Юрий Пашолок. Коломенская литая голова для бывшего плавающего танка

16
Юрий Пашолок. Коломенская литая голова для бывшего плавающего танка

Юрий Пашолок. Коломенская литая голова для бывшего плавающего танка

Литые башни для малого танка Т-30, изготовленные на Коломенском машиностроительном заводе им. Куйбышева осенью 1941 года

17 июля 1941 года Молотов подписал постановление ГКО №179сс «О выпуске легких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомата среднего машиностроения». Согласно этому постановлению, с августа 1941 года на заводе №37 в Москве начинался выпуск малых танков Т-60, представлявших собой сухопутную версию разведывательного танка-амфибии Т-40. Всего, с августа по декабрь 1941 года, предполагалось выпустить 1600 таких танков. При этом с завода №37 снималось задание по организации выпуска танка Т-50, который оказался не обеспечен моторами, а сам завод не тянул его по оборудованию. Кроме того, с августа 1941 года прекращался выпуск артиллерийских тягачей «Комсомолец». Обеспечением завода №37 корпусами Т-60 продолжал заниматься Подольский завод им. Орджоникидзе. Впрочем, таким образом план на выпуск Т-60 выглядел считанные дни. 20 июля было подписано постановление ГКО №222сс «Об изготовлении 10 тысяч легких танков». Там также фигурировал завод №37, но теперь количество выпускавшихся танков выросло более чем в два раза — до 3500 штук. Добавлялся и второй поставщик корпусов, а также башен — Коломенский машиностроительный завод им. Куйбышева. Основная нагрузка всё равно оставалась на Подольском заводе им. Орджоникидзе, но в Коломне предстояло осваивать новую продукцию — корпуса танков. Всего за 1941 год их там требовалось выпустить 825 штук.

Бронепоезд "За Сталина!", один из двух, изготовленных в Коломне по инициативе завода

Бронепоезд «За Сталина!», один из двух, изготовленных в Коломне по инициативе завода

Следует отметить, что в двух постановлениях ГКО, а далее и в переписке, образовалась путаница, которая свела с толку многих исследователей. Дело в том, что под обозначением Т-60 скрывалось два танка, очень похожих технически, но сильно отличавшихся друг от друга внешне. На самом деле даже 20 июля 1941 года того Т-60, который мы все знаем, еще не существовало. Так называемый Т-60 с пониженным корпусом был разработан КБ завода №37 под руководством Н.А. Астрова. 23 июля вышел приказ НКСМ №360сс, согласно которому КБ завода №37 предписывалось разработать упрощенную конструкцию корпуса и башни танка Т-60. Вот эта самая машина, которая сформировалась к концу июля 1941 года, и стала тем Т-60, каким его все знают. На заводе танк получил чертежный индекс 060. А «исходный» Т-60 получил чертежный индекс 030, позже, в конце августа 1941 года, его стали именовать Т-30. Это, впрочем, нисколько не мешало продолжать его именовать Т-60, причем именно так он и проходит в переписке Коломенского завода.

Подбитый в конце 1941 года малый танк Т-30 с "утолщенным" корпусом, такие первыми стали делать в Коломне

Подбитый в конце 1941 года малый танк Т-30 с «утолщенным» корпусом, такие первыми стали делать в Коломне

В августе 1941 года Коломенский машиностроительный завод им. Куйбышева ни одного корпуса не сдал. Вместе стем, завод, возглавляемый директором Е.Э. Рубинчиком, не сидел на месте. По инициативе завода было построено два бронепоезда — «За Сталина!» и «Коломенский Рабочий». А в сентябре 1941 года началось производство корпусов Т-30. Следует отметить, что Подольский завод им. Орджоникидзе вплоть до конца сентября 1941 года продолжал выпускать по сути корпуса и башни Т-40, только с гомогенной броней толщиной 15 мм. А в Коломне, с самого начала, производили корпуса Т-30 с утолщенной до 20 мм броней и без ниши для водоходного оборудования. Первые корпуса Т-30 завод сдал в середине сентября, а до конца месяца сдал 154 штуки при плане 100. Таким образом завод смог закрыть долг по корпусам августа 1941 года и перевыполнил план в абсолюте. Основная часть Т-30 с утолщенными корпусами, которые завод №37 сдал в сентябре и октябре 1941 года, имели как раз коломенские корпуса и башни.

Одна из литых башен, изготовленный в сентябре 1941 года

Одна из литых башен, изготовленный в сентябре 1941 года

Не менее интересно то, что еще в начале сентября 1941 года на заводе начались работы по внедрению новой конструкции. Дело в том, что изготовление башен для Т-40 и Т-30 являлось не самым простым делом. Форма усеченного конуса была выгодной с точки зрения пулестойкости стенок башни, но имела обратную сторону — сложность изготовления и высокий процент брака. Именно поэтому Подольский завод им. Орджоникидзе перешел на гомогенную броню, которая имела гораздо меньший процент брака. В Коломне же решили пойти другим путем. Там разработали башню литой конструкции, с толщиной стенок 23-24 мм. Это было равнозначно сварной башне с толщиной стенок 20 мм. Минусы у такой башни, безусловно, были. Главным являлась масса изделия. Согласно подсчетам, обработанная сварная башня имела массу 203 кг, а литая — 311 кг. Но достоинств оказалось гораздо больше. Во-первых, исчезал брак по гнутым листам стенок. Во-вторых, полная стоимость литой башни оказалась ниже — 1226 рублей + 51 за модель против 1735 рублей за сварную конструкцию. В-третьих, лить эти башни завод мог сам, без привлечения смежников, поставляющих прокат.

Литьевая форма для башни

Литьевая форма для башни

Первая опытная литая башня была готова к 15 сентября 1941 года. Проведенный на Научно-Испытательном Полигоне Стрелкового Вооружения КА обстрел башни показал, что она не пробивается, с дистанции 50 метров, пулей Б-30 из винтовки Мосина, а со 100 метров пулей Б-30 из крупнокалиберного пулемета ДШК. Таким образом, башня прошла испытания. Дополнительный оптимизм по отношению к данной башне заключался в том, что она без проблем ставилась не только на Т-30, но и на Т-60, благо погон тот же самый. Это означало, что Коломенский машиностроительный завод им. Куйбышева имел меньше проблем при переходе на выпуск корпусов нового танка. С учетом того, что на завод №37 уже были планы по переходу на Т-60, это являлось несомненным плюсом. Завод планировал постепенный переход на данные башни, серийный выпуск изделия был окончательно утвержден к 10 октября 1941 года.

Чертеж литой башни Коломенского машиностроительного завода им. Куйбышева. Если бы не эвакуация, уже к середине октября такие башни выпускались бы массово

Чертеж литой башни Коломенского машиностроительного завода им. Куйбышева. Если бы не эвакуация, уже к середине октября такие башни выпускались бы массово

Еще раньше, к 29 сентября 1941 года, завод изготовил 14 литых башен, по которым было дано распоряжение установить их на корпуса и передать заводу №37. Данное распоряжение подтверждалось служебной запиской от 7 октября, но что происходило дальше, неизвестно. Дело в том, что завод №37 в октябре 1941 года эвакуировали в Свердловск. В тот же день, 9 октября 1941 года, было принято решение и по Коломенскому машиностроительному заводу им. Куйбышева. Тем же постановлением ГКО №752сс «Об эвакуации заводов: № 37, КИМ и Подольского и танкового производства Коломенского завода» танковое производство из Коломны направлялось в Киров, на площадку Кировского машиностроительного завода им. 1-го Мая НКПС. На новом месте был образован завод №38 НКТП. С большой долей вероятности литые башни уехали в эвакуацию вместе с заделом по корпусному производству. Одно можно говорить с уверенностью: если эти башни и пустили в дело, то точно не для Т-60. Дело в том, что и на заводе №37, и на заводе №38, первое время выпускали отнюдь не Т-60, а Т-30. Задел по корпусам был такой, что организация выпуска Т-60 случилась далеко не сразу. Посему если кто и захочет сделать модель такой башне, то стоять она должна на корпусе Т-30. Пустили ли эти башни в дело, пока история умалчивает. По крайней мере, пока снимков с такими башнями не попадалось. А вот что завод №38 продолжил эксперименты с литыми башнями, факт железобетонный. Но уже для других танков, прежде всего Т-70.

Источники:

  1. ЦАМО ФР
  2. РГАЭ

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/kolomenskaia-litaia-golova-dlia-byvshego-plavaiuscego-tanka-6013a5ce3c795d58fd72b12f

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account