Юрий Пашолок. Jagdpanzer 38, или чешско-немецкий клоп из-под Клоппенбурга
Так исторически сложилось, что наибольшие объемы выпуска бронетанковой техники чехословацкая промышленность достигла во время Второй мировой войны. Вряд ли это то достижение, которым можно сильно гордиться, учитывая то, что старалась промышленность протектората Богемия и Моравия не для своей армии. Но тут надо передать общий привет тем, кто отдал этот мега-завод в Восточной Европе немцам. Так или иначе, выпуск танков в Праге только рос, да и завод в Пльзене не простаивал. Кроме того, чехам хотя бы частично, но удалось отстоять собственные шасси. В отличие от завода Ursus в Варшаве или Nibelungernwerk в Санкт-Фалентине, где собирали чисто немецкую бронетехнику.
Самым известным и массовым образцом чехословацкой бронетанковой техники собственной разработки стал Jagdpanzer 38. В общей сложности их изготовили более 2800 штук, учитывая, что на это понадобилось чуть больше года, данный рекорд чехословацкой промышленностью вряд ли когда-нибудь будет перебит. Впрочем, до наших дней оригинальных Jagdpanzer 38, то есть сданных до мая 1945 года, сохранилось менее полутора десятка. Ходовых машин данного типа и того меньше — всего четыре штуки. Одну из них восстановила Axis Track Services, которую возглавляет Брюс Кромптон.
У каждой из сохранившихся САУ данного типа своя, местами бурная судьба. Часть из них оказалась трофеями, несколько штук после войны переделали в истребители танков G-13. Часть же является машинами, погибшими в бою. Таких, среди ныне сохранившихся Jagdpanzer 38, минимум три штуки. Именно такая судьба у САУ, о которой пойдет речь.
Машина уникальна хотя бы тем, что это едва ли не самый старый из сохранившихся экземпляров Jagdpanzer 38. САУ имеет номер шасси 323010, это соответствует 10-й машине, изготовленной Škoda в конце июля 1944 года (как раз с июля их в Пльзене и начали производить). Машины выпуска июля-августа 1944 года очень легко определить по характерной орудийной установке. Подвижная бронировка еще старого типа, с характерными выступами по бокам, а вот неподвижная получила крепления сверху под 2 рыма. Уже в августе появилась измененная конструкция орудийной установки, за счет чего удалось выиграть 200 кг массы. Это, кстати, не чехи так ошиблись, а вполне осознанный, тихий саботаж со стороны руководства КБ BMM. Лишняя масса — дополнительная нагрузка на передние катки.
Где именно служила данная САУ, пока данных нет. Зато известно, где и когда, а главное как она погибла. 13 апреля 1945 года произошел ночной бой за город Клоппенбург, что юго-западнее Бремена. В составе ударных сил английской армии, которая наступала на Бремен, находилась 130-я пехотная бригада. В свою очередь, в нее входил 7-й батальон Королевского Гэмпширского полка. Бой оказался ожесточенным, сражались за каждую улицу. В какой-то момент Jagdpanzer 38 пошла в атаку, и тут она получила прямое попадание в левый борт. Вероятнее всего, был убит механик-водитель, подбитую САУ бросили.
После войны машине, можно сказать, повезло. Вместо того, чтобы сдать ее в металлолом, местные рабочие просто скинули ее в воронку от бомбы и зарыли. Таким образом Jagdpanzer 38 пролежала в земле до 1982 года. Дальше, в ходе строительных работ, САУ раскопали, она попала в частные руки. Тогдашний владелец восстановил машину как смог.
Брюсу Кромптону Jagdpanzer 38 досталась лет 15 назад, в довольно печальном состоянии. Впрочем, учитывая специализацию Axis Track Services, большой проблемой это не стало. Вскоре истребитель танков был восстановлен если не до последнего винтика, то уж точно в на порядок лучшем виде, чем раньше. И, естественно, она в ходовом состоянии. На шоу Militracks САУ весьма бодро ездила. Из ранних Jagdpanzer 38 это единственная ходовая машина. Да и сохранилось этих ранних САУ всего три штуки — одна в Arsenalen, Швеция, вторая в Польше. Машиной, кстати, постоянно занимаются. Сейчас она выглядит несколько иначе, чем на данных снимках.
источник: https://dzen.ru/b/Zn8i4UwgxXx2x-e0