История HMC M8, легкой штурмовой САУ на базе Light Tank M5
Содержание:
Вопрос огневой поддержки механизированных частей был для американских военных совсем не пустым звуком. Там прекрасно понимали, что одними только пулеметами танки воевать не могут. Поэтому еще в 1930 году создали опытную САУ Howitzer Motor Carriage T1. Впрочем, она оказалась неудачной, да и строить ее было не на чем — база не являлась серийной. Только после того, как появились первые крупносерийные танки, к вопросу машины поддержки вернулись снова. Первенцем стала 75 mm Howitzer Motor Carriage T3, машина необычная и также оказавшаяся тупиковым вариантом. Тем не менее, начало работ по быстроходным боевым машинам, ведущим огонь прямой наводкой, было положено.
Американские военные за короткий промежуток времени провели впечатляющий объем опытных работ на ниве самоходной артиллерии. Как и другие страны, они пробовали создавать штурмовые САУ с неподвижными рубками. Но несколько попыток создать подобную боевую машину не увенчались успехом. Как не странно, удача им улыбнулась в момент, когда они решили создать штурмовую САУ, больше похожую на танк. Переработанная Howitzer Motor Carriage T47, так и не вышедшая из стадии макета, превратилась в Howitzer Motor Carriage M8. Эта боевая машина, которая базировалась на шасси Light Tank M5, стала крупносерийной и вполне удачной штурмовой САУ.
Башня вместо полуоткрытой рубки
Краеугольным камнем в любой программе разработки самоходной артиллерии является шасси. Без него ничего не получится. Впрочем, зачастую даже наличие такого шасси не гарантирует результат. Как показал опыт HMC T18, установить на шасси легкого танка 75-мм гаубицу не представляет большой проблемы. Главные трудности начинались в момент, когда требовалось обеспечить расчету боевого отделения более-менее нормальные условия для работы. И вот тут шасси, разработанное Гарри Ноксом, давало сбой.
Вторая попытка в виде HMC T18 показала, что проблема никуда не делать. Как не старались создатели машины, а всё равно получалась ситуация, когда компоновочная схема работала против них. Вынести вперед боевое отделение они не могли — впереди находился трансмиссионный блок. В результате HMC T18 получилась очень тесной. Третий подход к той же теме привел к появлению HMC T41. Ее даже не довели до состояния полноразмерного макета боевого отделения, но выяснилось, что получается как-то не очень. Боевое отделение стало просторнее, но при этом центр тяжести смешался вперед. Это означало дополнительную нагрузку на передние опорные катки.
В какой-то момент родилась идея, подкупавшая своей оригинальностью. Дело в том, что Истребительное командование еще в 1941 году заказывало САУ с башней кругового вращения на шасси Light Tank M3. Эти машины не вышли за стадию эскизных проектов. Но что мешало сделать что-то подобное со штурмовой САУ? Одним словом, родилась идея башенной САУ, шасси для нее служил Light Tank M3A3, который весной 1942 года уже вовсю прорабатывался. Как и в случае с HMC T41, работы по проектированию САУ, получившей обозначение HMC T47, возложили на Абердинский полигон.
С возложенной на него задачей полигон справился оперативно. Первый вариант САУ был готов 15 апреля 1942 года. В чистом виде шасси Light Tank M3A3 Не годилось. Дело в том, что просто взять и воткнуть в имеющуюся башню новое орудие не получилось бы. Пришлось проектировать башню с нуля, а диаметр погона вырос до 1380 мм. Соответственно, места для люков механика-водителя и его помощника не осталось, пришлось их переносить вперед. Надо сказать, что башня в исходном виде прожила совсем немного. Она получилась слишком тесной, поэтому быстро ушла на переделку.
Второй вариант башни появился очень быстро и оказался более удачным. Она получила маленькую кормовую нишу, а внутри могло находиться трое номеров расчета. Орудийная установка осталась примерно той же, что и ранее. С ней пришлось повозиться, хотя общая концепция оказалась неизменной. Выбрав путь наименьшего сопротивления, на Абердинском полигоне взяли за основу орудийную установку M34 с Medium Tank M4. Соответственно, убрали спаренный пулемет и поставили доработанную 75-мм гаубицу M1A1. Получилась компактная конструкция, которую можно было быстро адаптировать для серийного производства.
Дальнейшие работы по HMC T47 перенесли на Cadillac. Дело в том, что было принято решение далее использовать шасси Light Tank M5, производство которого как раз организовывали в Детройте. Действуя совместно с военными, инженеры Cadillac начали разрабатывать собственный вариант САУ. Как и в случае с Абердинским полигоном, поначалу работы шли по линии изготовления полноразмерного макета боевого отделения. Общая концепция сохранилась, включая и изготовление башни из плоских катаных листов. Но теперь подвижная бронировка орудийной установки стала заметно более массивной.
Параллельно шли работы по доработке орудийной установки и отделения управления. Как и в случае с Light Tank M3A3, лобовая часть корпуса Light Tank M5 имела рациональные углы наклона. Соответственно, люки также пришлось переносить вперед. Но на Cadillac более грамотно подошли к вопросу проектирования корпуса. 15 мая 1942 года макет башни и боевого отделения были готовы. Продемонстрированная конструкция оказалась одобрена. Тогда же, в мае 1942 года, HMC T47 стандартизировали как 75 mm Howitzer Motor Carriage M8. С четвертой попытки американские военные всё же получили быстроходную легкую штурмовую гаубицу.
Крупносерийная легкая самоходная гаубица
Стандартизация HMC T47 совсем не означала, что работы можно было считать завершенными. Пока что Cadillac изготовила только общую концепцию машины, не более того. Требовалось довести начатое до конца, изготовить пилотный образец, уже после этого начиналась крупная серия.
Меньше всего проблем вызывала переделка корпуса. Разница с серийным Light Tank M5 заключалась в изменении верхнего лобового листа и крыши подбашенной коробки. От идеи забираться «по-старинке» решили отказаться, поскольку иначе створки люков механика-водителе и его помощника получались слишком большие. Поэтому на ВЛД оставили смотровые лючки, а на крыше появились перископические смотровые приборы. Конечно, обзорность снизилась, но по сравнению с предыдущими решениями явный прогресс.
Весьма необычным решением было и распределение ролей экипажа. Помощник механика-водителя теперь являлся вратарем-гонялой. В походном положении он находился на своём штатном месте, с которого убрали курсовой пулемет (САУ же, курсовой пулемет не положен). В боевом положении помощник механика-водителя перебирался в боевое отделение, где занимал место наводчика. Само же боевое отделение сделали трехместным, то есть командир занимался своими привычными делами.
Продолжились и метаморфозы башни. Как уже говорилось ранее, исходная конструкция предполагалась из катаных листов, но чем дальше шла разработка, тем больше в ней становилось литья. В результате получилась весьма интересная конструкция. Существенно выросшая в габаритах подвижная бронировка установки и лобовая часть башни делались литыми. Борта башни остались катаными, но теперь их гнули. По итогам получилось вполне сносное боевое отделение, да еще с круговым вращением.
Традиционно для американских башенных САУ, крыши «голова» HMC M8 не имела. Как и башенных смотровых приборов наблюдения. Зато появился зенитный пулемет Browning M2HB в кольцевой турели D60258. Обычно у американцев зенитные турели получались крайне специфичными. Но в случае с D60258 внезапно получилось. Конструкция турели была такова, что позволяла вести огонь не только по воздушным, но и по наземным целям. Можно говорить о том, что это была одна из лучших зенитных турелей на американской бронетехнике.
Продолжались работы и по вооружению. Для того, чтобы замаскировать орудие, на подвижной бронировке появился кожух, визуально увеличивавший длину ствола и его калибр. Исходную конструкцию орудия стандартизировали как 75 mm howitzer M2, а установку вооружения — как 75 mm howitzer mount M7. Для ведения огня прямой наводкой использовался телескопический прицел M56, а для стрельбы с закрытых позиций — панорамный прицел M12A5. Важным моментом стало то, что приоритет стрельбы прямой наводкой не особо повредил возможностям стрельбы навесной траекторией. Орудийная установка M7 обеспечивала углы вертикальной наводки от -20 до +40 градусов. StuG нервно курит в сторонке.
В ходе проектирования HMC M8 создателям машины пришлось решать непростую задачу. Дело в том, что объемы боевого отделения исходного танка были совсем не резиновыми. Было решено отказаться от подбашенной корзины, что заметно увеличило внутреннее пространство. Поскольку вал от мотора к КПП у Light Tank располагался низко, это позволило сделать пол боевого отделения более-менее ровным. Вместе с корзиной исчез и мотор поворота башни, но для подобной САУ ручной привод башни не выглядел столь критично.
Пилотный образец HMC M8 с регистрационным номером U.S.A. W-4051234 и серийным номером 1 был сдан в сентябре 1942. Машина получилась на 700 кг тяжелее базового танка, но подвижность сохранилась на том же уровне. В общем-то, что хотели американские военные, то они и получили. Причем функциональные возможности машины скорее даже превышали исходные требования. Машина вполне годилась для ведения навесного огня, а не только прямой наводкой. Вполне приличным оказался боекомплект, составивший 46 унитаров.
Серийное производство HMC M8 началось с октября 1942 года. В первый месяц сдали 24 машины, далее последовало 101 САУ, а в декабре сдали рекордный объем — 247 штук. Тогда же, в декабре 1942 года, ввели модернизированное орудие. Данный вариант, получивший обозначение 75 mm howitzer M3, отличался упрощенной конструкцией. M3 стала самой массовой, а 75 mm howitzer M2 изготовили всего 197 штук.
Каких-то крупных изменений, с точки зрения конструкции, HMC M8 не претерпевала. Основная их масса не была связана с необходимыми, в связи с боевой эксплуатацией, метаморфозами. Еще в 1942 году на бортах башни появились крепления для шпор. Ровно то же самое происходило и с Light Tank M5/M5A1. Иногда крепления для шпор называют признаком машин поздних выпусков, но на самом деле нет.
Более явными признаками поздних HMC M8 стали другие изменения, которые также оказались напрямую связаны с метаморфозами Light Tank M5A1. Танки, а вместе с ними и САУ, стали получать съемные противопылевые экраны, а позже еще и корзины для личных вещей. Крепилась корзина на корме корпуса, ее установка заставила несколько изменить размещение шанцевого инструмента. Появились корзины где-то в ноябре 1943 года, поэтому HMC M8 в таком «обвесе» встречаются редко.
С января по июнь 1943 года завод Cadillac ежемесячно сдавал по 160 HMC M8. Уже в июле 1943 года заказ заметно снизился, до ноября включительно сдавалось по 62 САУ. Наконец, в декабре 1943 года сдали 60 машин, а в январе 1944 года — 75 штук. Итого менее чем за полтора года сдали 1778 САУ с регистрационными номерами U.S.A.W-4051234-4053011. Можно сказать, долго запрягали, но быстро ехали.
Не только для поддержки легких танков
О том, как именно оценивали американские военные HMC M8, можно косвенно судить по испытаниям САУ, которую переделали под установку 75-мм танкового орудия M3. Об этой переделке рассказывается в отдельном материале, но оценка как боевого отделения, так и САУ в целом, выглядит равнозначной и для базовой HMC M8. Тем более что переделки носили минимальный характер.
Вообще прямым аналогом HMC M8 была полугусеничная САУ 75 mm HMC T30, ставшая временным решением. Но в Форт-Нокс и Форт-Худ визави выступили 75 mm GMC M3 и 76-mm GMC M10. Тут всё просто: переделку рассматривали как истребитель танков, потому и напарников выбрали соответствующих. Надо сказать, что в американской армии не имелось разделения на легкие и средние САУ. То есть даже появившаяся чуть позже 76-mm GMC T70 была прямым одноклассником.
На этом фоне не стоит удивляться несколько странным выводам по поводу боевого отделения. Его назвали недостаточно просторным для работы расчета из трех человек. Делать САУ на базе легкого танка с исходно двухместной башней и жаловаться подобным образом — это сильно. Как и жаловаться недостаточному обзору с места механика-водителя. Более серьёзной претензией выглядело то, что расчет боевого отделения на высокой скорости имел больше шансов получить увечья. Но иных вариантов у создателей HMC M8 не имелось.
Что явно понравилось испытателям, так это подвижность. В ходе испытаний на мерном участке шоссе HMC M8 разогналась до 73,5 км/ч (паспортная максималка составляла 58 км/ч). Средняя скорость по шоссе составила 48 км/ч, причем до нее она разгонялась за 19 секунд. Средняя скорость и проходимость легкой САУ оказалась не хуже GMC M10, при этом обе они на проселке и в более тяжелых дорожных условиях заметно обгоняли GMC M3. Одним словом, задача получить шуструю гаубицу была выполнена.
Поскольку между запуском в серию и боевым применением новых видов военной техники обычно проходит 5-6 месяцев, в Северную Африку HMC M8 не успели. Пока шло слаживание частей и отправка их в Африку, итало-немецкая группировка капитулировала. Случилось это в мае 1943 года, а в боевые части HMC M8 стали поступать с июня. Здесь они быстро сменили HMC T30, выступавшие временным решением. Как и предполагалось, новые САУ стали средством усиления подразделений, оснащенных легкими танками. В это же время произошел окончательный переход с Light Tank M3 и M3A1 на Light Tank M5/M5A1.
Впервые HMC M8 использовались в ходе боёв за Сицилию в июле 1943 года. Далее последовала высадка в Италии. Достаточно быстро выявилась проблема, которая не являлась чем-то новым. Дело в том, что фугасное действие 75-мм снарядов было не полностью удовлетворяющим с точки зрения борьбы с легкими укреплениями. Более действенным оказался огонь 105-мм гаубиц, что привело к запуску работ по HMC T82. Более мощное орудие в башню HMC M8 поставить было невозможно. Впрочем, у САУ хватало других задач. Машина, кстати, могла постоять за себя: в боекомплект входили кумулятивные снаряды M66, поражающие броню толщиной 91 мм.
Еще одним моментом стало то, что частенько HMC M8 привлекались для ведения огня с закрытых позиций. С этой точки зрения проблемой становился боекомплект. Впрочем, эта проблема решалась очень просто. В ассортименте американской военной техники имелся одноосный прицеп M10, выпускавшийся с 1942 года. В него влезало 117 унитаров калибра 75 мм, так что боекомплект возрастал в несколько раз. M8 с прицепами были вполне рядовым явлением.
Пик боевого применения HMC M8 пришелся на вторую половину 1944 года. Они продолжали использоваться как средство усиления разведывательных подразделений, вооруженных Light Tank M5A1. В Нормандии возможность закидывать снаряды под большими углами наводки очень сильно пригодилась. Как и в случае с легким танками, на HMC M8 активно устанавливали «носороги», которыми сносили бокажи, заграждения вдоль дорог, где немцы любили устраивать засады.
Официально данные САУ не поставлялись по программе ленд-лиза (хотя англичане и планировали их получение). Тем не менее, их весьма активно применяли французские подразделения, которые действовали на американских легких танках. Всего им поставили 174 машины данного типа, их можно видеть, например, на фотохронике, посвященной освобождению Парижа. Очень активно применялись данные САУ и далее. Концу боевых действий в Европе на вооружении американской армии находилось 862 САУ данного типа. Специфика применения сказалась и на потерях. К концу марта 1945 года безвозвратные потери составили всего 61 САУ данного типа. В процентном соотношении это самые низкие «танковые» потери среди активно применявшихся гусеничных боевых машин американской армии.
Успели HMC M8 и на тихоокеанский ТВД. Надо сказать, что толку от них было явно больше, чем от тех же GMC M10. Возможность закинуть снаряд по навесной траектории, а также хорошее осколочно-фугасное действий, были совсем не лишними. Как и турельный пулемет. С танками они почти не воевали, а вот задачи поддержки пехоты появлялись постоянно. Кроме того, немного измененные башни HMC M8 использовались на амтанках (амфибийные танки) LVT(A)4 и LVT(A)5.
Активная служба в американской армии для HMC M8 закончилась уже после окончания Второй мировой войны. Произошла замена на Light Tank M24, в котором совмещалась и высокая подвижность, и 75-мм орудие. Для закидывания снарядов по навесной траектории имелись HMC M37, со 105-мм орудиями, как и требовалось. Но на этом их служба отнюдь не кончилась. Во-первых, французские HMC M8 прослужили до 1962 года, успев повоевать во Вьетнаме, например. Часть бывших французских САУ использовались вьетнамцами и другими странами Индокитая. Использовались HMC M8 в Тунисе, Мексике, позже их башни ставили на мексиканские бронемашины M8. Одним словом, пенсия оказалась весьма бурной.
29 —
В общей сложности сохранилось около трех десятков САУ данного типа. Из них большая часть не в США, а там, где они служили после войны — Франция, Мексика, Вьетнам, есть они и на Тайване. Столь долгая служба лишний раз показывает, что идея быстроходной гаубицы во вращающейся башне оказалась вполне удачной. Не менее важно то, что САУ часто использовалась по иным задачам, нежели предполагалось изначально. Такая универсальность оказалась ей явно в плюс. Самое забавное в том, что САУ, которые пришли HMC M8 на смену, ушли на покой раньше ее самой. Не единичный случай в истории.
Список источников
-
-
- US NARA
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- US Signal Corps
- usautoindustryworldwartwo.com
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/ZcIkgBs96Qu6LgR3