Юрий Пашолок. Легкий колесный арттягач в советском исполнении

17

Юрий Пашолок. Легкий колесный арттягач в советском исполнении

Рассказ об артиллерийском тягаче ГАЗ-61-416 из коллекции Музея внедорожных машин, Самара

Вопрос обеспечения высокой подвижности артиллерии, особенно противотанковой, в Красной Армии являлся приоритетным. Достаточно вспомнить историю 45-мм противотанковой пушки, которой довольно быстро заменили деревянные колеса на цельнометаллические, с пневматическими шинами. Это позволило поднять скорость возки до 50-60 км/ч на асфальтовом шоссе. Работали у нас и по быстроходным тягачам. В случае с противотанковой артиллерией был создан «Комсомолец», самый быстрый из гусеничных тягачей Красной Армии того периода. Но уже к 1941 году появилась необходимость в более быстрой машине, которая должна была таскать орудие побольше.

Дебют ГАЗ-61-416 на "Моторах Войны", 22 июня 2012 года

Дебют ГАЗ-61-416 на «Моторах Войны», 22 июня 2012 года

Советские тягачи, как гусеничные, так и колесные, оказались самой пострадавшей от начала Великой Отечественной войны категорией военной техники. Переход на военные рельсы заставил осенью-зимой 1941 года прекратить выпуск большинства тягачей. Среди них оказался и ГАЗ-61-416, который предполагался как штатный тягач 57-мм противотанковой пушки. В настоящее время известно об одной машине данного типа, восстановленной до ходового состояния. Она находится в коллекции Музея внедорожных машин, Самара.

Нынешнее состояние

Нынешнее состояние

Можно сказать, что ГАЗ-61-416 не повезло с самого начала. В момент, когда родилась его концепция, ситуация с базовой моделью ГАЗ-61 находилась в глубочайшем кризисе. У нас тут люди на фоне ковра иногда рассказывают, что надо было делать то-то, не выпускать такие-то танки, и так далее. Граждане, а вы как, на педальной тяге собрались машину выпускать? После того, как (за)летуны отобрали у ГАЗ моторный цех, выпуск ГАЗ-61 предполагался в 1942 году. Только окрик ГАБТУ КА о необходимости выпуска Т-40 (а он использовал танковый вариант мотора ГАЗ-11, который ставился на ГАЗ-61) сдвинул моторную тему с мертвой точки. Иначе никаких серийных ГАЗ-61 в 1941 году вообще не случилось. Так что главной проблемой был не Т-40, не Т-60, а самолеты под моторы М-105. И безмозглые бараны из НКАП, которые хватали любые заводы, которые, по их мнению, могли выпускать их ненаглядный М-105.

Машина находится в хорошем техническом состоянии

Машина находится в хорошем техническом состоянии

Еще в конце 1940 года возникла идея о выпуске на базе ГАЗ-61 упрощенного пикапа, который должен был использоваться в качестве артиллерийского тягача. Идейным вдохновителем стал GMC ACK-101, экспортная машина на базе доработанного гражданского пикапа. Помимо полного привода и массивного «кенгурятника», этот автомобиль отличался максимально упрощенной кабиной, без крыши, дверей и тента. Аналогичные машины были и в семействе Dodge T202, но про них у нас тогда не знали.

Работа подвески

Работа подвески

Востребованным такой пикап на базе ГАЗ-61 стал весной 1941 года. Дело в том, что «Комсомолец» проектировался как тягач 45-мм противотанковой пушки. Между тем, на финишную прямую вышла разработка 57-мм противотанковой пушки Ф-31, в дальнейшем она получила индекс ЗИС-2. Орудие имело боевую массу чуть больше тонны, для «Комсомольца» это уже было чересчур. В этом смысле шасси ГАЗ-61 имело куда больше перспектив. Впрочем, официальная отмашка по новой машине была дана только в мае 1941 года.

ГАЗ-61-416 нередко появляется на различных мероприятиях

ГАЗ-61-416 нередко появляется на различных мероприятиях

Разработали машину под руководством Юрия Наумовича Сорочкина, который также был автором пикапа ГАЗ-М1-415. Надо сказать, что создавали машину эволюционным путем, как и американцы. То есть за основу взяли «гражданский» пикап и упростили его. При этом ГАЗ-61-416 (416 — это кузов, а не порядковый номер) неоднократно эволюционировал, что позже вызвало немало заблуждений у историков, автомобилистов и моделистов.

Если ГАЗ-61-73 похож на гражданскую машину, то 416-й однозначно выглядит как военный автомобиль

Если ГАЗ-61-73 похож на гражданскую машину, то 416-й однозначно выглядит как военный автомобиль

Дело в том, что большинство фотографий ГАЗ-61-416 — это ничто иное, как второй опытный образец машины, некоторое время находившийся на ГАЗ им. Молотова. Это была одновременно и вторая итерация арттягача. Внешне он был очень похож на серийную машину, но не совсем. Дело в том, что по итогам испытаний второго образца ГАУ КА уточнило спецификацию. В том числе это касалось размещения боекомплекта. Естественно, второй образец никто не переделывал, поэтому вышла куча моделей «второго прототипа».

Это видно не только по высокому клиренсу, но их "обвесу"

Это видно не только по высокому клиренсу, но их «обвесу»

Третий опытный образец ГАЗ-61-416 появился в сентябре 1941 года. Одновременно это была головная серийная машина. Она находилась в статусе штатного тягача ЗИС-2, таковым ее утвердили согласно постановление ГКО №252сс «О противотанковых пушках» от 23 июля 1941 года. «Комсомолец» с производства сняли, поскольку считалось, что основной пушкой будет ЗИС-2, а фронту больше были нужны танки Т-30. Но даже этот статус ГАЗ-61-416 от дальнейших проблем не уберег.

Бампер у машины более простой, чем у "эмки"

Бампер у машины более простой, чем у «эмки»

Один из гвоздей в крышку гроба ГАЗ-61-416 вбили артиллеристы. Они слишком долго занимались перфекционизмом. Ели бы не уточнения техусловий и прочих мелочей, машину можно было запустить в серию еще с августа 1941 года. В итоге ГАУ доигралось: производство ГАЗ-61-416 началось только в октябре 1941 года. Тогда же оно из закончилось, и дело тут далеко не в одном Т-60. ГАЗ загрузили выпуском боеприпасов, станки переключили на другие задачи. Случились перебои с поставкой тонколистового металла. В результате всё, что требовало большого числа штампованных листов, с конвейера улетело. Осталась только упрощенная «полуторка». Даже ГАЗ-64 вернули на конвейер только со второй половины 1942 года, да и тот в мизерных объемах.

Рамка лобового стекла похожа на ГАЗ-64

Рамка лобового стекла похожа на ГАЗ-64

Итого вместо 500 тягачей для ЗИС-2 на ГАЗ им. Молотова изготовили 3 опытных машины и 33 серийных. Все они направлялись на завод №92, где к ним цепляли пушки, после чего их направляли в противотанковые батареи танковых бригад. Пиком боевого применения ГАЗ-61-416 стала битва под Москвой. Изредка эти машины мелькали и в 1942 году. Про возобновление выпуска тягачей вопрос не поднимали, а в 1943 год начались поставки Dodge WC-51.

Из "украшений" оставили только логотип завода

Из «украшений» оставили только логотип завода

При таких объемах выпуска, а также интенсивности боевого применения, шансы на выживание у ГАЗ-61-416 были минимальными. Одна машина находилась на ГАЗ до начала 50-х годов, далее она, увы, сгинула. Тем не менее, чудеса случаются. В своё время обнаружился неполный комплект такого тягача «лесного» сохрана. Он достался Музею внедорожных машин, Самара. Известен еще один комплект, который также готовится стать машиной, причем с родным мотором. Плюс в нескольких музеях и частных коллекциях находятся реплики.

Мотора вполне хватало для использования машины как арттягач

Мотора вполне хватало для использования машины как арттягач

Автор данного материала к реставрации этой машины имеет самое прямое отношение. В своё время архивный поиск дал результат в виде отчета по испытаниям третьего опытного образца ГАЗ-61-416. Он оказался единственным местом, где нашлись иллюстрации содержимого кузова. И тут выяснилось, что оно кардинально отличается от «каноничного» пикапа. Ну и да, индекса ГАЗ-61-417 не нашлось, совсем. По этим материалам и восстанавливалась машина, благо было, за что зацепиться по габаритам.

Двери брезентовые, как у ГАЗ-64

Двери брезентовые, как у ГАЗ-64

Впервые машина была показана в ходе второго международного военно-патриотического слёта «Моторы Войны» в июне 2012 года. С тех пор машина под управлением Николая Хрипунова, директора музея, участвовала в целой массе мероприятий. Кстати, позднее в Музее Внедорожных Машин появилась еще и реплика ГАЗ-61-415, полноприводного пикапа, который являлся предшественником ГАЗ-61-416.

Съемный верх

Съемный верх

Военное назначение ГАЗ-61-416 видно невооруженным взглядом. Если ГАЗ-61-73, базовая модель, по кузову вполне похожа на гражданский ГАЗ-11-73, то у арттягача кузов имеет ярко выраженное военное назначение. От гражданской модели остался капот, крылья, отчасти кузов. При этом с капота убраны все блестящие элементы, но остались прорези под их крепления. Аналогичная ситуация и с ГАЗ-61-73.

Появился съемный верх начиная со второго опытного образца

Появился съемный верх начиная со второго опытного образца

Помимо более высокого дорожного просвета, ГАЗ-61 несложно отличить по шинам. Штатно машина получала покрышки по типу Firestone Ground Grip, какое-то количество их всё же успели сделать на Ярославском шинном заводе. Это заметно сказывалось на внедорожных способностях машины. Сейчас такие покрышки достать невозможно, поэтому используются другие шины — Я-13. Они появились чуть позже, представляют собой советскую версию шин Goodyear Sure Grip 1940-41 годов выпуска. У нас такая резина задержалась надолго.

Кузов был похож на М415, но со своей спецификой

Кузов был похож на М415, но со своей спецификой

Родного мотора, увы, не сохранилось, поэтому под капотом его прародитель. Надо сказать, что ГАЗ-61-416 обладает очень недурными характеристиками. На испытаниях он таскал противотанковую пушку ЗИС-2, не напрягаясь. На ралли восстановленная машина также ездит очень неплохо. Остается только жалеть, что крупная серия не получилась,автомобиль был, что надо.

Снаружи крепился ЗИП

Снаружи крепился ЗИП

Надо сказать, что Сорочкин и другие создатели машины вполне думали об экипаже арттягача. Уже на втором опытном экземпляре появился съемный мягкий верх, так что от непогоды вполне можно было защититься. Также имелись и брезентовые двери. В случае необходимости рамка лобового стекла могла опускаться, данное техническое решение было взято с ГАЗ-64.

Чемоданы размещаются как на снимках серийной машины

Чемоданы размещаются как на снимках серийной машины

Самое интересное, впрочем, находится в кузове. Как уже говорилось, ГАУ КА потребовало машину доработать, чтобы она больше подходила на роль тягача ЗИС-2. Так вот, внутри появился ящик, внутри которого находились укладки на 30 унитаров. Одновременно ящик был еще и сиденьем для расчета. Кроме архивных снимков, больше по ним ничего не было. С другой стороны, пеналы под боеприпасы оказались стандартными, это позволило привязаться к размерам.

Снарядная укладка, она же сиденье

Снарядная укладка, она же сиденье

В ходе реставрации машины восстановили не только ящик, но и подобрали соответствующие чемоданы, которые находились в кузове. В них, согласно техусловиям, находился артиллерийский ЗИП. Таким образом, ГАЗ-61-416 мог использоваться без передка, весь боезапас, ЗИП и расчет размещался в кузове. Оптимальное решение для тягача противотанковой артиллерии. Не говоря о том, что ехал ГАЗ-61-416 с пушкой на скоростях, которым «Комсомолец» мог только завидовать.

Машина снизу

Машина снизу

Помимо выставок, нередко ГАЗ-61-416 из коллекции Музея внедорожных машин изредка можно видеть на различных военно-исторических мероприятиях. В том числе и на парадах, которые проводятся в Самаре 9 мая и 7 ноября. Самарские любители военной техники тут большие молодцы, про парад 7 ноября 1941 года в Куйбышеве они напоминают регулярно.

источник: https://dzen.ru/a/ZdR8RZAHE1CaiagJ

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


49 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account