Испытания канадского пехотного танка Valentine VII в Советском Союзе
Содержание:
Канада не особо известна на ниве создания колесной и гусеничной военной техники. До определенной поры у канадской армии танки вообще отсутствовали, о выпуске чего-то подобного там не думали. Правда, еще летом 1939 года канадское правительство изучило вопрос возможного выпуска танков собственной промышленностью. Выяснилось, что можно, но затратно. Поэтому лучшим способом запустить танкостроение стало использование собственной промышленности как базы для выпуска зарубежных танков. Как показала практика, такой подход оказался самым правильным.
Среди военной техники, которая шла в Советский Союз по программе ленд-лиза, оказались и канадские машины. Ассортимент поставлявшейся техники был большим, начиная с грузовиков и заканчивая танками. По иронии судьбы, Красная Армия стала основным оператором канадских танков, применявшихся по прямому назначению. Речь идет о Valentine VII, второй по массовости версии данного пехотного танка. Подавляющее большинство (1390 из 1420 всех выпущенных канадских Valentine) этих танков ушло в Красную Армию. Естественно, он вызвал пристальное внимание со стороны ГАБТУ КА.
Дизель с сюрпризами
Самые первые Valentine VI и Valentine VII прибыли в СССР в феврале 1942 года. Надо сказать, что канадцы весьма оперативно спихнули Valentine VI, имевшие английский пулемет BESA как спаренное с пушкой вооружение. Судя по отправкам, эти танки, имевшие регистрационные номера T.23204-T.23218, почти все уехали в Советский Союз. В Канаде остался всего один такой танк, ныне находящийся в музее базы Боден. Основная же масса канадских Valentine оснащалась американскими пулеметами Browning M1919A4.
5 мая 1942 года в Мурманск прибыл конвой PQ-15, вместе с которым поступило 70 канадских танков. Среди них оказался и Valentine VII с регистрационным номером T.23383, изготовленный на Canadian Pacific Railroad Company (CPR) в январе 1942 года. Это был один из последних Valentine VII с носовой частью корпуса, собиравшейся на болтах и заклепках. Уже вскоре канадские Valentine стали изготовлять с литыми носовыми частями корпуса, более технологичными. Такая версия получила обозначение Valentine VIIA.
Судя по тому описанию, которое было дано на НИБТ Полигоне, куда танк прибыл 5 июня 1942 года, танк получился переходным. Дело в том, что одновременно с корпусом менялась и башня. До того она собиралась из четырех литых деталей (носовой, кормовой и бортов), которые крепились друг к другу на болтах. Начиная со 101-го танка башню стали лить целиком, прикручивая на болтах нижнюю часть и крышу. Корпус же остался старым, видимо, из задела.
От зорких глаз сотрудников НИБТ Полигона, который на тот момент находился под Казанью, не скрылись и другие отличия. Иначе изготавливались опорные катки: их сделали взаимозаменяемыми с английскими катками, но при этом отливали из алюминиевого сплава вместе с колпаками. Светотехника была канадского производства, с характерными фарами-«банками». Имелись отличия по кривошипам ленивцев, иначе сделали электрооборудование (оно, кстати, было американским). Радиостанция с танком не пришла, но вместо переговорных устройств сделали громкоговорители, а командиру танка дали микрофон.
Крайне хитрой оказалась ситуация с силовой установкой. Как и англичане, канадцы использовали американский дизельный мотор GM 6004 (танковую версию мотора GM 6-71). Вообще он должен был развивать мощность 130 лошадиных сил, но за счет установки «тракторных» инжекторов мощность оказалась выше — 165 лошадиных сил. Под новый двигатель установили коробку передач с измененными передаточными числами. В результате танк имел удельную мощность чуть выше 10 л.с. на тонну, а его максимальная скорость оказалась выше паспортной. Конечно, 26,5 км/ч — это немного, но для танка сопровождения вполне достаточно. Vickers Mk.E, который был идеологическим предшественником (а разработал оба танка Лесли Литтл), имел схожую подвижность, при куда более слабой броне.
Надо сказать, что Valentine II был немного быстрее — у него по шоссе максимальная скорость достигала 32 км/ч. Но это исключительно за счет иных передаточных чисел коробки передач. В ходе полигонных испытаний, которые проходил Valentine VII, средняя скорость танка по шоссе составила 25 км/ч, что было чуть выше Valentine II. Летом 1942 года проходили сравнительные испытания ряда зарубежных танков, в них принимал участие и канадский танк. Так вот, средняя скорость движения по шоссе у него оказалась равнозначной Pz.Kpfw.38(t) и Medium Tank M3.
В ходе испытаний было решено проверить, как будет работать двигатель, отрегулированный на штатную мощность, то есть до 130 л.с. Сначала совершили пробег с форсированным мотором, по проселку он прошел 1360 километров, получив среднюю скорость 18,8 км/ч и расход топлива 163 литра на 100 километров. Далее мотор дефорсировали, после чего танк прошел 280 километров. Средняя скорость упала совсем немного — до 17,3 км/ч, впрочем, и расход топлива уменьшился не сильно — до 153 литров на 100 километров. Запас хода по проселку вырос со 105 до 115 километров. Одним словом, большого смысла в снижении мощности не имелось, тем более что заметно снизилась маневренность танка.
Главным преимуществом пехотного танка оказалось то, что его скорость передвижения, а также проходимость по пересеченной местности почти не отличалась, а порой и превосходила «обычные» танки. Valentine VII в этом плане показал себя во всей красе. Средняя скорость по проселку у него была даже повыше, чем у Pz.Kpfw.38(t) и Medium Tank M3, превосходили его только Light Tank M3 и Pz.Kpfw.III, имевшие заметно более высокую мощность двигателя. Танк оказался в лидерах по преодолению подъемов, а на косогорах пределом крена стало 26 градусов. Далее происходил сброс гусеничных лент.
Достаточно неплохо танк показал себя в ходе преодоления брода глубиной 1400 мм. Он стал одним из трех танков, которые смогли пройти дистанцию, а вот Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.38(t) захлебнулись, не дойдя до противоположного берега. Проблемой стал выход на берег. Илистое дно не давало выйти, а попытка сдать назад оказалась фатальной. Через воздуховоды стала поступать вода, мотор залило и он заглох. Танк пришлось вытаскивать при помощи трактора. В схожей ситуации заглох Medium Tank M3.
Оказался Valentine VII в лидерах и во время преодоления болотистой местности. Он стал одним из двух танков, которые прошли опасный участок, не застряв. На специспытаниях танк погрузился гусеницами на глубину 400 мм. Случилось это в момент, когда Valentine VII поехал по собственному следу. Пройдя 10 метров, танк всё же застрял, но выбрался сам, для этого использовали бревно самовытаскивания. В аналогичной ситуации Light Tank M3 сам выбраться не смог, понадобился трактор.
В целом испытания, за время которых танк преодолел 1800 километров, показали высокую надежность Valentine VII. Претензии были к надежности опорных катков. Больше всего страдали опорные катки малого диаметра, на них постепенно разрушались бандажи. Ресурс бандажей можно было продлить, просто развернув их в обратную сторону. Также приходилось регулировать натяжение гусеничных лент, поскольку пальцы постепенно изнашивались. Вместе с тем, испытатели указали, что надежность траков канадского танка выше, чем у английского.
В финальном вердикте танк похвалили, неплохо показало себя и вооружение. Правда, с оговоркой, что прочность снарядов 2-фунтовой пушки недостаточная. По этой причине орудие было слабовато против танков, имевших лоб корпуса толщиной 50 мм. Не говоря о том, что осколочно-фугасных снарядов не предусматривалось.
Парные зимние катания
После окончания летних испытаний канадский танк почти полгода находился без движения. НИБТ Полигон стал постепенно перемещаться обратно в Кубинку. Во второй половине 1942 года там провели первые испытания, а база под Казанью стала филиалом. В 1943 году основную массу техники оттуда переместили в Кубинку. Но до того под Казанью прошел еще ряд испытаний.
Среди них оказались и весьма необычные испытания, в которых принял участие канадский Valentine. С 10 января по 30 марта 1943 года танк прошел 1161 километр, из них 394 по шоссе, 423 по проселку и 344 по заснеженной целине. Более интересно то, что испытания оказались совместными. Вместе с Valentine VII в пробег отправился Valentine II, который проходил зимние испытания за год до того. Перед началом испытаний мотор на этом танке заменили, поскольку он уже прошел 290 часов (а сам танк 1960 километров).
Вероятнее всего, сравнительные испытания понадобились по причине того, что имелись определенные вопросы к моторам AEC 190. Можно сказать, что испытания запоздали, поскольку выпуск Valentine II прекратился еще в 1941 году. Но не всё так просто: шли поставки танков Valentine III с трехместными башнями и теми же моторами AEC 190, так что был необходим вердикт о работе данной силовой установки.
Зимние испытания подтвердили то, что уже и так было известно. За счет того, что мотор GM 6004 был более чем на 30 лошадиных сил мощнее AEC 190, Valentine VII имел более высокие показатели средних скоростей. Фактически он мог ехать быстрее и в абсолюте, но его «придушили» неслучайно. Износ бандажей опорных катков показывал, что ходовая часть Valentine не «скоростная». Более интересно другое. Канадский танк, имевший пламенную систему предпускового подогрева, оказался более подготовленным к зимней эксплуатации, чем английский.
Разница в мощности моторов оказалась наиболее показательной в ходе специспытаний. Для Valentine II пределом стал сугроб высотой 70 см, преодолеть более существенное препятствие не получилось в виду лимита по мощности. В случае с Valentine VII пределом стал сугроб высотой 75 см, в данном случае лимитом стало сцепление гусениц с грунтом. Общим дефектом стало налипание мокрого снега на ленивец, что приводило к обрыву гусеничных лент.
Проблему решили весьма оригинальным образом. С ведущих колес сняли резиновые бандажи, после чего снег перестал налипать. Не было зафиксировано ни единого обрыва лент. Еще одной хитростью стало использование шпор, разработанных НИБТ Полигоном. За счет их применения заметно выросла проходимость по заснеженным участкам. Вместо 12-14 градусов танки стали преодолевать подъемы под углом до 25 градусов.
Общей проблемой стал износ ходовой части. В случае с Valentine VII более высокую надежность показал двигатель. В ходе испытаний произошло нарушение работы системы смазки, что привело к поломке ряда деталей. После их замены мотор проработал еще 83 часа без замечаний. А вот мотор AEC 190 оказался менее надежным. Он вышел из строя после 43,5 часов работы, в результате Valentine II прошел всего 292 километра. Судя по отчету, выход из строя произошел по характерным для этого мотора причинам.
19 — Более высокой оказалась и надежность мотора GM 6004
По итогам танк с мотором GCM 6004 признали более подходящим для эксплуатации в зимних условиях. Данный вердикт был равнозначен не только для канадского Valentine, но и других танков данного типа, оснащавшихся американским мотором. Данные танки составляли большинство Valentine, служивших в Красной Армии. Помимо надежности, GM 6004 мог похвастаться и большей мощностью. Есть серьёзные подозрения, что заявленные в официальных ТТХ 130 лошадиных сил были не более чем формальностью. На самом деле основная масса танков получала моторы с «тракторными» инжекторами.
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
-
источник: https://dzen.ru/a/ZWmf7QPAilnxKdVk