Юрий Пашолок. Командирские коробочки по-итальянски

19

Юрий Пашолок. Командирские коробочки по-итальянски

История Carro Armato M Centro Radio и Carro Commando Semoventi M, командирских версий итальянских средних танков семейства Carro Armato M

О том, что бронетанковой технике необходима радиосвязь, итальянские военные были в курсе еще в межвоенный период. Первые эксперименты с установкой радиостанций на итальянские танки датированы 1934 годом, когда ее поставили на FIAT 3000. Далее последовали работы по установке радиостанций в танкетки семейства CV 35, но поначалу с радиостанциями дела обстояли плохо. Тем не менее, в командовании итальянской королевской армии прекрасно понимали всю важность наличия на танках радиостанций. Как только появилась возможность ставить на них радиостанции, они немедленно ей воспользовались. Более того, тут же начались работы по созданию специальных версий танков для координации подразделений.

Блок радиостанции TR 4, стационарной версии радиостанции RF2CA. Такие радиостанции использовались на итальянских командирских танках

Блок радиостанции TR 4, стационарной версии радиостанции RF2CA. Такие радиостанции использовались на итальянских командирских танках

Первый опытный образец Carro Armato M 13 в начале 1940 года получил радиостанцию RF1CA (Radio Foniche 1, per Carri Armati). Созданная фирмой Magneti Marelli, эта радиостанция выполняла функции как приёмника, так и передатчика. В виду того, что поначалу с выпуском RF1CA имела место заминка, Carro Armato M 13-40 первой серии радиостанций не имели. Но уже со второй серии началась ее установка. Возможности штатной радиостанции итальянской бронетехники были довольно скромными. Голосовая связь действовала на дистанции 8 километров, а телеграфная — до 12 километров. Вместе с тем, уже к 1941 году возникла логичная идея создать командирские танки с более мощной радиостанции. О командирских Carro Armato M, а также аналогичных им машинах, и поговорим.

Carro Armato M 13-40 Centro Radio, внешне машина отличалась от обычного танка только наличием двух антенн

Carro Armato M 13-40 Centro Radio, внешне машина отличалась от обычного танка только наличием двух антенн

В 1940 году Magneti Marelli создала еще одну радиостанцию, получившую обозначение RF2CA. Создавалась она не взамен, а как дополнение к RF1CA. Она была более габаритной, что, естественно, было не очень хорошо для боевого отделения. Зато дистанция голосовой связи увеличивалась до 20-30 километров (в движении она снижалась до 7-8 километров). Танк, дополнительно оснащенный RF2CA, было легко отличить по наличию двух антенных портов. Такая мощная радиостанция, естественно, была нужна не всем танкам и броневикам. Логично было ее ставить в командирские машины.

Carro Armato M 14-41 Centro Radio, их было еще меньше, чем Carro Armato M 13-40 Centro Radio

Carro Armato M 14-41 Centro Radio, их было еще меньше, чем Carro Armato M 13-40 Centro Radio

Главная проблема заключалась в том, что даже RF1CA стали ставить только в ноябре 1940 года. Идею с командирскими танками пришлось пришлось на некоторое время отложить. Лишь ближе к осени 1941 года такие танки, которые получили обозначение Carro Armato M 13-40 Centro Radio, стали поступать в войска. Всего их сделали около десятка. Еще меньше (где-то штук 6) изготовили Carro Armato M 14-41 Centro Radio. Самое интересное, что самый первый Carro Armato M 14-41 был именно командирским.

На Carro Armato M 42 Centro Radio от установки курсовых пулеметов отказались, что позволило сделать отделение управления более просторным

На Carro Armato M 42 Centro Radio от установки курсовых пулеметов отказались, что позволило сделать отделение управления более просторным

Опыт эксплуатации показал, что, во-первых, таких танков надо больше, а во-вторых, требуются переделки. Более габаритная радиостанция доставляла определенные неудобства при работе. Поэтому на Carro Armato M 42 было решено пойти по немецкому пути. Это означало, что установку курсовых пулеметов Breda 38, а заодно и их боезапас, выкинули за борт. Это позволило более рационально воспользоваться пространством боевого отделения. Еще одним изменением стали новые антенные порты, которые поменялись в 1942 году и на обычных Carro Armato M 14-41.

Сдали их больше, чем других Carro Armato M Centro Radio, вместе взятых. Но применяли их преимущественно немцы

Сдали их больше, чем других Carro Armato M Centro Radio, вместе взятых. Но применяли их преимущественно немцы

Когда принималось решение о запуске Carro Armato M 42 в серию, уже было понятно, что большой боевой ценности он не представляет. На этом фоне занятно выглядит тот факт, что Carro Armato M 42 Centro Radio выпустили гораздо больше — 26 штук из 220 Carro Armato M 42 вместе взятых. Правда, воспользоваться ими сами итальянцы не смогли. Эти танки воевали уже в немецкой армии, например в составе 202-го танкового батальона. Радиостанцию, кстати, немцы не меняли, поскольку Magneti Marelli продолжала ее выпуск уже в ходе оккупации. RF2CA производилась и в виде стационарной версии, имевшей обозначение TR-4.

Макет башни Carro Osservatorio M 13-40

Макет башни Carro Osservatorio M 13-40

Идеи, которые витали у итальянских военных, оказались во многом схожими с немецкими. На своего союзника итальянские военные смотрели внимательно, это касалось как самой бронетанковой техники, так и вопросов организации ее применения. Впрочем, некоторые идеи у итальянцев реализовывались раньше немцев. Одной из них стало создание специального танка для артиллерийских наблюдателей. Работы по данной теме начались в апреле 1940 года. В том же году была изготовлена макетная башня. Данный проект известен как Carro Osservatorio M 13-40, то есть танк наблюдателей на базе M 13-40.

Идея была интересная, но дальше опытного образца Carro Osservatorio M 13-40 не продвинулся

Идея была интересная, но дальше опытного образца Carro Osservatorio M 13-40 не продвинулся

Идея оказалась не новой, похожие машины создавали и французы. Впрочем, не как танк, а в виде специальной боевой машины. В случае же с Carro Osservatorio M 13-40 строилась более простая конструкция. Опытный образец был готов в 1941 году. Машина получила новую башню с макетом пушки, стереоскопическим дальномером и смотровой башенкой, куда могла ставиться стереотруба. Такой танк мог эффективно работать как средство поддержки артиллерии, передавая координаты. Но итальянские военные решили, что им нужно что-то другое, поэтому дальше опытного образца дело не пошло. В отличие от специальных командирских машин, которые оказались вполне серийными.

Первый образец Carro Commando per Semovente Da 75/18

Первый образец Carro Commando per Semovente Da 75/18

Катализатором появления новых командирских машин на базе Carro M стали не танки, а самоходная артиллерия. В конце 1940 года начались работы по Semovente Da 75/18. В отличие от танков, итальянские штурмовые САУ выглядели вполне прилично, а их орудия представляли опасность даже для Matilda. Вместе с тем, имелись и свои нюансы. Использование шасси Carro Armato M 13-40 и далее предопределило плотную компоновку боевого отделения. Экипаж сократился до 3 человек. В такой ситуации командирскую машину сделать было просто невозможно. Поэтому в первой половине 1941 года появилась идея сделать специальный командирский танк, который предназначался для совместного действия с батареями Semovente Da 75/18 и другими САУ на базе Carro Armato M.

Серийная версия на базе Carro Armato M 13-40

Серийная версия на базе Carro Armato M 13-40

Получившаяся конструкция получила обозначение Carro Commando per Semovente Da 75/18. Рецепт оказался довольно простым. Танк лишился башни, а на крыше подбашенной коробки появился большой двухстворчатый люк. Для защиты крыши подбашенной коробки по периметру сделали отбойники. Внутри нашлось место сразу для двух радиостанций — RF1CA и RF2CA. Экипаж остался тем же, только вместо наводчика был радист. В таком виде изготовили опытный образец, по итогам обсуждения серийный вариант Carro Commando per Semovente Da 75/18 несколько изменился.

При необходимости можно было поставить и дальномер, безо всяких мудреных башен, как на Carro Osservatorio M 13-40

При необходимости можно было поставить и дальномер, безо всяких мудреных башен, как на Carro Osservatorio M 13-40

Первые образцы Carro Commando per Semovente Da 75/18 сдали уже 12 июля 1941 года. Для их постройки использовали шасси Carro Armato M 13-40 третьей производственной серии. Серийный образец имел некоторые отличия от опытной машины. Люк стал 4-створчатым: если на опытном образце створки откидывались вперед-назад, то на серийном Carro Commando per Semovente Da 75/18 они сначала откидывались в стороны. Вторая пара створок откидывалась уже при необходимости. На этих створках разместили перископические смотровые приборы. За счет того, что отсутствовала башня, масса снизилась до 12,2 тонн. Официально скорость не поднималась, но чудес не бывает. «Похудевший» на пару тонн командирский танк стал явно более подвижным. Помимо штатных пулеметов Breda 38, также имелся ручной пулемет Breda 30, который ставился на зенитном вертлюге.

Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 13-40 изготовили 30 штук, в 3 раза больше, чем Carro Armato M 13-40 Centro Radio

Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 13-40 изготовили 30 штук, в 3 раза больше, чем Carro Armato M 13-40 Centro Radio

Заказ Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 13-40 оказались более многочисленными, чем Carro Armato M 13-40 Centro Radio. Сдали их 30 штук, регистрационные номера находились в пределах 4470-4634. Такой разброс был нормой для итальянцев, у них в этом плане был полный разнобой. В дальнейшем эти машины проходили модернизацию, связанную с повышением надежности моторов. В частности, на них ставились новые воздушные фильтры.

Первый образец Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 14-41

Первый образец Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 14-41

Такая поспешность легко объяснялась тем, что уже в августе 1941 года были сформированы штаты групп (дивизионов) самоходной артиллерии. В роте управления имелось 2 командирские машины, а в каждой батарее еще по 1. Итого на каждый дивизион требовалось 4-5 Carro Commando per Semovente Da 75/18. Неудивительно, что темпы выпуска оказались сильно отличающимися от Carro Armato M 13-40 Centro Radio. Более того, 30 командирских машин на базе M 13-40 стали только первой ласточкой. Новая версия Carro Commando per Semovente Da 75/18 быстро догнала ее и обогнала.

Внутри боевого отделения

Внутри боевого отделения

По итогам эксплуатации Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 13-40 возникла мысль о недостаточном вооружении. В результате следующая версия Carro Commando per Semovente Da 75/18, уже с использованием шасси Carro Armato M 14-41, имела отличия. Оборонительное вооружение признали недостаточным, поэтому вместо спарки пулеметов Breda 38 установили пулемет Breda 31 калибра 13,2 мм. Конечно, не пушка, но на дистанции 500 метров пробивалось 20 мм брони. То есть для бронемашин это было уже опасно. Боевая масса выросла до 12,7 тонн, но за счет более «быстрого» шасси подвижность выросла, как и скорость.

Видны блоки радиостанций. Не то, чтобы очень просторно, но жить можно

Видны блоки радиостанций. Не то, чтобы очень просторно, но жить можно

Некоторые источники говорят о том, что выпуск Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 14-41 производился в течение 1941 года, но это явно не так. Первый образец САУ, регистрационным номером 4637, был готов в начале 1942 года. На это намекает соседний Carro Armato M 41/41 с номером 4680, сданный в феврале 1942 года. Всего сдали 49 машин с номерами в пределах 4637-5843, то есть реально их сдавали аж до самого конца 1942 года. Так получилось, что крайние номера машин больше, чем регистрационные номера Carro Armato M 42. Помимо дивизионов на Semovente Da 75/18, командирские машины шли и в дивизионы, вооруженные Semovente Da 90-53. Всего их туда отправили 15 штук.

Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 42, пока еще в пустынной окраске

Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 42, пока еще в пустынной окраске

Еще более интересной ситуация оказалась с командирскими машинами на базе Carro Armato M 42. В виду того, что базовый танк имел крайне туманные перспективы с точки зрения боевой ценности, объемы производства Carro Armato M 42 были более скромные, чем у предшественников. Чего не сказать о спецмашинах. За 1943 год удалось сдать 45 Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 42, тот есть почти четверть от объемов выпусков базового танка. Они получили регистрационные номера в пределах 5684-6432. Машина имела минимальные отличия по конфигурации. А вот радиостанция поменялась. Как минимум часть из Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 42 получила радиостанции RF3M2, внешне отличавшиеся антенными портами.

Более типовым стал 3-цветный камуфляж

Более типовым стал 3-цветный камуфляж

Еще более интересная картина складывалась после того, как немецкая армия оккупировала часть Италии. В сентябре 1943 года немцам досталось 16 Carro Commando per Semovente Da 75/18. Также досталось производство Ansaldo, где имелось 28 башен для Carro Armato M 42 и 89 шасси для командирских машин. Такое количество командирских машин, которые, кстати, немцы относили к штурмовым орудиям, не требовалось. Тем не менее, половину из задела пустили на выпуск командирских танков. Они имели обозначение Pz.Kpfw. M 42 (Bef.Wg.).

Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 42 стал самой массовой командирской машиной на базе Carro Armato M. Но применялся он не итальянцами

Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе M 42 стал самой массовой командирской машиной на базе Carro Armato M. Но применялся он не итальянцами

Немецкие и итальянские источники немного отличаются по оценке выпуска данных машин. Немцы говорят о 39 штуках, сданных в 1944 году. Итальянские источники говорят о том, что первый Pz.Kpfw. M 42 (Bef.Wg.) сдали еще в 1943 году, еще 37 машин сдали в 1944 году и последние 3 в 1945 году. Что же касается применения, то к декабрю 1943 года 8 командирских машин находилось в составе четырех пехотных дивизий — 65-й, 305-й, 334-й и 356-й. В 1944 году их числилось 28 штук в составе 11 дивизий, все они, как и в 1943 году, использовались вместе с Semovente разных типов. Также имелись они и в подразделениях RSI, где применялись штурмовые САУ.

Pz.Kpfw. M 42 (Bef.Wg.) из состава 1-го десантного корпуса, 1944 год. В нем числилось 4 такие машины и 54 САУ семейства Semovente

Pz.Kpfw. M 42 (Bef.Wg.) из состава 1-го десантного корпуса, 1944 год. В нем числилось 4 такие машины и 54 САУ семейства Semovente

После окончания войны оставшиеся встрою Carro Commando per Semovente Da 75/18 (преимущественно на базе Carro Armato M 42) первыми ушли на покой. Они оказались не особо нужны ни военным, ни полиции. Ныне известен всего один образец командирской машины, с использованием шасси Carro Armato M 14-41. Следует отметить, что командирский вариант танка получился явно более удачным, чем базовая машина. Вплоть до конца войны она оставалась вполне адекватной поставленным задачам.

Список источников

      1. Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
      2. Carro M. Carri medi M 11-39, M 13-40, M 14-41, M 15-42, semoventi e altri derivati p.1, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2010
      3. Carro M. Carri medi M 11-39, M 13-40, M 14-41, M 15-42, semoventi e altri derivati p.2, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2012
      4. US NARA
      5. eBay
      6. www.storiascienzatecnica.it
      7. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZAnYrzMUvhqwx_1U

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account