульную броню, а за счет высокого темпа стрельбы оказывалась эффективным оружием против пехоты и артиллерии противника. У пушек калибра 37-45 мм преимущество было за счет осколочно-фугасного снаряда, но всё крайне относительно. В случае с 37-мм пушкой речь шла о нескольких десятков грамм ВВ, что меньше ручной гранаты. Хотя во второй половине 30-х годов всё же стала появляться тенденция заменять малокалиберные автоматические пушки на «полноценные» пушки. Немцы же решили, что и так нормально.
Вынужденно массовый танк
Говорить о том, что La.S.100, в 1936 году переименованный в Pz.Kpfw.II, сразу получился, было бы неправильно. Для начала, боевая масса танка неуклонно росла. Еще в ходе проектирования массу исключили из индекса, поскольку пересчет показал — 6 тонн будет весить одно шасси. А так машина получалась с боевой массой 8 тонн (при противопульной броне). Кроме того, первые серии La.S.100 оказались «пробными». Имелись опасения, что шасси машины может иметь определенные проблемы. Оно так и оказалось: выбранная схема с блокированной подвеской и опорными катками малого диаметра показала себя плохо.
За 1936 год Pz.Kpfw.II избавился от основной массы недостатков. На MAN разработали удачную подвеску, с продольными полурессорами, но при этом индивидуальную, с опорными катками диаметром 500 мм. Также танк получил более мощный двигатель. Это было актуально, поскольку боевая масса, по итогам модернизации, выросла до 9 тонн. В любом случае, получился вполне неплохой танк, который выглядел более удачным, чем Pz.Kpfw.I.
К моменту, когда Pz.Kpfw.II был готов к крупной серии, ситуация с танкостроением у немцев выглядела сложно. В немецком командовании понимали, что нужен не легкий, а средний танк, но с Z.W. (Pz.Kpfw.III) дела шли неважно. Поэтому было принято решение о том, что Pz.Kpfw.II станет крупносерийным. Еще в 1934 году звучала цифра в 1000 танков, потом ее срезали в 2 раза, а далее она снова выросла. Если танки установочных партий MAN выпускал в одиночку, то далее стали подключаться другие производители — Henschel, Alkett, MIAG и FAMO.
В результате Pz.Kpfw.II версий Ausf.A-C выпустили тиражом в 958 штук (1208 штук вместе с танками более ранних версий). Пик их производства пришелся на вторую половину 1937 — конец 1938 года. К 1 марта 1939 году в немецкой армии находилось 1094 танка данного типа. В отличие от Pz.Kpfw.I, к которому была масса вопросов еще с Испании, Pz.Kpfw.II шел исключительно в немецкую армию, и до определенной поры из него учебных танков не делали. С производства его сняли в момент, когда заводы стали готовиться к выпуску Pz.Kpfw.III.
Надо сказать, что созданное в 1936-37 годах шасси было вполне удачным. Оно позволило, в ходе эксплуатации, нарастить броневую защиту, сначала в виде экранировки, а затем и за счет утолщенных броневых листов. Без модернизации шасси оно могло выдержать нагрузку до 11-11,5 тонн, это примерно на уровне танков-одноклассников. При этом достаточная удельная мощность позволила сохранить приличную подвижность.
На этом фоне анекдотично выглядела история первой попытки замены La.S.100. Ей стал La.S.138, он же Pz.Kpfw.II Ausf.D-E, с торсионной подвеской и максимальной скоростью 55 км/ч. Идея Генриха Книпкампа, который стал монополистом в разработке танковых шасси, заключалась в создании «гоночного» танка. Правда, непонятно зачем. Машина получилась не самой простой, зато боевая масса достигла 11 тонн. Из 85 заказанных танков именно танками стали 43 (плюс 7 шасси Pz.Kpfw.II Ausf.E). После Польской кампании было решено их не делать обычными танками, а переделывать в огнеметные.
Не менее анекдотично выглядело и то, что в марте 1941 года выпуск «обычного» La.S.100 возобновился. Для его выпуска использовали мощности FAMO, а также завод Ursus в Варшаве. Pz.Kpfw.II Ausf.F, который получил все улучшения предыдущих версий машины, а также утолщенную броню, выпускался до июля 1942 года. Попытки заменить этот танк разведчиками серии VK 9 потерпели неудачу. Да и Pz.Sp.Wg.II Luchs, который официально числился «броневиком», как-то не задался. 100 танков за полтора года — это прямо какой-то позор.
В этой истории интересно другое. А именно как себя Pz.Kpfw.II проявил на поле боя. У нас привыкли ругать свои машины и хвалить зарубежные. С «двушкой» же чего-то тихо. А там всё было крайне интересно. По большому счету, единственным плюсом танка было его наличие. Как средство поддержки пехоты он мало подходил, имелись проблемы с обзорностью, а противопульная броня легко поражалась противотанковой артиллерией. Во Франции вылезла другая проблема: выяснилось, что 20-мм автоматическая пушка мало что может сделать с французскими легкими танками. Встреча с ними не сулила экипажам «двушек» ничего хорошего. На этом фоне удивительно, что танк прожил так долго в производстве.
Если кратко сформулировать, что же такое Pz.Kpfw.II, то можно сказать следующее. Это весьма посредственный танк с хорошим шасси. Даже в конце 30-х годов Pz.Kpfw.II выглядел не очень-то адекватным танком. Достаточно сравнить Pz.Kpfw.II с LT vz.35, прямым одноклассником, и всё встает на свои места. Вместе с тем, шасси Pz.Kpfw.II, в том или ином виде, дожило аж до 1944 года. Речь идет, естественно, о САУ на его базе, тем не менее, такой результат показателен.
Список источников
- US NARA
- Panzer Tracts No.2–1 Panzerkampfwagen II ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
- Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007
- Panzer Tracts No. 2–3 — Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 201
- Архив автора
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/ZT-dkd-WbHVwUP61