История Pz.Bef.Wg. Ausf.J, первой командирской версии Pz.Kpfw.III, которая могла постоять за себя
Случаи, когда одни страны придумывали новые типы вооружения и военной техники, а ими полноценно смогли воспользоваться другие, сплошь и рядом. Касается это и бронетанковой техники. Те же французы первыми придумали массово производить командирские танки. Вместо вращающейся башни они получали рубку, внутри которой размещалась радиостанция. Renault FT TSF была массовой машиной, но быстро устарела. В межвоенные годы с командирскими танками у французов дела как-то не задались. Что-то похожее пытались сделать англичане, но у них получилось всего 2 штабных танка. Вместе с тем, именно английские «коробки» на базе Medium Tank Mk.II оказались самыми известными командирскими танками 20-х годов. В дальнейшем работы по командирским танкам подхватили те, кто втихую работал над боевыми машинами нового поколения. Речь идет, разумеется, о немцах.
Первый эксперимент по созданию командирского танка немцы провели на базе Leichttraktor. Он оказался вполне успешным, поэтому далее работы пошли по линии легкого танка, известного как La.S., или Pz.Kpfw.I. Вместе с тем, еще конце октября 1935 года появились первые идеи о создании командирского танка на базе более крупной боевой машины — Z.W., позже известной как Pz.Kpfw.III. Предполагалось, что танк будет выпускаться в трех вариантах исполнения радийного оборудования. При этом вооружение предполагалось сохранить. Тем не менее, в феврале 1938 года было решено пушку заменить на макет. Причиной тому стала необходимость в более просторном боевом отделении и особенностях радийного оборудования. Так что Pz.Bef.Wg., так назывался командирский танк на базе Pz.Kpfw.III, мог отбиваться от противника при помощи всего лишь одного пулемета.
Дебют немецких командирских танков на базе Pz.Kpfw.III состоялся в сентябре 1939 года. Всего их имелось 32 штуки, из них 13 получили различные повреждения. Это был первый звоночек, более серьёзные проблемы случились во время французской кампании мая-июня 1940 года. Несмотря на то, что командирский танк вроде бы не особо отличался от линейного, противник его всё равно вычислял. Что еще хуже, ответить врагу оказалось особо нечем. Из войск пошли требования вернуть орудия и вращающуюся башню, что не мешало производить командирские «трушки» в старой конфигурации аж до начала 1942 года. Лишь 6 марта 1941 года 6-й отдел Департамента Вооружений впервые почесался насчет смены курса. Так началась работа по Pz.Bef.Wg. Ausf.J, первой командирской версии танка, получившей полноценное вооружение.
Неспешность с разработкой командирского танка, имеющего полноценное вооружение, объяснялась довольно просто. Достаточно просто посмотреть на то, с какими темпами Daimler-Benz werk 40 выпускала командирские танки на базе Pz.Kpfw.III Ausf.H. Первые из них сдали в ноябре 1940 года, а последние — в январе 1942 года. Кроме того, завод был занят по выпуску базовой модели Pz.Kpfw.III, посему к производству командирской машины на базе Pz.Kpfw.III Ausf.J он смог приступить гораздо позже, чем это требовалось. Да и то, выпуск командирских «трешек» с полноценным вооружением выглядел крайне специфично.
По факту практические работы по машине, летом 1941 года получившей обозначение Pz.Bef.Wg. Ausf.J (до того Pz.Bef.Wg.III Ausf.D), начались где-то в июне-июле того же года. Как указывалось в плане, опытный образец машины ожидалось получить в августе 1941 года. Daimler-Benz отвечала за разработку шасси, которое, впрочем, по сути не поменялось. Да и башня, по крайней мере внешне, не отличалась от обычного Pz.Kpfw.III Ausf.J. Лишь чуть дорабатывалось орудие, которое в переписке именовалось как Gerät 5-261. По факту Pz.Bef.Wg. Ausf.J имел те же самые боевые характеристики, что и базовая машина, касалось это и боезапаса. Сокращался он только по запасу патронов, поскольку курсового пулемета в подбашенной коробке не ставилось.
Отличить танк можно либо сзади, либо внимательно приглядевшись к подбашенной коробке. Во-первых, вместо курсовой пулеметной установки ставился порт для стрельбы из личного орудия. Такой же порт можно видеть с самого начала выпуска Pz.Bef.Wg.. Во-вторых, слева появилось ложе под вторую штырьевую антенну. Наконец, на кормовой плите появилось крепление для антенны с характерным «зонтиком». Она сменила телескопическую антенну, которая ранее размещалась внутри башни. Перечисленные доработки производились на Krupp.
По ряду причин выпуск командирских Pz.Kpfw.III Ausf.J задержался. Изначально заказывалось 15 машин, далее объем выпуска неуклонно рос, по итогам Pz.Bef.Wg. Ausf.J стал вторым по массовости командирском танком на шасси Pz.Kpfw.III. За август 1942 года сдали 41 машину, по факту эта цифра включала в себя и июльский выпуск, просто оформили их уже позже. Да и выпуском назвать это сложно. На Daimler-Benz Werk 40 поступали готовые шасси Pz.Kpfw.III Ausf.J с завода Henschel (номера шасси 73631-73763), на которые монтировали новые надмоторные плиты, подбашенные коробки и башни. Последний командирский танк данного типа сдали в ноябре 1942 года, всего же переделали 81 машину. Поскольку сдача шла с лета 1942 года, танки оснащали комплектами разнесенной брони, имелась она на лбу подбашенной коробки и башни. Также танки выпуска сентября-ноября 1942 года (около 40 штук) получали блоки дымовых мортирок на бортах башни.
В целом идея о полноценной боевой машине оказалась верной. Помимо того, что танк мог постоять за себя, эту машину было гораздо сложнее отличить от линейного Pz.Kpfw.III. Получившаяся конверсия стала типовой для немецких командирских танков. Конечно, объем боевого отделения снизился и работать стало сложнее, но наличие полноценного вооружения и вращающейся башни признали более важными параметрами. По иронии судьбы, примерно в это время англичане начали задумываться о конверсиях обычных танков с муляжами вместо пушек.
Каких-то отзывов по поводу Pz.Bef.Wg. Ausf.J не особо встречается. Вместе с тем, еще весной 1942 года появились явные признаки того, что концепция простой переделки Pz.Kpfw.III Ausf.J в командирскую машину не была идеальной. За любые изменения приходится платить, в данном случае, как уже говорилось выше, платой становился объем боевого отделения. Поэтому в дальнейшем появилась новая версия танка — Pz.Bef.Wg. Ausf.K. Несколько переработанное боевое отделение, а главное башня Pz.Kpfw.IV, позволили выиграть в объеме места для второго радиста. Тем не менее, командирские танки на базе других боевых машин сохранили концепцию Pz.Bef.Wg. Ausf.J, то есть доработка в минимальных объемах. Это, к слову, позволяло быстро переделать командирский танк в линейных, чем нередко пользовались.
Список источников:
-
-
- Panzer Tracts No.3-4 Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010
- US NARA
- Архив автора
- eBay
-