Юрий Пашолок. Курс на модернизацию

12

Юрий Пашолок. Курс на модернизацию

Бронетанковые новинки международного военно-технического форума «Армия-2023»

Бронетанковая техника традиционно привлекает наибольшее внимание посетителей как музеев, так и различных выставок. Иногда случаются комичные ситуации, когда один танк привлекает больше внимания, чем несколько десятков редких образцов другой военной техники. Организаторы военно-исторических и военно-технических мероприятий в курсе про такую особенность. Поэтому танки и другая гусеничная военная техника обычно находятся на наиболее приоритетных экспозициях.

Самое интересно, как обычно, находится на "танковой аллее"

Самое интересно, как обычно, находится на «танковой аллее»

С 14 по 20 августа на территории парка «Патриот» проходит международный военно-технический форум «Армия-2023». Вопреки опасениям, форум состоялся, кроме того, проходит он не просто для галочки. Новинок хватает, это касается и бронетанковой техники. Они, по большей части, не являются полноценными премьерами. Тем не менее, по ним хорошо видно, куда движется общее направление развития отечественной гусеничной техники. От долгосрочных перспектив явно виден переход на что-то более приземленное, зато имеющее больший шанс на серийное производство.

В этом году центральная экспозиция была отдана под колесную и гусеничную военную технику

В этом году центральная экспозиция была отдана под колесную и гусеничную военную технику

По поводу танков и БМП есть некоторый набор заблуждений. Особенно это касается того, насколько быстро должны появляться новые образцы. Для тех, кто проснулся, следует напомнить простую истину. Принципиально новые образцы танков уже давно не появляются раз в 5 лет. Ныне между запуском работ и массовым поступлением новой модели в войска проходит 10-15 лет. Особенно сильно данный процесс замедлился последние 30 лет. Сейчас, по вполне понятным причинам, процесс будет форсироваться, но всё равно потребуется время, чтобы промышленность раскочегарилась.

Накидка для "Арматы"

Накидка для «Арматы»

По этой причине основным направлением является модернизация уже имеющихся гусеничных боевых машин. Касается это всего мира, даже принципиально новые разработки, которые сейчас презентуют на различных военно-технических выставках, реально базируются на «проверенных» шасси. И даже они являются перспективными разработками, которые появятся далеко не завтра. В случае с российскими разработками ситуация еще более критичная, поскольку идущая СВО требует решений не вчера, а уже сейчас. Так что каких-то бронетанковых новинок вроде нет, а вот различных апгрейдов хоть отбавляй.

Т-90М с "мангалом"

Т-90М с «мангалом»

Даже основной танк Т-14 на платформе «Армата», который засветился на СВО, в этот раз выглядел весьма необычно. Машина обычная, но со специальной накидкой, которые разрабатывает НИИ Стали. В этот раз у НИИ прямо бенефис, поскольку их разработки сейчас едва ли самые обсуждаемы. У Т-14 накидка самая затейливая, с развитой защитой ходовой части. Правда, сколько она проживет на бездорожье, вопрос открытый.

По результатам боевых действий данные конструкции стали массовыми

По результатам боевых действий данные конструкции стали массовыми

Т-14, впрочем, перспектива, а основная работа остается за троицей Т-90, Т-80 и Т-72. На форуме был представлен Т-90М, также в варианте с накидкой, которую всё чаще можно видеть на фронте. Не меньший интерес вызывала и дополнительная защита крыши башни, которая впервые появилась еще до начала СВО. Разрабатывалась она против Javelin, но опыт боевых действий показал, что она полезна и против беспилотников. Сначала такая защита была кустарной, а сейчас уже пошли заводские изделия.

Еще один вариант накидки и "мангала" на Т-80БВМ

Еще один вариант накидки и «мангала» на Т-80БВМ

Схожая защита крыши башни установлена и на основном танке Т-80БВМ, в который постепенно модернизируют 80-ки. Вместе с тем, можно заметить, что под каждый танк делается свой «мангал». В случае с Т-80БВМ, отсутствует защита от FPV-дронов, находящаяся по периметру башни. При этом на танке установлена система для противодействия дронам.

Наиболее продвинутый "мангал" стоит на Т-72Б3

Наиболее продвинутый «мангал» стоит на Т-72Б3

Самая продвинутая версия защиты стоит у Т-72Б3, который, по опыту СВО, постоянно модернизируют. В данном случае обновления скрыты под накидкой, но самое интересное вполне видно. Речь идет о системе защиты от FPV-дронов, разработанной «Лабораторией ППШ». Называется она «Тритон», предназначена для подавления каналов управления дронами. Да и «мангал» у Т-72Б3 более продвинутой конструкции, имеющий откидные решетки сверху.

На машине находится система защиты от беспилотников "Тритон"

На машине находится система защиты от беспилотников «Тритон»

Присутствовал, впрочем, и танк, который не имел ни хитрых накидок, ни «мангалов». Речь идет о Т-62М, который получил дополнительно динамическую защиту. Сейчас эти танки проходят модернизацию, получая, в том числе, и доработанные системы управления огнем. Обычно 62-ки используются на второй линии, их применяют как самоходные пушки. По иронии судьбы, изначально Т-62 и был пушечным танком-истребителем.

Модернизированный Т-62М

Модернизированный Т-62М

Если среди танков откровенных новинок не было, то у БМП они вполне присутствовали. Несмотря на то, что вокруг платформы «Курганец-25» вроде как сгущаются тучи, работы по БМП продолжаются. Причем в этом году конкурирующей платформы как-то не было видно. Зато у боевой машины пехоты Б-11, которая находилась на «Танковой аллее», появился модуль «Эпоха». В прошлом году его можно было видеть на другой курганской БМП — Б-19.

БМП Б-11 с модулем "Эпоха"

БМП Б-11 с модулем «Эпоха»

Присутствовали и вполне серийные образцы боевых машин пехоты. Естественно, имелась и БМП-3, причем она, как и основная линейка танков, была в «шубе». Точнее, в накидке. Судя по тому, как массово она присутствовала на выставочных машинах, процесс внедрения «Накидки» идет своим чередом, так что ждем такой вариант модернизации в войсках.

БМП-3 с накидкой

БМП-3 с накидкой

На то же самое намекает и стоящая неподалеку БМП-2М с модулем «Бережок». Машина хоть и новая, но вполне массовая, и она также получила новый комплект маскировки. Кроме того, на БМП-2М появились решетки, которые выполнены складными. Имеется и другая дополнительная защита, которая частично скрыта под «Накидкой».

Модернизированный вариант БМП-2

Модернизированный вариант БМП-2

Была, впрочем, и еще одна модернизация БМП, на сей раз инициативная. Необходимость дополнительных средств эвакуации раненых заставила разрабатывать их на базе ремонтных шасси. Как раз такой вариант переделки в санитарную версию был показан на форуме. Отличается он большой сеткой для защиты от дронов. Правда, сюда явно просится защита не только сверху, но и спереди, FPV-дроны очень часто прилетают как раз с лобовой проекции.

Эвакуационная машина на базе БМП

Эвакуационная машина на базе БМП

Тема санитарных машин была представлена и на стенде ОА «Ремдизель». Помимо всего прочего, там занимаются многоцелевыми тягачами семейства МТ-ЛБ. Машину локализуют в России, также появляются новые модификации машины. Одна из них подразумевает специальную съемную надстройку, которая предназначена для носилок. «Мотолыга» часто используется как средство эвакуации раненых, так что машина вполне актуальная.

МТ-ЛБ с санитарным оборудованием

МТ-ЛБ с санитарным оборудованием

Традиционно на форуме показывали и образцы, которые еще ждут своего часа. Одним из них является 120-мм САО 2С42 «Лотос», разработанное на базе БМД-4М. В перспективе «Лотос» должна заменить 2С9 «Нону-С», но пока она катается по выставкам. Впервые 2С42 показали на «Армии-2017», с того времени машину продолжают дорабатывать. На форуме она была показана в несколько измененном виде.

120-мм САО 2С42 "Лотос"

120-мм САО 2С42 «Лотос»

Еще одной боевой машиной на базе БМД-4М, которую можно видеть на форуме, является самоходный противотанковый комплекс «Корнет-Д1». В феврале прошлого года появилась информация о том, что комплекс проходит финальные испытания. Судя по тому, что он находился в центральной экспозиции форума, проходили его смотрины. Чем они закончатся, мы узнаем позже.

Самоходный противотанковый комплекс "Корнет-Д1"

Самоходный противотанковый комплекс «Корнет-Д1»

Еще более новой машиной для ВДВ, которая представлена на форуме, оказался комплекс автоматизированного управления минометными подразделениями ВДВ «Завет-Д». Представлен они в двух вариантах. В данном случае более интересен гусеничный вариант, в качестве базы используется бронетранспортер БТР-МДМ. Машину несложно отличить от обычной «Ракушки» благодаря комплексу системы управления.

Комплекс автоматизированного управления минометными подразделениями ВДВ "Завет-Д" на базе БТР-МДМ

Комплекс автоматизированного управления минометными подразделениями ВДВ «Завет-Д» на базе БТР-МДМ

Одна громкая новинка оказалась в секторе, где находятся инженерные машины. Ей стала бронированная эвакуационная машина Т-16 на платформе «Армата». Машину показывали, но не совсем чтобы для широкой публики. На сей раз Т-16 размещается в основной экспозиции, хотя в бизнес-дни вокруг новинки ажиотаж как-то не наблюдался. Во-первых, инженерные машины интересны узкому кругу людей, а во-вторых, сказывается размещение не на «танковой аллее». До БРЭМ банально доходят не все.

БРЭМ Т-16 на платформе "Армата"

БРЭМ Т-16 на платформе «Армата»

Есть на форуме новинка, которая вроде и не такая грозная, но очень даже необходимая. Практически из серии «иногда они возвращаются». Находится она на экспозиции «Военно-промышленной компании». Под обозначением ЗЗГТ-34039Б скрывается реинкарнация такой машины, как ГТ-МУ. Да, она здорово напоминает ГАЗ-73, но на самом деле это новая машина. Причем вполне востребованная.

ЗЗГТ-34039Б, реинкарнация ГТ-МУ

ЗЗГТ-34039Б, реинкарнация ГТ-МУ

По сравнению с ГТ-МУ новинка Заволжского завода гусеничных тягачей получилась длиннее, что явно плюс. Лишние полметра тут стали совсем не лишними, это позволило сделать более просторным десантное отделение. Сюда, например, вполне влезают носилки, то есть машина может использоваться как санитарная. К слову, по сравнению с МТ-ЛБ разница по габаритам уже не столь существенная. Так что машина вполне может использоваться как носитель всякого интересного.

Внутри стало немного просторнее

Внутри стало немного просторнее

Самое интересное, что на другом конце форума демонстрируется новинка, которая чем-то напоминает ГТ-МУ, но относится к более легкому классу машин. Речь идет о многоцелевой транспортной платформе специального назначения «Пластун», разработанной «Русскими Вездеходами». Самое интересное, что разработка несколько обгоняет представленные на форуме буклеты. Обе машины, которые показывают на форуме, прошли этап войсковых испытаний, в ходе которых претерпели некоторые изменения.

Внутри стало немного просторнее

Внутри стало немного просторнее

Новая многоцелевая платформа "Пластун". Машина совсем свежая

Новая многоцелевая платформа «Пластун». Машина совсем свежая

Грубо говоря, «Пластун» — это довольно простая по конструкции мобильная гусеничная платформа. Что-то типа джипа, но на гусеничном ходу. В отличие от гражданского прародителя, здесь стоит усиленная ходовая часть, касается это и гусеничных лент. Простота конструкции продиктована требованиями заказчика, то есть военных. Вообще такой гусеничный джип вполне логичен для специальных подразделений. Он не такой быстрый по шоссе, зато по проселку и бездорожью идет явно быстрее колесных машин. Удельной мощности более 20 л.с. на тонну вполне хватает.

Версия с установкой 82-мм миномета

Версия с установкой 82-мм миномета

На выставке представлено две версии «Пластуна». Первая предназначена для разведки, она оснащена телескопической штангой, а также оборудованием для эвакуации раненых. Вторая машина представляет собой самоходный миномет. Преимущество гусеничной платформы тут очевидно, она более стабильная, чем колесная. Самое главное, что это вполне готовые к серийному производству изделия. Хороший пример быстрой работы по заказу, причем он далеко не единственный.

Разведывательно-санитарный вариант

Разведывательно-санитарный вариант

Конечно, некоторым людям может показаться, что гусеничных новинок маловато. Но, как уже говорилось выше, тенденции нынешнего года выглядят иначе. А именно «здесь и сейчас». Пока не до перспектив, хотя и без них не обошлось. К тому же общая тенденция такова, что основной приоритет отдан колесным новинкам. О них будет позже, причем в двух частях.

источник: https://dzen.ru/a/ZN1A2NmEZwih15RB

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account