История итальянских легких танков FIAT 3000 в Советском Союзе
Италию сложно назвать великой танковой державой. Вместе с тем, стоит отметить, что не самая богатая страна, не с самым высоким промышленным потенциалом, умудрилась сделать то, чего не удалось более развитым государствам. Если Австро-Венгрия, на всякий пожарный, тогда одна из крупнейших европейских стран, ничем по танкам похвататься не могла, у Италии всё было иначе. Там своих Гюнтеров Бурштыней было с десяток, самое же главное, что имелись не одни только теоретики. Своими силами итальянцы разработали FIAT 2000, вполне рабочий и боеспособный танк. Он обладал вполне достойными характеристиками, и стал далеко не худшим тяжелым танком того периода. Вместе с тем, итальянские военные еще в 1917 году сообразили, что этот танк будет штучным (вся серия 50 штук, реально построили 2). Поэтому они пошли по самому правильному пути — воспользовались зарубежной помощью.
В 1917 году итальянские военные познакомились с Char leger, как первоначально именовался легкий танк Renault FT. Детище Луи Рено и Рудольфа Эрнст-Метцмайера быстро заинтересовало итальянцев. Этот танк выгодно отличался тем, что строился на автомобильных агрегатах, получался значительно проще и мог выпускаться в больших количествах. Кроме того, его можно было перевозить на грузовиках. Последняя особенность стала причиной, почему итальянцы не стали делать полную копию Renault FT. Боевая масса танка превышала грузоподъемность 5-тонных грузовиков, применявшихся в итальянской армии. Поэтому, взяв за основу Renault FT, была создана собственная версия танка, известная как FIAT 3000. Для своего времени еще более передовая машина, чем Renault FT. Это был первый в мире серийный танк с поперечным расположением двигателя.
Летом 1920 года на испытания вышел первый образец легкого танка FIAT 3000. Несмотря на то, что он опоздал на Первую мировую войну, отказываться от серийного производства итальянская армия не стала. Всего было построено 100 таких танков. Они стали лучшими из отпрысков Renault FT. Итальянская машина получилась легче, в 3 раза быстрее, менее тесной и имеющей перспективы по усилению вооружения. Кроме того, итальянцы довольно быстро смекнули, что танк имеет перспективы с точки зрения экспортных поставок. Еще в первой половине 20-х годов они начали прощупывать почву по поводу продажи танков в другие страны. Едва ли не первым местом, куда они постучались, стал Советский Союз. По поводу этой истории есть немало всякой ерунды вроде мифа о захвате FIAT 3000 в годы Гражданской Войны, а также копировании его компоновки при создании МС-1. Есть смысл об этом поговорить, тем более что FIAT 3000 умудрился послужить в Красной Армии дважды — в конце 20-х годов и в 1940-41 годах.
Впервые про FIAT 3000 у нас заговорили еще в 1924 году. В это время FIAT сделал предложение о покупке не менее 10 таких танков. Прямого ответа с советской стороны не последовало, но предложение взяли на карандаш. Прорабатывались идеи закупки танков во Франции и Англии. Идея состояла в следующем: либо закупалось 1-2 штуки, что называется, на посмотреть, либо, если этого не получится, минимальная партия. При этом 1 танк обязательно уходил Техническому отделу ГУВП, который уже приступил к работам по «танку сопровождения (полковому)». Такие предложения были датированы июлем 1925 года. В 1926 году инженер Рамеллини подготовил доклад о состоянии танковой промышленности в Италии. Доклад крайне интересный, в том числе потому, что там раскрывается тема колесных танков, которые проектировали Pavesi/FIAT и Analdo. Рамеллини высоко оценил FIAT 3000, и явно его не перехвалил. Для своего времени танк действительно выдающийся, особенно на фоне Renault FT. Этот отзыв послужил для дальнейших переговоров с FIAT. На сей раз предлагалось 3 танка, ценой 1800 фунтов стерлингов каждый. В случае заказа 25 танков и выше, цена падала до 1600 фунтов стерлингов. Немало, но тот же Vickers Mk.E обходился дороже. Танки поставлялись без вооружения. Срок поставки указывался как 10-11 месяцев после подписания соглашения.
Итальянская сторона пыталась демонстрировать большой интерес к своему танку со стороны других стран. Вот только посещение завода в Турине показало, что там особых активностей не ведется. Примерно в это время запускались работы по латвийскому заказу (6 танков), но про него ни слова. Наши представители старались уломать FIAT на более низкую цену — в 1650 фунтов. В конце концов получилась хитрая система. Договор от ноября 1926 года гласил, что один танк обходился в 1750 фунтов стерлингов, скидка 10%, и в итоге 1662 фунта за штуку. То есть наши представители всё же додавили. Но насчет сроков итальянцы не блефовали. Танки с заводскими номерами 107-109 прибыли 14-15 ноября 1927 года. Окончательная приёмка состоялась в декабре, в марте 1928 года их дополнительно осмотрели на военном складе №37 в Москве. Танки 107 и 108 признали 1-й категории, танк №109 имел некоторые недочеты, его засчитали по 2-й категории.
Тогда же, в марте 1928 года, состоялась торжественная передача этих танков в Красную Армию. Самым известным среди них стал «Феликс Дзержинский», официально купленный «на средства польских трудящихся». К тому моменту танки перевооружили на 37-мм пушки «Гочкис». Правда, во всём этом имелся один тонкий момент. Дело в том, что по состоянию на начало 1928 года разработка «танка сопровождения (полкового)» не просто шла, а уже закончилась принятием его на вооружение Красной Армии как Т-18. Представители Технического отдела ГУВП, которые создавали танк, даже физически не могли до него добраться ранее ноября 1927 года. Т-18 был принят на вооружение 6 июля 1927 года. Ну вы поняли. Поэтому некоторым людям, рассказывающими влажные истории про некий трофейный FIAT 3000, иногда надо сбавлять свои фантазии. На вооружение итальянской армии FIAT 3000 приняли в ноябре 1921 года, то есть даже в теории он ни на Гражданскую, ни на советско-польскую войну попасть не мог. Шукалов и Заславский, вполне возможно, видели снимки итальянского танка, но не более того.
По большому счету, итальянские танки были нужны как учебные машины, потому их судьба вполне очевидная. На 1 октября 1929 года 1 танк оказался на Мотовилихинском машиностроительном заводе. Там шли работы по освоению Т-18, итальянская машина была нужна «на посмотреть». По факту смотреть было нечего. Еще 2 танка числились на Бронетанковых командных курсах. Минимум один танк оказался в составе 3-го танкового полка (Лефортово), где также был как учебный. Он неоднократно участвовал в парадах на Красной Площади. Далее он исчез из состава полка, как и Renault FT с «Рено-русскими). Куда далее делись итальянские танки, увы, неизвестно. К 1938 году, когда случилось массовое списание устаревших танков, FIAT 3000 в Красной Армии уже не числилось. Но… иногда они возвращаются.
Напомню, что для итальянской армии построили 100 танков, а в СССР уехали машины с серийными номерами 107-109. А вот номера 101-106 принадлежали уже упомянутым танкам для Латвии. Их точно так же изготовили в 1927 году, также без вооружения. Далее в Латвии на 2 танка поставили французские 37-мм пушки SA 18, остальные танки получили станковые пулеметы MG 08. В таком виде машины с бортовыми номерами 101-106 служили в составе латвийской армии до июня 1940 года, когда Латвия вошла в состав Советского Союза. Латвийские части влились в Красную Армию, причем со своей формой, и даже танки остались как есть. Касалось это и FIAT 3000.
К моменту, когда эти танки оказались в составе Красной Армии, они были порядком изношены. Тем не менее, их, что называется, поставили на довольствие, причем судьба разбросала латвийские Vickers-Carden-Loyd и FIAT 3000 по разным частям. Английские танки оказались в 23-й танковой дивизии, а итальянские в 125-м танковом полку. Сформировали его в феврале 1941 года, причем там была смесь латвийской и литовской бронетанковой техники. Основная ее часть находилась в скверном техническом состоянии. Поэтому когда перед самым началом войны полк стал выдвигаться из места дислокации, ни один из FIAT 3000 в путь двинуться не смог. Справедливости ради, основная часть прибалтийской брони находилась примерно в том же состоянии. В бою гибли только Т-26, основа матчасти полка.
Так или иначе, но если приплюсовать 6 бывших латвийских FIAT 3000, то получится забавная картина. Получается, что Красная Армия суммарно имела наибольшее число таких танков в своём составе. Больше было только у самих итальянцев. Они даже формально воевали (в некоторых отчетах 12 МК записано, что «Фиаты» погибли в бою, но это не так). Ну а сами итальянцы в последний раз пытались применять свои танки в 1943 году. Одним словом, судьба у первого итальянского серийного танка оказалась не скучной.
Список источников:
- РГВА
- ЦГА СПб
- ЦАМО РФ
- РГАКФД
- Госкаталог
- vitber.com