Юрий Пашолок. Курс на роботизацию

7

Наземные беспилотные и дистанционно управляемые системы на международном военно-техническом форуме «Армия-2024»

Дистанционно управляемые наземные боевые машины скоро отметят 110-летний юбилей. Первые наработки по ним появились еще в 1915 году, тогда впереди планеты всей были французы. Впрочем, по-настоящему массовым явлением они стали спустя два с половиной десятилетия. Больше всего известны немецкие аппараты, управляемые как по радио, так и по проводам. На самом деле география таких машин значительно шире. Так или иначе, но уже к концу Второй мировой войны интерес к ним исчез. Но история говорит нам о том, что часто хорошо забытое старое возвращается.

Экспозиция "Народный оборонно-промышленный комплекс" собрала довольно большое число наземных беспилотников

Экспозиция «Народный оборонно-промышленный комплекс» собрала довольно большое число наземных беспилотников

То, каким образом меняется отношение к наземным беспилотникам, хорошо можно заметить по международному военно-техническому форуму «Армия». Всего каких-то пару лет назад показывали либо довольно дорогие аппараты, либо что-то совсем несерьёзное (вроде собачек с AliExpress с прикрепленными гранатометами). На форуме «Армия-2024» всё было намного серьёзнее. Гусеничные и колесные беспилотные системы на сей раз имелись во внушительных количествах, причем некоторые из них имеют вполне реальный боевой опыт. Так что первый обзорный материал по «Армии-2024» стоит начать именно с них.

Основная их масса была вполне заводскими, а часть серийными, воюющими, изделиями

Основная их масса была вполне заводскими, а часть серийными, воюющими, изделиями

Без перспективных разработок, естественно, дело не обошлось. Самой крупной и концептуальной из них стала дистанционно управляемое САО «Клевер». Она вызывала неоднозначную реакцию, но на то она и перспективная разработка. По ней уже есть отдельный материал, но стоит еще раз напомнить простую истину. Такие разработки появляются не на пустом месте, и без концепций ничего не будет. На подобные вещи стоит смотреть с точки зрения перспективы, быстро они не получаются. Пока что обозначили основное направление. То, что в работе участвует ГРАУ, довольно четко показывает заинтересованность.

САО "Клевер", самый крупный беспилотник форума

САО «Клевер», самый крупный беспилотник форума

Еще одним признаком заинтересованности темой является отдельная экспозиция «Народный оборонно-промышленный комплекс». Не стоит улыбаться такому названию, на самом деле здесь были представлены вполне серьёзные аппараты. Это не поделки, собранные из кое-чего и палок, а вполне заводские изделия. Причем в некоторых случаях можно, с некоторым удивлением, встретить те самые фирмы, которые за два года до того выпускали «потешные» аппараты. Как только появился интерес к по-настоящему серьёзным изделиям, тут же появились вполне разумные предложения.

По соседству стояли вполне серийные изделия

По соседству стояли вполне серийные изделия

В ряде случаев одни и те же изделия можно было видеть сразу на нескольких площадках. Как правило, речь шла о тех разработках, которые по-настоящему заинтересовали военных. Например, наземный роботизированный комплекс «Курьер». Эта система уже не просто выставочный экспонат, а вполне реальный участник боевых действий. Разработка ООО «Капс» создана как универсальная платформа, способная на широкую область применения. Имеется возможность ставить различное вооружение, НРТК можно применять как минный раскладчик.

Наземный роботизированный комплекс "Курьер" можно было видеть на нескольких стендах и в нескольких вариантах оснащения

Наземный роботизированный комплекс «Курьер» можно было видеть на нескольких стендах и в нескольких вариантах оснащения

Самый важный момент заключается в том, что заявленное в характеристиках — это не хотелки разработчиков, а вполне реальные денные. Уже сейчас на «Курьер» можно поставить пулемет, либо автоматический гранатомет АГС-17. Прорабатывается установка противотанковых ракетных комплексов. Естественно, такие разработки вызывают повышенный интерес силовых структур. Посему тот же «Курьер» можно было видеть минимум на трех стендах.

Многофункциональная мобильная платформа "Депеша", разработка ВНИИ "Сигнал"

Многофункциональная мобильная платформа «Депеша», разработка ВНИИ «Сигнал»

Еще одним аппаратом, который присутствовал сразу на нескольких площадках и в разных вариантах, стала многофункциональная мобильная платформа «Депеша». Разработана она ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), который ныне входит в холдинг «Высокоточные Комплексы». На форуме показывали где-то вариантов пять этой колесной платформы, основная их масса относилась к инженерным версиям. Применяться она может как прямой аналог «Голиафа», для эвакуации раненых, для топопривязки и других задач.

Еще одна "Депеша", но гусеничная и от КБП

Еще одна «Депеша», но гусеничная и от КБП

Надо сказать, что на стенде холдинга «Высокоточные Комплексы» находился целый выводок всевозможных наземных беспилотных комплексов, как колесных, так и гусеничных. Та же «Депеша» существует в виде двух разных платформ, вторая разработана в КБП, и она гусеничная. Причем в данном случае речь идет о дроне-камикадзе. Из интересных наблюдений за подобными разработками стоит упомянуть один факт. Нынешние наработки по системам РЭБ привели к тому, что частенько управление идет по проводам. Уже на иных принципах, но возвращение к концепциям французских самоходных мин и выросшего из них «Голиафа».

Робототехнический комплекс "Каракал", штука весьма внушительная

Робототехнический комплекс «Каракал», штука весьма внушительная

Появление простых и дешевых наземных дронов совсем не означает, что более сложные и крупные машины забросили. На стенде «Высокоточных Комплексов» показывали робототехнический комплекс «Каракал» разработки Курганмашзавода. Это совсем не маленькая машина, да еще и с броней, защищающей от огня крупнокалиберных пулеметов. Представленный образец — это по сути демонстратор, на него даже не стали ставить модули. Но при таких габаритах на него можно можно поставить много чего интересного. Платформа, к слову, развивается, новая версия уже на подходе.

Многоцелевая "Импульс" от Гумич РТК (Гумич Роботикс). Сзади виден модуль для оптоволоконной связи, его можно было встретить на нескольких машинах

Многоцелевая «Импульс» от Гумич РТК (Гумич Роботикс). Сзади виден модуль для оптоволоконной связи, его можно было встретить на нескольких машинах

Еще одной платформой, также гусеничной, которую можно было видеть на нескольких стендах, стала «Импульс» от Гумич РТК (Гумич Роботикс). Штука довольно солидная: при полной массе (с модулем) 1250 кг она имеет грузоподъемность 500 кг. Как и другие похожие платформы, «Импульс» отличается универсальностью. Она может использоваться как с боевыми модулями разного типа, так и как средства эжакуации, доставки грузов и базой для различного инженерного оборудования. Можно ставить на «Импульс» и оптоволоконную связь, что исключает воздействие РЭБ.

Venom Totem, роботизированное средство доставки грузов и эвакуации раненых

Venom Totem, роботизированное средство доставки грузов и эвакуации раненых

Как уже говорилось выше, на экспозиции «Народный оборонно-промышленный комплекс» можно было видеть продукцию фирм, которые ранее демонстрировали довольно странные аппараты. Например, новосибирскую ROBCOM. В этом году они обошлись без робота-бетономешалки, зато показали вполне серийные образцы. Например, Venom Totem, роботизированное средство доставки грузов и эвакуации раненых. Согласно данным фирмы, подолбных изделий было отправлено на фронт более 150 штук. Это к вопросу о том, насколько тут исключительно выставочные образцы.

"Омич-Шмель", всего на "Армии-2024" показали минимум разных моделей беспилотников из Омска

«Омич-Шмель», всего на «Армии-2024» показали минимум разных моделей беспилотников из Омска

Занимаются перспективным направлением и военные, действующие совместно с гражданскими структурами (и не только с ними). Например, Омский автобронетанковый инженерный институт представил целое семейство дистанционно управляемых аппаратов под общим индексом «Омич». Это сразу несколько платформ различного назначения, от ударных машин до средств эвакуации раненых. В зависимости от исполнения отличается и конфигурация платформы.

Один из представителей "Народных КБ"

Один из представителей «Народных КБ»

Естественно, были на «Армии-2024» и образцы «народных КБ», но общая тенденция видна хорошо. Если в прошлом году эти самые народные КБ составляли едва ли не большую половину от тех, кто представлял подобную продукцию (причем немногочисленную), то сейчас ситуация сильно изменилась. Явно наблюдается форсирование работ по теме наземных дистанционно управляемых аппаратов. Самое главное, что они всё чаще появляются на стендах, которые имеют прямое отношение к заказчикам, то есть к военным. То есть заинтересованность явно наблюдается.

Впрочем, "заводские" аппараты, вроде ПГ-2 от "Микрона", на сей раз составляли большинство

Впрочем, «заводские» аппараты, вроде ПГ-2 от «Микрона», на сей раз составляли большинство

В этом смысле будет крайне интересно посмотреть, что будет представлено в следующем году. Наземные беспилотные аппараты всё чаще попадаются на фронтовой хронике, что явный признак имеющейся потребности в подобных системах. Время «робособачек с Алика» явно прошло, всё чаще появляются вполне серьёзные изделия, причем, в большинстве своём, многоцелевые. Одним словом, почти то же самое, что забраковали 80 лет назад, становится всё более актуальным направлением. Несколько десятков моделей, представленных на «Армии-2024», лишнее тому подтверждение.

источник: https://dzen.ru/a/ZtbCCwajViVJOuKz

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account