Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-76М из коллекции Музея отечественной военной истории
Самоходная артиллерия в Советском Союзе развивалась довольно сложно. Нельзя сказать, что успехов совсем не было. Красная Армия стала первой, применившей легкие самоходные артиллерийские установки. Даже имели место установочные партии (30 штук СУ-5 — это вполне серия для того периода). Впрочем, по-настоящему тема легких САУ стала развиваться в Советском Союзе уже после начала Великой Отечественной войны. У нас пошли по своему пути, который оказался вполне успешным. Вместо ярко выраженных истребителей танков Красная Армия выбрала легкую штурмовую САУ, более универсальную с точки зрения применения.
Вторым по массовости образцом бронетанковой техники Красной Армии в годы Великой Отечественной войны оказалась самоходная артиллерийская установка СУ-76М. Одновременно она стала самой массовой САУ в истории. Всего лет 20 назад СУ-76М была большой редкостью в отечественных музеях. Ныне известно не менее пяти СУ-76М в России, которые находятся в ходовом состоянии. Одна из них является частью коллекции Музея отечественной военной истории, Падиково. На сегодняшний день это самая комплектная СУ-76М из сохранившихся.
Полный пересказ истории СУ-76 в данном случае излишен, благо, по ней есть серия статей. Следует только отметить ключевые точки. Для начала, по поводу всяких обидных прозвищ и прочих глупостей, которые сопровождают СУ-76М. Знаете, прежде чем за кем-то повторять, иногда полезно думать. СУ-76М — это совсем не средство борьбы с «Тиграми». Прежде всего, данная САУ представляет собой очень подвижную версию 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3. Противотанковые функции за ней записаны, но как одна из задач. А так у дивизионной артиллерии много других функций.
А еще петросянам рекомендую включить мозг и подумать, что лучше — таскать буксируемую пушку по полю, или же возить ее на быстроходном шасси. ЗИС-3 мы на «Моторах Войны» иногда туда-сюда таскаем, даже по гальке вшестером это весьма веселый процесс. По полю еще веселее, особенно с учетом того, что в ряде случаев надо пушку хватать за колеса. Смена позиции на раскисшем поле очень быстро вправит мозги. Для понимания, механизацию подобной артиллерии задумывали в ряде стран. Но в таких объемах сделала только советская промышленность.
Еще одним важным моментом стал подход к вопросу проектирования СУ-76/СУ-76М. Немцы, например, предпочитали использовать готовые шасси легких танков, в лучшем случае их могли перекомпоновать. С одной стороны, решение быстрое, а с другой, имелась масса недостатков. Возникала масса проблем с объемом боевого отделения, боекомплектом, обслуживанием мотора и других агрегатов. В случае же с разработками С.А. Гинзбурга речь шла о шасси с использованием агрегатов легкого танка. Поэтому шасси получилось больше, чем тот же Т-70Б, чьи агрегаты использованы на СУ-76М.
У шасси, правда, имелся лимит по нагрузке. Именно поэтому на СУ-15М (СУ-76М) было решено отказаться от крыши боевого отделения. Изначально, на СУ-15, она имелась, но на серийном образце срезали и крышу, и часть кормового листа, и куски бортов рубки. Тем самым удалось сэкономить массу, что положительным образом сказалось на надежности. Также официально ограничили скорость, но на самом деле ездила СУ-76М отнюдь не на скорости 30-35 км/ч, а существенно быстрее.
Порой можно слышать рассказы о том, что исчезнувшая крыша — это результаты действий экипажей. Хотя на самом деле это не более чем фантазии одного ныне покойного исследователя. Расчетам крыша на СУ-12 (СУ-76) нравилась, а вот ее отсутствие на СУ-76М вызвало недовольство. Некоторые экипажи стали самовольно изготовлять кустарные крыши боевого отделения. Естественно, масса машины возрастала, но желание не получить сверху пулю или осколок снаряда брало верх.
Естественно, советское командование было в курсе о происходящем. Благо, что доклады о самодельных крышах (и даже предложения по ним) поступали регулярно. Вопрос поставили на карандаш, уже в мае 1944 года появилась СУ-57 (переделанная СУ-76М) с крышей боевого отделения. Провели опыты и на заводе №40 (г. Мытищи), который, после переезда завода №38 в Харьков, стал головным разработчиком СУ-76М. Там построили два варианта САУ — полностью закрытую и с максимально поднятой вверх задней стенкой.
По итогам испытаний было принято решение пустить в работу «малую модернизацию». Она оказалась более удачной, а боевая масса выросла всего на 100 кг. Одним только повышением высоты кормы дело не ограничилось: на заводе №40 серьёзно поработали над боевым отделением, сделав его более удобным. Перекладина в кормовой части рубки сохранилась, но теперь она выполняла роль крепления для зенитного пулемета ДТ. Появились дополнительные амбразуры, а в них крепежи для пулемета ДТ.
Финальная версия СУ-76М с «повышенной» рубкой была подготовлена на ГАЗ им. Молотова под руководством Н.А. Астрова. Там уже имелся опыт разработки СУ-85А и велась работа по СУ-85Б, плюс учитывался опыт коллег с завода №40. Подготовка документации началась в январе 1945 года, а первые серийные САУ с доработанной рубкой сошли с конвейеров к 1 апреля. Поначалу мытищенские и горьковские САУ отличались друг от друга. На СУ-76М завода №40 тент был обычным, а на ГАЗ им. Молотова имелась откидная секция, позволявшая быстро перевести САУ в боевое положение. Также имелись отличия по стопору орудия по-походному. Обе конструкции, кстати, позволяли привести орудие в боевое положения, не вылезая из машины.
Общий объем выпуска СУ-76М с модернизированным боевым отделением был сравнительно небольшим — 3454 штуки. Для понимания, всех СУ-76М сдали 13679 штук. Другой вопрос, что дольше всех прожили те машины, которые выпустили позже всех. На Великую Отечественную войну такие САУ не успели, но они попали в части, воевавшие в августе 1945 года с Японией. А дальше была очень долгая карьера, которая продолжалась не один десяток лет. В 50-е СУ-76М прошли модернизацию, в ходе которой они получили мотор ГАЗ-15А, более надежный, чем ГАЗ-203.
Основная масса СУ-76М, которые сохранились в России, относятся как раз к машинам выпуска весны-осени 1945 года. Пара из них была переделана в более раннюю конфигурацию, но Музей отечественной военной истории подобными конверсиями заниматься не стал. Изготовлена она была на заводе №40 летом 1945 года. После войны САУ служила в югославской армии, досталась музею пустой, без орудия.
Первый подрядчик, который занялся реставрацией СУ-76М, сделал не так много. В результате работы по реставрации переместились в Москву, в том числе ими занимался и автор данного материала. На этом этапе главной задачей стала комплектация САУ с точки зрения внешнего вида, а также восстановление до ходового состояния. Машина, конечно, досталась пустой, но именно по поздней СУ-76М сохранилась почти вся техническая документация. Это позволило восстановить то, что было утрачено.
Одной из главных проблем стала моторно-трансмиссионная группа. И если с трансмиссией огромных проблем не возникло, то двигатель ГАЗ-203 — это действительно нетривиальная задача. «Свободных» таких моторов нет. Поэтому реставраторам пришлось совершать маленький подвиг. Из двух ГАЗ-40 был сделан почти полный аналог ГАЗ-203. По функционалу они повторяют данный мотор (точнее, там ближе к более позднему ГАЗ-15А). Такая система заметно надежнее оригинала, непроста после войны ГАЗ-203 меняли на более надежную силовую установку.
Реставрация по первому этапу заняла немногим больше полутора лет. В середине октября 2016 года прошли ходовые испытания, а месяц спустя СУ-76М заняла место в Музее отечественной военной истории. Уже по первому этапу САУ имела очень высокую степень комплектности. Особенно это касалось боевого отделения, где обычно у самоходок данного типа всё бедно. Очень много работы по интерьеру провел Вадим Антонов, причем это стало только первым этапом. Первое время СУ-76М находилась в Первом корпусе музея (1941-45), поскольку тогда еще не было Танкового корпуса — только навес. Построили корпус летом-осенью 2017 года, туда и переместилась вся «броня».
На этом работы по СУ-76М не остановились, но шли они уже, что называется, в фоновом режиме. Тут уже главной ударной силой стал Вадим, который начал комплектовать САУ разными мелочами, которые были совсем не мелочами. По заводским чертежам удалось воссоздать аутентичные приборные панели, далее своё место заняла световая сигнализация (вещь, про которую знают не все). В 2021 году музейная мастерская провела работу по приведению в порядок системы охлаждения. Проведенные в День Танкиста ходовые испытания показали, что теперь температура системы охлаждения стала в пределах нормы.
Ныне СУ-76М из коллекции Музея отечественной военной истории является самой комплектной из сохранившихся до наших дней. Какие-то мелочи еще можно доделать, но уже в фоновом режиме. Поскольку рубка у САУ открытая, как раз ее обычно и показывают посетителям. А там есть, на что посмотреть. Машина была совсем не пустой, мелочей там более чем хватает. Заодно можно оценить, как работал расчет.
Конечно, тут совсем не автобус, но места хватает. И вот тут в полной мере понятно, почему сделали именно шасси на агрегатах Т-70Б, а не стали переделывать сам танк. Разница в объемах боевого отделения очень существенная. Автор материала успел побывать в прямых аналогах (включая Marder II и Marder III), есть, с чем сравнить. У СУ-76М, для справки, самый большой боекомплект в своём классе. 60 унитаров — это очень даже прилично. В музейной машине боекомплект присутствует.
Есть здесь и оборонительное вооружение. Над его установкой работали почти всё время, что производилась СУ-76М. В ходе модернизации боевого отделения для ДТ сделали специальные крепления, позволявшие ставить пулемет в амбразурах боковых смотровых лючков.
Также, как уже говорилось выше, имелась возможность поставить ДТ в зенитный вертлюг на штанге в задней части рубки. Стрелять можно было назад-вверх, сектор не то, чтобы большой, но получше, чем у американских пулеметных зенитных установок.
Вполне грамотно было проработано и отделение управления. По ходу эксплуатации появилась необходимость перебираться оттуда в боевое отделение и обратно, не вылезая из машины. В результате появилась дверка, окончательно ее ввели весной 1945 года. Машины завода №40 получили ее позже, чем ГАЗ-овские. Также в 1945 году мотор получил съемное ограждение, его еще предстоит сделать.
СУ-76М получилась очень неплохой самоходной дивизионной пушкой. Весьма шустрой, с приличным боекомплектом, довольно удобной, а главное массовой. Только за годы Великой Отечественной войны их сдали больше 10 тысяч штук. Если включить мозг и перестать цитировать всякие глупости, станут очевидны простые истины. Такие подвижные самоходные пушки были гораздо более удобной вещью, чем обычная ЗИС-3. Главное — не использовать их, как танки. По этому поводу еще в 1943 году вели разъяснительную работу. Ну и если СУ-76М такая плохая, чего же тогда их эксплуатация шла не одной десятилетие? Хороший повод подумать.
источник: https://dzen.ru/a/ZZ0BVevCJlTso7Ba