Юрий Пашолок. К 78-й годовщине прорыва блокады Ленинграда
Мероприятия в парке «Патриот», прошедшие 30 января 2021 года и приуроченные к годовщине прорыва блокады Ленинграда
Музейная жизнь, которая несколько замерла под конец прошлого года в виду коронавирусной инфекции, постепенно приходит в норму. На позапрошлой неделе снова открылись московские музеи, а в Московской области это случилось значительно раньше. Кроме того, в музеях позволили работать открытым площадкам, посему ряд из них продолжали функционировать. Одним словом, постепенно жизнь налаживается, касается это и различных военно-исторических мероприятий, которые проводятся музеями.
Касается это и парка «Патриот». Вообще с парком ситуация складывается, лично для меня, довольно странная ситуация. Музейный сектор в парке работает уже 4,5 года, за это время там была проделана большая работа, проводится масса различных мероприятий. А про них практически никто ничего не пишет, при этом периодически приходится слышать сплошной негатив. Самое забавное, что идет он зачастую от людей, которые в парке либо не были вообще, либо сделали это очень давно. Меня это слегка так забавляет. Просто для понимания — до ковидлы я там появлялся как минимум раз в месяц. Дело в том, что нормальные музеи (а сам парк, кстати, это не музей, это многофункциональный комплекс, в который входит и две музейные площадки) постоянно развиваются, у них появляются новые экспозиции, а старые перерабатываются. У «Патриота» с этим всё нормально, новые экспонаты там появляются с завидной регулярностью, да и экспозиции обновляются. Только это как-то проходит мимо. Так что первое мероприятие парка в этом году, которое прошло с участием техники, решил показать более полно. Заодно вечные критики парка увидят, что пропустили.
Для начала, впрочем, стоит упомянуть важный момент — как туда добираться. Вопрос весьма острый, поскольку, в отличие от Кубинки, пешком до парка не добраться. Так вот, уже года три как от станции «Голицино» до парка ходит маршрутка, причем вопрос транспорта постоянно дорабатывается. И если в 2018 году еще можно послушать жалобы, что, мол, тяжело добираться, то сейчас подобные жалобы вызывают недоумение и смех. Господа-граждане, так уж получилось, что мне довелось помотаться по музеям Европы (и нет только там), причем в основном танковым. И могу сказать, что вы слегка не понимаете смысл слова «далеко». Специально засекал время пути от подъезда до подъезда, где-то получается два часа. А в аналогичный музей в Бовингтоне вы будете только часа 3,5 ехать на электричке. Ну и в принципе военные музеи, чаще всего, расположены далеко. Тот же Имперский Военный Музей в Лндоне потихоньку перемещается в Даксфорд, а как туда добираться на общественном транспорте, лучше вам не знать 🙂 И так вообще-то везде. А вот то, что в «Патриот» можно добраться, не топая полчаса пешком от ближайшей остановки, является реальностью уже года два. И процесс трансфера продолжает решаться. Просто для понимания, это не рекламный пост, а легкое такое недоумение. Особенно на фоне того, что на сайте парка всё расписано. И всё равно периодически вижу шарахающихся возле КВЦ (конгрессно-выставочного центра) людей, которые безуспешно пытаются найти «где танки стоят». Бегая мимо остановок, где почти везде есть схемы парка, с указанием, где вы находитесь. Так это проблемы парка, или чьи-то персональные?
Итак, для тех, кто всё-таки решил попасть в парк, сообщаю. Техника находится на музейной площадке №1. Туда переместили большинство боевых единиц довоенного и военного периода. Для продолжающих плакать в стиле «развалили старую Кубинку» отдельно сообщаю, что музейная площадка №2 никуда не делась, проведена ее реконструкция, если всё будет нормально, к 23 февраля будет открыта. Плюс между площадками планируется курсирование автобусов. За счет перетаскивания части техники на музейную площадку №1 в старых павильонах (точнее, уже новых, от старых только каркасы остались) стало больше места, полностью переделано освещение, вроде как с отоплением вопрос решают. Так что да, атмосферы старой Кубинки уже нет. Ни полутемных рядов танков в инее, ни холодных ангаров, где холоднее, чем на улице, ни сортира системы «дырка в полу». Насчет «развалили экспозицию» тоже ряд вопросов. Во всём мире уже ряды, как в старой Кубинке, давно не делают. А вот экспонаты по годам расставляют очень даже. А так в одном павильоне, светлом и отапливаемом, находятся плюс-минус машины одного периода. Да еще и с дополнительными экспозициями, нормально работающими туалетами, несколькими точками питания, сувенирными лавками и прочим. Всё то, что должно быть в нормальном музее. Ну а для любителей стройных рядов есть площадка №2. Там в некоторых ангарах явно будет плотненько, ибо основной объем павильонов средних танков и бронемашин был в основном заполнен послевоенными машинами, причем по большей части объектами. Вот вам и атмосфера.
Параллельно с реэкспозицией идет приведение в порядок имеющихся образцов. Из последних это танки Т-40, Т-50 и Т-60. К тому, как «реставрирует» машины местная мастерская, ну очень много вопросов, но пока там местный руководитель мастерской не покинет парк, всё так и будет, воевать бесполезно. Так или иначе, машины потихоньку приводят в порядок, ну а для дальнейших поколений реставраторов будет немало работы по исправлению деяний данных кулибиных. В любом случае, павильоны постепенно пополняются, часть машин находится в ходовом состоянии, но это не означает, что их тут же погонят на мероприятия. Есть некоторое количество танков, которые ездят постоянно, вот они и катаются. Плюс периодически привлекаются танки из других музеев, а также частных коллекций. Общемировая практика.
Реставрация техники ведется не только снаружи, но и внутри. Данные работы несут еще одну функцию, которая постепенно раскрывается в парке. Те танки и САУ, которые имеют достаточно большие люки, становятся доступны для посетителей, как минимум для обзора снаружи. Таким могут похвастаться далеко не все танковые музеи мира (да и не таковые тоже). Основная часть машин доступна для осмотра во всё время работы музейного сектора. Но в расширенные дни посещения появляются, скажем так, дополнительные возможности.
В такие, расширенные дни, обычно совмещенные с различными военно-историческими мероприятиями, появляется доступ внутрь машин. Естественно, под присмотром музейных сотрудников. Для тех, кто считает, что это плохо, могу привести один железобетонный аргумент. Благодаря открытым люкам и возможности попасть внутрь появляется дополнительный стимул к наполнению танковых интерьеров различными предметами. Причем этот процесс идет постоянно. Да и те танки, что открыты для осмотра только снаружи, постоянно набиваются новыми предметами.
Не так давно появилось еще одно мероприятие, так сказать, интерактив. Желающие, как правило, подросткового возраста, могут попробовать себя в роли танкиста, причем с необычной стороны. А именно посоревноваться в забивании пальцев в траки БТ. Вроде ничего особенного, но на самом деле желающих довольно много. Да и детей среди них много.
Впрочем, главным в минувшую субботу было другое. В парке отмечали события 18 января 1943 года, то есть прорыв блокады Ленинграда. В нем участвовали и малые танки Т-60, сыгравшие важную роль. По этому поводу в музейном секторе парка была моя лекция, посвященная прорыву блокады Ленинграда, а также подвигу экипажа Т-60 в составе лейтенанта Дмитрия Осатюка и сержанта Ивана Макаренкова. Об этом недавно была моя статья, а теперь она превратилась в лекцию. Благо что в парке есть танки с обеих сторон, аналогичные тем, что участвовали в битве за Ленинград. Ну а до лекции состоялся динамический показ техники.
Первоначально предполагался немного другой состав машин-участников, но различные изменения бывают практически всегда. Погода, кстати говоря, в этот раз не особо радовала. На снимках это не сильно видно, зато хорошо заметно на кадрах крупного плана. Вот там вся эта снежная крупа видна очень хорошо.
Так совпало, что в этот раз в динамическом показе приняли участие танки, которые были разработаны под руководством Н.А. Астрова. Первым из них шел разведывательный танк-амфибия Т-38. Как и у целого ряда машин в парке, этот танк со своей судьбой.
Непосредственно в прорыве блокады Ленинграда Т-38 участие не принимали, но в 1942 году действовал отдельный батальон, где были Т-38. Несколько утонувших по 1942 году машин из этого батальона нашли в Неве, из них 3 сейчас на ходу. А этот танк воевал в составе 478-го танкового батальона на Юго-Западном фронте. В июле 1942 года танк затонул в Дону, а в 1980 году его подняли. Силами энтузиастов с АЗЛК машину восстановили до ходового состояния, она хранилась в заводском музее. После расформирования музея танк оказался в музее «Авторевю», а затем попал в Кубинку. А всего сейчас в «Патриоте» уже 4 машины из Дона — Т-38, Т-34 выпуска СТЗ, Light Tank M3 из состава 130-й танковой бригады и рубка StuG 40 Ausf.F/8 из состава 210-го дивизиона штурмовых орудий (подбита в конце 1942 года, командирская машина).
Вторым шел гость парка — малый танк Т-60 из коллекции Музея отечественной военной истории. В парке машина появляется не в первый раз. Данная машина является одним из первых экспонатов бронетанковой коллекции Музея отечественной военной истории. Как раз похожие машины составляли основу матчасти 61-й танковой бригады, действия которой сильно повлияли на прорыв блокады Ленинграда.
Про ее историю можно сказать немногое. Танк собран из кусков, исходя из того, что есть, в основном это фрагменты Т-60 выпуска завода №264 (бывшая судоверфь в Красноармейске, что на юге Сталинграда, помимо Т-60, выпускала корпуса для Т-34, а также бронекатера). Исходя из конфигурации, на машину нанесены маркировки 3-й гвардейской танковой бригады, в ее составе была очень похожая машина.
Замыкал колонну легкий танк Т-70. Подобные машины также воевали на Ленинградском фронте. В ходе пополнения 61-я танковая бригада получила и 70-ки, они же составляли довольно приличный объём матчасти бригады после того, как ее переименовали в 30-ю гвардейскую танковую бригаду.
Данная машина, являющаяся одним из экспонатов парка, а заодно и одним из основных ездящих танков в его коллекции, имеет боевую историю. Танк выпуска ГАЗ им. Молотова, сентябрь 1942 года, серийный номер 209155 был нанесен краской на лобовой детали корпуса. Машина попала в состав 33-й танковой бригады, участвовал в боях под Новосокольниками и под Великими Луками. В декабре 1942 года данный танк оказался в числе затонувших машин (поле, где атаковали машины, оказалось болотом). Всего 33-я танковая бригада потеряла, по разным причинам, 9 Т-70. Примерно тогда же затонул и собрат этого танка — Т-34 с именем собственным «Снайпер». Вытащили Т-70 осенью 2001 года, а в мае 2003 года состоялся его дебют в Кубинке. С тех времен эта машина является постоянным участником различных мероприятий.
После заезда традиционно желающие могли попасть к машинам, а тем, кому повезло, даже оказаться внутри. Правда, погода была не самая лучшая, но она особо не помешала. Тем более что музейная площадка №1 находится рядом с местом показа.
Таким было первое, но явно не последнее подобное мероприятие в «Патриоте» в этом году. Само по себе отрадно, что такие мероприятия проводятся, во многих местах пандемия свела военно-историческую активность к нулю. Ну а подобные репортажи будут появляться довольно регулярно.